Как платить налог на землю, если кадастровая стоимость участка не определена

Считаем земельный налог без кадастровой стоимости

Как правило, базу по земельному налогу рассчитывают на основании кадастровой стоимости участка. При ее отсутствии используют нормативную цену участка. Если нет данных по обоим этим показателям, налоговую базу рассчитать невозможно, так как нет объекта налогообложения.

Елена Подлипалина, аттестованный профессиональный бухгалтер

Экспертиза статьи:
Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Из документа

Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 Статья 25

Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Компания – владелец земельного участка для расчета суммы земельного налога (авансового платежа по нему) должна знать кадастровую стоимость этого объекта, срок владения им в течение отчетного (налогового) периода, а также налоговую ставку.

Налоговую ставку определяют представительные органы муниципальных образований и власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а ее максимальный размер установлен в Налоговом кодексе 1 . Кадастровую стоимость земли по состоянию на 1 января текущего года 2 определяет Росреестр 3 путем проведения ее оценки 4 в соответствии с законодательством об оценочной деятельности 5 . Оценка проводится не реже одного раза в 5 лет 6 .

Фирма может запросить информацию о кадастровой стоимости своего земельного участка, направив в ближайшее территориальное отделение Росреестра письменный запрос в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре недвижимости 7 (см. образец на с. 23). Эта информация также размещается в Интернете на официальном сайте ведомства 8 .

Если кадастровая стоимость отсутствует

Если кадастровую стоимость участка определить невозможно (Росреестр не предоставил ин­формацию), при расчете зе­мель­ного налога (авансовых плате­жей по нему) фирме следует применять показатель «нормативная цена земли» 9 . Минфин России 10 , ФНС России 11 и суды 12 придерживаются такого же мнения.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Правительством РФ 13 . Обя­зан­ность ее расчета возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. Они определяют нормативную цену для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями повышать или понижать установленную региональными властями нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. При этом нормативная цена не должна превышать 75 процентов от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Для получения документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка фирме следует обратиться в районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и земле­устройству, направив соответствующий запрос (заявление), составленный в произвольной форме.

Если же в отношении земельного участка не определена ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена, то по такому объекту отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога и рассчитывать его не нужно 14 . Вместе с тем компании стоит позаботиться о доказательствах того факта, что кадастровая стоимость и нормативная цена для земельного участка не установлены. Необходимо иметь соответствующие документы от уполномоченных органов, в которые фирма направляла запросы для полу­чения информации об этих по­казателях.

Отражаем земельный налог в учете

Порядок отражения земельного налога (авансовых платежей по нему) в бухгалтерском учете зависит от того, в каких целях компания использует участок. Если объект участвует в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог необходимо включать в состав расходов по обычным видам деятельности 15 и отражать по дебету счетов учета затрат на производство в коррес­понденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Земельный налог» (далее – субсчет 68 «Земельный налог»).

Если же фирма использует участок в деятельности, доходы от которой признаются прочими, то и земельный налог следует учитывать в составе прочих расходов 16 и отражать по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».

Когда компания ведет на своем участке строительство здания или сооружения, то сумму земельного налога, начисленную в период строительства, следует включать в первоначальную стоимость возводимого объекта (до момента принятия его на учет в составе основных средств 17 . Начисление налога в этом случае производится по дебету счета 08.3 «Строительство объектов основных средств» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».

В целях расчета налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) фирма может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату отражения ее в учете (если фирма использует метод начисления 18 ). Если же компания применяет кассовый метод, то суммы земельного налога (авансовых платежей) включаются в базу по налогу на прибыль в момент уплаты их в бюджет 19 .

Рассмотрим на примере порядок расчета и отражения в учете земельного налога на основании нормативной цены земли.

16.10.2013 фирма приобрела в г. Москве земельный участок вместе со стоящим на нем офисным зданием. Цель покупки – последующая сдача внутренних помещений в аренду. Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» устанавливает в отношении данного участка налоговую ставку в размере 1,5%. Срок уплаты земельного налога – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 01.02.2014).

В связи с тем, что Росреестр не предоставил информацию о кадастровой стоимости участка, фирма запросила и получила в городском комитете по земельным ресурсам справку о его нормативной цене. Она составляет 2 000 000 руб.

Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. равна:

2 000 000 руб. x 1,5% x 2 мес. : 12 мес. = 5000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет «Земельный налог» – 5000 руб. – отражена сумма земельного налога за 2013 г.; ДЕБЕТ 68 субсчет «Земельный налог» КРЕДИТ 51 5000 руб. – сумма земельного налога перечислена в бюджет (не позднее 01.02.2014)


начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

Считаем земельный налог по нормативной цене участка

В случае если кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена, для расчета земельного налога используют нормативную цену земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), в том числе и в судебных спорах (п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-I).

Порядок расчета нормативной цены земли установлен пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319. Расчет ежегодно производят органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

Обязанность выдавать заинтересованным лицам документ (в виде соответствующей справки или акта) о норма­тивной цене земли конкретного земельного участка возло­жена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время – территориальные отделы управлений Росреестра по субъектам РФ) (п. 4 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

Если же в отношении земельного участка не могут быть определены ни кадастровая стоимость, ни норматив­ная цена земли, то отсутствует и база по расчету земельного налога для этого участка.

2 п. 1 ст. 391 НК РФ

3 пост. Правительства РФ от 01.06.2009 № 457

4 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ

5 п. 1 пост. Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее – Постановление № 316)

6 п. 3 Постановления № 316

7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ; п. 1 пост. Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 (далее – Постановление № 52)

8 п. 2 Постановления № 52, https://rosreestr.ru/wps/portal/

9 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ

10 письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85, от 09.08.2012 № 03-05-04-02/75, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/75

11 письмо ФНС России от 13.10. 2011 № ЗН-4-11/16897@

12 п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07. 2009 № 54

13 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319

14 письмо Минфина России от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15

15 пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99)

16 пп. 4, 11 ПБУ 10/99

17 пп. 8, 14 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н

18 подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/333

Исчисляем земельный налог, если кадастровая стоимость поменялась или неизвестна

Земельный налог уплачивается в отношении участков, поставленных на кадастровый учет. Но бывает, что кадастровая стоимость на участок не определена и нет акта, устанавливающего стоимость такого участка. Как рассчитать налог в этом случае? Давайте разбираться.

Читать еще:  Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Узнаем кадастровую стоимость земли

База для расчета земельного налога определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом.

По земельным участкам, образованным в течение календарного года, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сведения о кадастровой стоимости доводятся до плательщиков земельного налога двумя способами:

1) предоставляются по письменному заявлению в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

2) размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в интернете.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщика».

Получается, чтобы определить налоговую базу по земельному налогу, нужно подать заявление о предоставлении сведений либо найти необходимые данные в интернете. Первый вариант предпочтительнее, так как предприятие будет иметь письменное подтверждение кадастровой стоимости своего участка.

Если кадастровая стоимость пересмотрена

Бывает, что региональные власти пересматривают (чаще всего повышают) кадастровую стоимость земли задним числом.

К примеру, распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. № 236-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Московской области по состоянию на 1 января 2010 года.

И у организаций, уплачивающих земельный налог, возник закономерный вопрос: нужно ли произвести пересчет налоговой базы за 2010–2011 годы?

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15, при утверждении новых результатов государственной оценки земельный налог нужно пересчитать. Но только в том случае, если это улучшает положение налогоплательщика.

Однако необходимо учесть один нюанс.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О, правовое регулирование земельного налога состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.

Соответственно, региональные нормативные акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков действуют на общих основаниях. То есть Конституционный суд отсылает нас к статье 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах:

– вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

– акты, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства и пр., обратной силы не имеют;

– акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они это прямо предусматривают.

Поскольку в распоряжении № 236-РМ не указано, что оно распространяется на предыдущие периоды, то для целей расчета земельного налога оно вступает в силу только с 1 января 2012 года.

Аналогичными аргументами можно воспользоваться, если сходная ситуация сложилась в иных регионах.

Если кадастровая стоимость земли не определена

А вот если кадастровая стоимость земельного участка вообще не определена, следует руководствоваться положениями пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.

То есть для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости).

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 (далее – постановление № 319) ежегодно определять нормативную цену земли обязаны органы исполнительной власти субъектов РФ.

Документ о нормативной цене земли выдают заинтересованным лицам районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (п. 4 постановления № 319).

Если окажется, что кадастровая стоимость земельного участка не определена, налогоплательщик должен обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству за документом о нормативной цене участка.

Если же и нормативная цена земли не определена, то, по мнению Минфина России (письмо от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15), в этом случае отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога. Для того чтобы подтвердить тот факт, что кадастровая стоимость и нормативная цена для конкретного земельного участка не установлены, желательно иметь соответствующие документы от уполномоченных органов.

Межевание земли

Бывают случаи, когда на тот или иной участок нет документов о межевании. Но в то же время участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с приблизительной площадью. Возникает ли в данном случае обязанность по уплате земельного налога? По мнению чиновников, возникает (письмо Минфина России от 19 апреля 2012 г. № 03-05-06-02/32).

Без межевания участка невозможна госрегистрация права на него. Однако если в ЕГРП отсутствует информация о существующих правах на участок, то плательщик земельного налога определяется на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих право на землю. Это установлено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ.

Такими документами могут быть оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы; соответствующее решение о предоставлении земельного участка и т. д.

Статья напечатана в журнале «Учет в производстве» №6, июнь 2012 г.

Как рассчитать и заплатить авансы по земельному налогу, если кадастровая стоимость земельного участка не определена?

Вопрос-ответ по теме

Организация имела 2 земельных участка, с 01.07.2017 года участки объединили, на новый участок нет кадастровой стоимости? Как рассчитать и заплатить авансы по земельному налогу, если кадастровая стоимость земельного участка не определена?

Отвечает Мария Жукова, эксперт по налогам и сборам.

Авансовые платежи (земельный налог) по выбывшим участкам рассчитывайте с учетом коэффициента Кв. Порядок расчета этого коэффициента приведен ниже в полном ответе. При определении количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, учитываются месяцы, в которых право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно (прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно). Месяцы, в которых право на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются.

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Поэтому земельный налог на смежные участки нужно рассчитывать как для участков, выбывающих в течение периода. При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января налогового периода.

Для объединенного участка используют кадастровую стоимость, установленную на дату его постановки на кадастровый учет. Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, обязанность по уплате авансовых платежей (земельного налога) не возникает. Нормативная цена земли в этом случае не используется.

Обоснование

1.Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

1.Из Земельного кодекса

«Статья 11.6. Объединение земельных участков

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.»

2.Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организации рассчитать земельный налог

Чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать:

 кадастровую стоимость земельного участка;

Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.

Начиная с 2015 года самостоятельно рассчитывать земельный налог должны только организации. Для предпринимателей, так же как и для других граждан – владельцев земельных участков, сумму земельного налога рассчитают налоговые инспекции.

Такой порядок установлен пунктами 2 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Кадастровая стоимость

На какую дату определять кадастровую стоимость участка для расчета земельного налога

При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату внесения в Единый государственные реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, на основании которых эта стоимость определяется (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Читать еще:  Приказ о снятии дисциплинарного взыскания - образец

О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. Кто должен платить земельный налог.

Как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога

Узнать кадастровую стоимость можно через сервис или интерактивную карту на официальном сайте Росреестра. А также вы можете направить официальный запрос в территориальное отделение ведомства. Услуга бесплатная. Это следует из части 1 статьи 62 и части 4 статьи 63 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ и подтверждается письмом ФНС России 7 февраля 2017 № БС-4-21/2140.

Как рассчитать земельный налог, если право на участок возникло или утрачено в середине года

Если вещное право на земельный участок возникает или прекращается в течение года, то земельный налог (авансовые платежи по налогу) рассчитайте с учетом коэффициента Кв:

Если не определена кадастровая или нормативная стоимость земельного участка, то в отношении такого участка земельный налог не уплачивается

Вопрос:

ООО является собственником земельных участков, уплачивает земельный налог.

Согласно п. 1 Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010. То есть размер новой кадастровой стоимости фактически был установлен и распространен на прошлый период.

В соответствии со ст. ст. 390 — 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 должна быть изменена налоговая база за 2010, 2011 гг. и произведен перерасчет земельного налога. Вместе с тем орган, осуществляющий кадастровый учет, на основании ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предоставляет информацию о кадастровой стоимости земельного участка только по состоянию на дату запроса и, следовательно, у ООО отсутствует возможность получить информацию о внесении изменений в кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2010 г. и 2011 г.

ООО направило запрос о предоставлении кадастровых справок в отношении земельных участков. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росреестра по Московской области, сведения о новой кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 и, соответственно, 01.01.2011 не были своевременно внесены в данные кадастрового учета.

Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения предоставляются по письменному заявлению заявителя органом, осуществляющим кадастровый учет, а также размещаются на официальном сайте такого органа. При этом законодательством не установлено преимущество ни одного из указанных способов получения информации о кадастровой стоимости земельных участков.

Может ли ООО в целях исчисления земельного налога использовать данные о кадастровой стоимости, утвержденные в Распоряжении Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ, при отсутствии таких данных в реестре кадастрового учета?

Подлежит ли применению новая кадастровая стоимость, установленная Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ по состоянию на 01.01.2010 и внесенная в данные кадастрового учета, которая ухудшает положение ООО? Возникает ли у ООО обязанность произвести перерасчет суммы земельного налога за 2010 г.?

Как определяется налоговая база по земельному налогу, если кадастровая стоимость в отношении земельного участка не установлена и при этом не принят ненормативный акт, устанавливающий нормативную стоимость такого земельного участка?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 марта 2012 г. N 03-05-05-02/15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

На основании п. 4 ст. 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом отмечаем, что положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса).

Исходя из положений вышеназванного Определения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания п. 5 ст. 5 Налогового кодекса действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, полагаем, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

На основании ст. 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

Таким образом, если в отношении земельного участка не определена кадастровая или нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Земельный участок образован 1,5 года назад, а кадастровая стоимость определена только 24 января 2018 года. Как платить земельный налог?

Земельный участок образован в августе 2016 года, а кадастровая стоимость появилась в ЕГРН только в январе 2018 — дата стоит 24 января 2018 года.

Как платить земельный налог?

По положениям 391 ст. НК РФ с 1 января 2019 года.

Так как с даты внесения данных в ЕГРН платят только в случае, если земельный участок образован в текущем налоговом периоде.

В нашем случае участок сформирован 1,5 года назад и не имел все это время кадастровой стоимости. Выписки заказывали. В наличии.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 497 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Здравствуйте Борис Юрьевич!

НК РФ Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Читать еще:  Страховые взносы не планируют увеличивать до 2017 г.

Позиция по данному вопросу ФНС выражена в ПИСЬМЕ ФНС РФ от 05.10.2016 № БС-4-11/18836@

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции до 23.06.2014) (далее — Федеральный закон N 137-ФЗ) в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации,применяется нормативная цена земли.

В этой связи в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, в целях уплаты земельного налога следовало применять нормативную цену земли.Аналогичная позиция выражена в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2009 г. N 54

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКШИХ У АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ,
СВЯЗАННЫХ С ВЗИМАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

7. Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Вопрос был, как сейчас?

Посмотрите мой комментарий выше, пожалуйста.

Возможно, не увидели.

Но в этом же письме далее по тексту:

— С 1 марта 2015 года пункт 13 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ утратил силу согласно Федеральному закону от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По мнению ФНС России, применение нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, является правомерным при исчислении земельного налога за 2015 год в части января — февраля 2015 года.

Дополнительно сообщаем, что данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации.

В данном случае имеет значение установлена ли нормативная цена земли или нет, порядок установления нормативной цены установлен

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 15 марта 1997 г. N 319 «О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ» так согласно данного постановления установлено следующее.

1.Нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
2. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
3. Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
4. Возложить на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдачу заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

В том случае если данная цена отсутствует, то нет обязанности по уплате налога.

Все, что касается нормативной цены земли отменено в 2015 году применительно к земельному налогу.

Что то с датой начиная с 2016 года нужно!

Земельный участок образован 1,5 года назад, а кадастровая стоимость определена только 24 января 2018 года. Как платить земельный налог?

Соловьев Борис Юрьевич

Добрый день, Борис Юрьевич!

Исходя из всех разъяснений Минфина и судебных актов высших судов, если нет кадастровой стоимости — то нужно платить исходя из нормативной стоимости. А если нет и нормативной, то нет налоговой базы — в этом случае налог не уплачивается.

Вопрос: Как рассчитать земельный налог, если кадастровая стоимость земельного участка не определена?

Ответ: Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, налог рассчитывается исходя из нормативной цены земли. А если не определена и его нормативная стоимость, то отсутствует и налоговая база для исчисления земельного налога.

Обоснование: На основании ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
При этом следует иметь в виду, что согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.
Правомерность применения нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, подтверждается положением п. 7 Постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 N 54.
В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, если в отношении земельного участка не определена кадастровая или нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15.

О.Марова
Эксперт журнала
«Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать
02.12.2013

Это, простите, из прошлой жизни.

Вопрос про Сейчас!

Вопрос про Сейчас!

Соловьев Борис Юрьевич

А сейчас вот. Разъяснения касаются физлиц, но механизм исчисления налога тот же.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: О земельном налоге в отношении земельного участка, сведения о кадастровой стоимости которого отсутствуют в кадастре недвижимости.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 января 2017 г. N 03-05-06-02/3059

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в кадастр недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 4 статьи 391 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Учитывая изложенное, при отсутствии в кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.
Одновременно отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Кодекса).

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
24.01.2017

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector