Фз о валютном регулировании и валютном контроле

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле — основополагающий документ в блоке НПА, регламентирующем обращение валют в РФ. В статье дадим ответы на распространенные вопросы о системе валютного регулирования и роли закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в этой системе.

Как организованы валютные правоотношения в РФ в 2016 году

Правовое регулирование валютных операций в РФ осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1.

Как видно из схемы, участники валютных отношений — субъекты могут производить определенные операции с валютными ценностями — объектами и при этом приобретают права и обязанности, определяемые законодательством РФ в сфере валютного регулирования и контроля.

Правовое регулирование каких валютных операций предусмотрено в законодательстве

Регулируются, по сути, все операции с объектами, представленными на рисунке 1. Вместе с тем нюансы регулирующих нормативов могут зависеть от того, какой именно вид операций совершается: исходящий или входящий трансфер, переход имущественных прав на валютные ценности и т. п.

Наглядно виды регулируемых по валютному законодательству РФ 2016 операций представлены на рисунке 2.

Что представляют собой органы валютного контроля

Регулирование и контроль операций с валютой осуществляются в РФ на нескольких уровнях. На первом уровне находятся Правительство РФ и Банк России. Именно эти органы являются законодательными и издают нормативно-правовые акты общегосударственного уровня. На уровнях ниже в общей схеме контроля за регламентами в сфере операций с валютными ценностями находятся подконтрольные Правительству РФ структуры, связанные с движением средств и ценностей, выраженных в валюте. В ведении Банка России находятся агенты валютного контроля — банковские и аналогичные структуры, непосредственно осуществляющие обслуживание обращения валют и валютных ценностей. Вместе с тем на практике структуры более низких уровней, подотчетные правительству или Центробанку, могут взаимодействовать друг с другом и оказывать влияние на процесс работы по контролю и регулированию.

Детальнее система валютного контроля представлена на рисунке 3.

ВАЖНО! В 2017 году система будет изменяться.

Что является основным нормативным актом, регулирующим валютные отношения: это закон 173-ФЗ или инструкции ЦБ по валютному регулированию?

Структура законов о валютном регулировании и валютном контроле является отражением схемы органов валютного регулирования и контроля, приведенной в предыдущем разделе.

Основным нормативным актом, составляющим законодательство о валютном регулировании, является закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, принятый Госдумой, или ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле. ФЗ содержит основные аспекты правового регулирования валютных операций в РФ, а также закрепляет основы изложенных выше схем отношений и взаимодействия различных участников валютного рынка.

Со своей стороны, Банк России тоже издает соответствующие регламенты — это различные распоряжения и инструкции ЦБ по операциям с валютой, обязательные для исполнения агентами валютного контроля и через них — субъектами валютных правоотношений.

Схематично нормативно-законодательная база представлена на рисунке 4.

Про закон о валютных операциях РФ и иных нормативных документах читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Закон о валютном контроле и регулировании № 173-ФЗ является частью государственной системы регламентирования и контроля правоотношений в валютной сфере. Назначение закона — установка основных схем и аспектов взаимоотношений участников валютных операций. Кроме того, закон содержит большинство определений и понятий, которые фигурируют в других НПА, связанных с валютным законодательством РФ.

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле — основополагающий документ в блоке НПА, регламентирующем обращение валют в РФ. В статье дадим ответы на распространенные вопросы о системе валютного регулирования и роли закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в этой системе.

Как организованы валютные правоотношения в РФ в 2016 году

Правовое регулирование валютных операций в РФ осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1.

Как видно из схемы, участники валютных отношений — субъекты могут производить определенные операции с валютными ценностями — объектами и при этом приобретают права и обязанности, определяемые законодательством РФ в сфере валютного регулирования и контроля.

Правовое регулирование каких валютных операций предусмотрено в законодательстве

Регулируются, по сути, все операции с объектами, представленными на рисунке 1. Вместе с тем нюансы регулирующих нормативов могут зависеть от того, какой именно вид операций совершается: исходящий или входящий трансфер, переход имущественных прав на валютные ценности и т. п.

Наглядно виды регулируемых по валютному законодательству РФ 2016 операций представлены на рисунке 2.

Что представляют собой органы валютного контроля

Регулирование и контроль операций с валютой осуществляются в РФ на нескольких уровнях. На первом уровне находятся Правительство РФ и Банк России. Именно эти органы являются законодательными и издают нормативно-правовые акты общегосударственного уровня. На уровнях ниже в общей схеме контроля за регламентами в сфере операций с валютными ценностями находятся подконтрольные Правительству РФ структуры, связанные с движением средств и ценностей, выраженных в валюте. В ведении Банка России находятся агенты валютного контроля — банковские и аналогичные структуры, непосредственно осуществляющие обслуживание обращения валют и валютных ценностей. Вместе с тем на практике структуры более низких уровней, подотчетные правительству или Центробанку, могут взаимодействовать друг с другом и оказывать влияние на процесс работы по контролю и регулированию.

Детальнее система валютного контроля представлена на рисунке 3.

ВАЖНО! В 2017 году система будет изменяться.

Что является основным нормативным актом, регулирующим валютные отношения: это закон 173-ФЗ или инструкции ЦБ по валютному регулированию?

Структура законов о валютном регулировании и валютном контроле является отражением схемы органов валютного регулирования и контроля, приведенной в предыдущем разделе.

Основным нормативным актом, составляющим законодательство о валютном регулировании, является закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, принятый Госдумой, или ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле. ФЗ содержит основные аспекты правового регулирования валютных операций в РФ, а также закрепляет основы изложенных выше схем отношений и взаимодействия различных участников валютного рынка.

Читать еще:  Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Со своей стороны, Банк России тоже издает соответствующие регламенты — это различные распоряжения и инструкции ЦБ по операциям с валютой, обязательные для исполнения агентами валютного контроля и через них — субъектами валютных правоотношений.

Схематично нормативно-законодательная база представлена на рисунке 4.

Про закон о валютных операциях РФ и иных нормативных документах читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Закон о валютном контроле и регулировании № 173-ФЗ является частью государственной системы регламентирования и контроля правоотношений в валютной сфере. Назначение закона — установка основных схем и аспектов взаимоотношений участников валютных операций. Кроме того, закон содержит большинство определений и понятий, которые фигурируют в других НПА, связанных с валютным законодательством РФ.

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

Общие положения закона № 173-ФЗ о валютном регулировании

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) принят для защиты устойчивости рубля и стабильности валютного рынка России как важных факторов развития экономики. Общие положения закона содержат основные определения, такие как иностранная валюта и валюта РФ, резиденты и нерезиденты и т. п., а также базовые принципы валютного регулирования и контроля:

  • преобладание экономических мер при проведении валютного регулирования;
  • недопущение неоправданного вмешательства государства;
  • целостность внутренней и внешней политики России в области валютного регулирования;
  • обеспечение прав и интересов участников валютного рынка.

Валютное законодательство России состоит:

  • из ФЗ о валютном регулировании и других законов;
  • нормативных правовых актов Правительства России и других госорганов;
  • международных договоров РФ.

Все неясности и неточности валютного законодательства подлежат трактовке в пользу участников валютного рынка.

Валютное регулирование в РФ

Органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. При этом Банк России разрабатывает единые формы отчетности по валютным операциям, предписывает порядок и сроки ее сдачи.

В ст. 9 закона № 173-ФЗ установлен запрет на производство валютных перечислений резидентами между собой. Установлены исключения из этого правила, такие как:

  • расчеты в магазинах duty free в аэропортах;
  • операции с зарубежными ценными бумагами, учет прав на которые ведется в российских депозитариях и т.д.

Нерезиденты имеют право без ограничений производить между собой перевод валюты из-за границы и обратно, используя банковские счета, а на территории РФ — без открытия таковых.

Купля-продажа иностранных денежных средств осуществляется только через банки и госкорпорацию развития «ВЭБ.РФ» (п. 1 ст. 11 закона № 173-ФЗ).

Репатриация денежных средств

Основные положения репатриации валюты изложены в ст. 19 закона № 173-ФЗ.Резиденты обязаны обеспечить:

  • получение выручки на счета, открытые в полномочных банках, по контрактам, заключенным с иностранными поставщиками (нерезидентами);
  • возврат авансовых платежей, произведенных нерезидентам, при неоказании ими услуг, невыполнении работ или непоставке авансированного товара;
  • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся по условиям договоров займа.

За нарушение обязанности по репатриации денежных средств предусмотрена ответственность:

  • Административная (по ст. 15.25 КоАП) за неполучение валюты на свои банковские счета. Устанавливается в виде штрафа, исчисляемого исходя из 1/150 учетной ставки Банка России за каждый день просрочки зачисления денежных средств. При этом именно провинившиеся должны доказать, что ими были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки. В противном случае избежать ответственности не удастся (постановление ВС РФ от 14.09.2016 № 309-АД16-11251 по делу № А76-17359/2015). При отсутствии объективных препятствий к получению валютной выручки юрлица также привлекаются к ответственности (постановление ВС РФ от 04.07.2016 № 308-АД16-2473 по делу № А20-1541/2015).
  • Уголовная (по ч. 1 ст. 193 УК РФ) предусматривает штраф 200 000 – 500 000 руб. или реальный срок до 3 лет. При наличии отягчающих обстоятельств (крупного размера, использования подложных документов и др.) срок лишения свободы увеличивается до 5 лет и предусматривается одновременное взимание штрафа до 1 млн руб.

Изменения валютного законодательства, произошедшие в 2018 году

В 2018 в валютном законодательстве произошли многочисленные изменения, приведем наиболее важные из них.

Закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 427-ФЗ с 01.01.2018:

  • изменил понятие валютного резидентства в отношении граждан России. С указанной даты резидентами являются все граждане РФ, даже те, что не менее 1 года проживают за границей.
  • физлица – резиденты, которые более 183 дней в году проживали за рубежом, освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах, открытых за границей.

Закон «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ с 14.05.2018 ввел обязанность резидентов и нерезидентов указывать во внешнеторговых договорах сроки исполнения обязательств и уведомлять уполномоченные банки об этих сроках.

Закон «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ возложил на резидентов обязанность по репатриации на свои счета денежных средств, которые им причитаются по договорам займа.

Закон «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 146-ФЗ с 29.07.2018 ввел правило, что резидент признается выполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством.

Закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ отнес к нерезидентам иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствием с законом «О международных компаниях».

Изменения в валютном законодательстве РФ с 2019 года

В настоящее время несколько законопроектов находятся в стадии рассмотрения и могут вступить в силу в течение 2019 года:

  • Законопроектом № 632702-7 о внесении изменений в закон № 173-ФЗ о валютном регулировании предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в РФ в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера. В настоящее время такими полномочиями обладает только Минфин России.
  • Законопроект № 570729-7 содержит положения, касающиеся ограничений оборота долларов США в сфере физической культуры и спорта. Проект федерального закона предусматривает, что резиденты, являющиеся субъектами физической культуры и спорта и желающие продать (купить) доллары США, обязаны представить в уполномоченные банки документы, подтверждающие их право на продажу (покупку) долларов США.
Читать еще:  Дополнительный оплачиваемый отпуск - продолжительность

Валютное законодательство стоит на страже стабильности рубля как одной из важных составляющих экономики. Изменение экономической ситуации приводит к изменению валютного регулирования: где-то даются послабления, где-то, наоборот, происходит ужесточение ответственности.

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

Общие положения закона № 173-ФЗ о валютном регулировании

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) принят для защиты устойчивости рубля и стабильности валютного рынка России как важных факторов развития экономики. Общие положения закона содержат основные определения, такие как иностранная валюта и валюта РФ, резиденты и нерезиденты и т. п., а также базовые принципы валютного регулирования и контроля:

  • преобладание экономических мер при проведении валютного регулирования;
  • недопущение неоправданного вмешательства государства;
  • целостность внутренней и внешней политики России в области валютного регулирования;
  • обеспечение прав и интересов участников валютного рынка.

Валютное законодательство России состоит:

  • из ФЗ о валютном регулировании и других законов;
  • нормативных правовых актов Правительства России и других госорганов;
  • международных договоров РФ.

Все неясности и неточности валютного законодательства подлежат трактовке в пользу участников валютного рынка.

Валютное регулирование в РФ

Органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. При этом Банк России разрабатывает единые формы отчетности по валютным операциям, предписывает порядок и сроки ее сдачи.

В ст. 9 закона № 173-ФЗ установлен запрет на производство валютных перечислений резидентами между собой. Установлены исключения из этого правила, такие как:

  • расчеты в магазинах duty free в аэропортах;
  • операции с зарубежными ценными бумагами, учет прав на которые ведется в российских депозитариях и т.д.

Нерезиденты имеют право без ограничений производить между собой перевод валюты из-за границы и обратно, используя банковские счета, а на территории РФ — без открытия таковых.

Купля-продажа иностранных денежных средств осуществляется только через банки и госкорпорацию развития «ВЭБ.РФ» (п. 1 ст. 11 закона № 173-ФЗ).

Репатриация денежных средств

Основные положения репатриации валюты изложены в ст. 19 закона № 173-ФЗ.Резиденты обязаны обеспечить:

  • получение выручки на счета, открытые в полномочных банках, по контрактам, заключенным с иностранными поставщиками (нерезидентами);
  • возврат авансовых платежей, произведенных нерезидентам, при неоказании ими услуг, невыполнении работ или непоставке авансированного товара;
  • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся по условиям договоров займа.

За нарушение обязанности по репатриации денежных средств предусмотрена ответственность:

  • Административная (по ст. 15.25 КоАП) за неполучение валюты на свои банковские счета. Устанавливается в виде штрафа, исчисляемого исходя из 1/150 учетной ставки Банка России за каждый день просрочки зачисления денежных средств. При этом именно провинившиеся должны доказать, что ими были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки. В противном случае избежать ответственности не удастся (постановление ВС РФ от 14.09.2016 № 309-АД16-11251 по делу № А76-17359/2015). При отсутствии объективных препятствий к получению валютной выручки юрлица также привлекаются к ответственности (постановление ВС РФ от 04.07.2016 № 308-АД16-2473 по делу № А20-1541/2015).
  • Уголовная (по ч. 1 ст. 193 УК РФ) предусматривает штраф 200 000 – 500 000 руб. или реальный срок до 3 лет. При наличии отягчающих обстоятельств (крупного размера, использования подложных документов и др.) срок лишения свободы увеличивается до 5 лет и предусматривается одновременное взимание штрафа до 1 млн руб.

Изменения валютного законодательства, произошедшие в 2018 году

В 2018 в валютном законодательстве произошли многочисленные изменения, приведем наиболее важные из них.

Закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 427-ФЗ с 01.01.2018:

  • изменил понятие валютного резидентства в отношении граждан России. С указанной даты резидентами являются все граждане РФ, даже те, что не менее 1 года проживают за границей.
  • физлица – резиденты, которые более 183 дней в году проживали за рубежом, освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах, открытых за границей.

Закон «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ с 14.05.2018 ввел обязанность резидентов и нерезидентов указывать во внешнеторговых договорах сроки исполнения обязательств и уведомлять уполномоченные банки об этих сроках.

Закон «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ возложил на резидентов обязанность по репатриации на свои счета денежных средств, которые им причитаются по договорам займа.

Закон «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 146-ФЗ с 29.07.2018 ввел правило, что резидент признается выполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством.

Закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ отнес к нерезидентам иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствием с законом «О международных компаниях».

Изменения в валютном законодательстве РФ с 2019 года

В настоящее время несколько законопроектов находятся в стадии рассмотрения и могут вступить в силу в течение 2019 года:

  • Законопроектом № 632702-7 о внесении изменений в закон № 173-ФЗ о валютном регулировании предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в РФ в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера. В настоящее время такими полномочиями обладает только Минфин России.
  • Законопроект № 570729-7 содержит положения, касающиеся ограничений оборота долларов США в сфере физической культуры и спорта. Проект федерального закона предусматривает, что резиденты, являющиеся субъектами физической культуры и спорта и желающие продать (купить) доллары США, обязаны представить в уполномоченные банки документы, подтверждающие их право на продажу (покупку) долларов США.
Читать еще:  Интернет-торговля — вне енвд

Валютное законодательство стоит на страже стабильности рубля как одной из важных составляющих экономики. Изменение экономической ситуации приводит к изменению валютного регулирования: где-то даются послабления, где-то, наоборот, происходит ужесточение ответственности.

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

Общие положения закона № 173-ФЗ о валютном регулировании

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) принят для защиты устойчивости рубля и стабильности валютного рынка России как важных факторов развития экономики. Общие положения закона содержат основные определения, такие как иностранная валюта и валюта РФ, резиденты и нерезиденты и т. п., а также базовые принципы валютного регулирования и контроля:

  • преобладание экономических мер при проведении валютного регулирования;
  • недопущение неоправданного вмешательства государства;
  • целостность внутренней и внешней политики России в области валютного регулирования;
  • обеспечение прав и интересов участников валютного рынка.

Валютное законодательство России состоит:

  • из ФЗ о валютном регулировании и других законов;
  • нормативных правовых актов Правительства России и других госорганов;
  • международных договоров РФ.

Все неясности и неточности валютного законодательства подлежат трактовке в пользу участников валютного рынка.

Валютное регулирование в РФ

Органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. При этом Банк России разрабатывает единые формы отчетности по валютным операциям, предписывает порядок и сроки ее сдачи.

В ст. 9 закона № 173-ФЗ установлен запрет на производство валютных перечислений резидентами между собой. Установлены исключения из этого правила, такие как:

  • расчеты в магазинах duty free в аэропортах;
  • операции с зарубежными ценными бумагами, учет прав на которые ведется в российских депозитариях и т.д.

Нерезиденты имеют право без ограничений производить между собой перевод валюты из-за границы и обратно, используя банковские счета, а на территории РФ — без открытия таковых.

Купля-продажа иностранных денежных средств осуществляется только через банки и госкорпорацию развития «ВЭБ.РФ» (п. 1 ст. 11 закона № 173-ФЗ).

Репатриация денежных средств

Основные положения репатриации валюты изложены в ст. 19 закона № 173-ФЗ.Резиденты обязаны обеспечить:

  • получение выручки на счета, открытые в полномочных банках, по контрактам, заключенным с иностранными поставщиками (нерезидентами);
  • возврат авансовых платежей, произведенных нерезидентам, при неоказании ими услуг, невыполнении работ или непоставке авансированного товара;
  • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся по условиям договоров займа.

За нарушение обязанности по репатриации денежных средств предусмотрена ответственность:

  • Административная (по ст. 15.25 КоАП) за неполучение валюты на свои банковские счета. Устанавливается в виде штрафа, исчисляемого исходя из 1/150 учетной ставки Банка России за каждый день просрочки зачисления денежных средств. При этом именно провинившиеся должны доказать, что ими были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки. В противном случае избежать ответственности не удастся (постановление ВС РФ от 14.09.2016 № 309-АД16-11251 по делу № А76-17359/2015). При отсутствии объективных препятствий к получению валютной выручки юрлица также привлекаются к ответственности (постановление ВС РФ от 04.07.2016 № 308-АД16-2473 по делу № А20-1541/2015).
  • Уголовная (по ч. 1 ст. 193 УК РФ) предусматривает штраф 200 000 – 500 000 руб. или реальный срок до 3 лет. При наличии отягчающих обстоятельств (крупного размера, использования подложных документов и др.) срок лишения свободы увеличивается до 5 лет и предусматривается одновременное взимание штрафа до 1 млн руб.

Изменения валютного законодательства, произошедшие в 2018 году

В 2018 в валютном законодательстве произошли многочисленные изменения, приведем наиболее важные из них.

Закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 427-ФЗ с 01.01.2018:

  • изменил понятие валютного резидентства в отношении граждан России. С указанной даты резидентами являются все граждане РФ, даже те, что не менее 1 года проживают за границей.
  • физлица – резиденты, которые более 183 дней в году проживали за рубежом, освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах, открытых за границей.

Закон «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ с 14.05.2018 ввел обязанность резидентов и нерезидентов указывать во внешнеторговых договорах сроки исполнения обязательств и уведомлять уполномоченные банки об этих сроках.

Закон «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ возложил на резидентов обязанность по репатриации на свои счета денежных средств, которые им причитаются по договорам займа.

Закон «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 146-ФЗ с 29.07.2018 ввел правило, что резидент признается выполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством.

Закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ отнес к нерезидентам иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствием с законом «О международных компаниях».

Изменения в валютном законодательстве РФ с 2019 года

В настоящее время несколько законопроектов находятся в стадии рассмотрения и могут вступить в силу в течение 2019 года:

  • Законопроектом № 632702-7 о внесении изменений в закон № 173-ФЗ о валютном регулировании предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в РФ в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера. В настоящее время такими полномочиями обладает только Минфин России.
  • Законопроект № 570729-7 содержит положения, касающиеся ограничений оборота долларов США в сфере физической культуры и спорта. Проект федерального закона предусматривает, что резиденты, являющиеся субъектами физической культуры и спорта и желающие продать (купить) доллары США, обязаны представить в уполномоченные банки документы, подтверждающие их право на продажу (покупку) долларов США.

Валютное законодательство стоит на страже стабильности рубля как одной из важных составляющих экономики. Изменение экономической ситуации приводит к изменению валютного регулирования: где-то даются послабления, где-то, наоборот, происходит ужесточение ответственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector