Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
«Об электронной подписи»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 12 марта, 28 июня 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 июня 2016 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

6 апреля 2011 г.

Принят новый Закон об электронной подписи (далее — ЭП).

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн руб. Еще одно условие — наличие в штате квалифицированных сотрудников.

Максимальный срок аккредитации — 5 лет.

Предусмотрены механизмы признания иностранных ЭП.

Федеральный закон вступает в действие со дня официального опубликования. Прежний закон утрачивает силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2036, в «Парламентской газете» от 8 апреля 2011 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., за исключением изменений в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон 63-ФЗ об электронной подписи

Нормативно-правовое регулирование в сфере ЭДО с использованием цифровых подписей закреплено в Федеральном законе. Этот документ не только дает основные определения терминов и типов ЭП, но и закрепляет за каждой юридическую силу, определяет функциональность удостоверяющих центров и т.д.

Цели закона

Цифровая подпись разработана для обеспечения безопасного ведения электронного документооборота. Для ее создания разные криптографические алгоритмы преобразуют информацию, используя специальный закрытый ключ ЭП. Результат процесса — идентификация владельца сертификата и установление неизменности информации после заверения.

ФЗ 63 от 25 марта 2011 года определяет и прописывает правила использования ЭЦП и особенности применения цифрового реквизита в сфере государственного управления и в информационных системах. Последняя редакция от 23.06.2017 г. под номером 220-ФЗ внесла уточнения в главу 6: с помощью ЭЦП можно подписать сразу пакет ЭД, и каждый из них будет являться подписанным. Если в пакет входят документы, сформированные сторонними лицами и подписанные ими в соответствии с требованиями законодательства, то они не подлежат дополнительной заверке ЭП. При необходимости возможно подписание одного документа несколькими лицами.

Сфера действия

Правовые отношения в области использования электронных подписей распространяются на:

  • Заключение гражданско-правовых сделок;
  • Оказание муниципальных и государственных услуг и выполнение обязанностей;
  • Совершение действий, предусмотренных ФЗ РФ, ведущих к возникновению иных юридических последствий.

Федеральный закон состоит из 20 статей. Первые 4 рассматривают возможности и сферы применения законопроекта, основные понятия и принципы использования ЭЦП. Затем начинается базовая часть, включающая:

  • Виды цифровой подписи — простая, усиленная, квалифицированная и неквалифицированная;
  • Условия признания ЭД и ЭП;
  • Права органов власти в аккредитации и контроля за работой УЦ;
  • Типы криптографической защиты;
  • Применение простой цифровой подписи;
  • Обязанности сторон сделки с применением усиленной подписи;
  • Признание юридической силы КЭП и средства ее контроля;
  • Условия функциональности УЦ.

Заключительные статьи представляют собой итоговые положения, даты вступления в силу законопроекта и обобщают документ.

Используемые понятия

Федеральный закон об электронной подписи затрагивает все сферы использования цифрового инструмента, а также его выдачу, виды, основные определения и отношения с государственными органами и услугами.

Цифровая подпись

Представляет собой информацию в электронном виде, связанную с аналогичными данными и соединенную с заверяемой информацией. Также ЭЦП может быть связана с данными, позволяющими определить автора документа или иными сведениями. В новой редакции законопроекта рассмотрены все необходимые определения.

Квалифицированный сертификат

Нужен он для подтверждения соответствия ключа, проверки цифровой подписи и владельца сертификата. Сертификат ключа проверки электронной подписи — это бумажный или электронный документ, полученный клиентом от УЦ. Квалифицированный сертификат (КС) выпускается и применяется в порядке, предусмотренном ФЗ и иными правовыми документами. Право выпуска сертификата имеют только аккредитованные УЦ или уполномоченные федеральные органы.

Владельцем КС закон признает человека, на имя которого был выдан настоящий сертификат.

Ключ ЭП представляет собой уникальный порядок символов, а ключ проверки — это последовательность знаков, позволяющая подтвердить подлинность ЭП.

Удостоверяющий центр

УЦ создан для осуществления деятельности по формированию, выдаче и поддержанию работы КС. Владельцем центра может быть как организация, так и ИП, государственный орган или орган местного самоуправления. Для получения аккредитации УЦ должен соответствовать требованиям настоящего закона и иметь необходимое ПО, аппаратные устройства и квалифицированных сотрудников.

Средства ЭП

К ним относятся сложные криптографические устройства, необходимые для формирования и проверки ЭП, ключей ЭЦП и их проверки. К участникам электронного взаимодействия закон относит физических и юридических лиц, включая государственные органы, которые производят обмен данными в электронном виде.

Основные положения

В статье 4 настоящего законопроекта определяются основные принципы использования электронно-цифровой подписи. Они действуют постоянно, за исключением случаев, прописанных отдельно в ФЗ или в соглашении сторон ЭДО. Если подпись сформирована в соответствии с законом иностранного государства и нормой международного стандарта, а также отвечает требованиям закона 63-ФЗ, то такая электронная подпись признается в России.

Законом выделяются 3 вида электронной подписи:

  1. Простая — это пара логина и пароля или код, присланный в виде СМС, для входа в личный кабинет на сайте и подтверждения действий.
  2. Неквалифицированная — обладает большим рядом возможностей, а получают ее путем криптографических преобразований данных. НЭП позволяет обнаружить изменения, внесенные в документ после заверения.
  3. Квалифицированная ЭП — более сложный и юридически полноценный вид заверения ЭД.
Читать еще:  Унифицированная форма № ос-4 - акт о списании объекта ос

КЭП должна отвечать требованиям к предыдущему типу ЭП, а также:

  • Иметь дополнительно ключ проверки ЭП, указанный в сертификате;
  • Проверяться и создаваться при помощи сертифицированных программных средств.

Законодательством запрещена передача ЭЦП другому лицу, т.к. она позволяет определить и подтвердить владельца и равнозначна личной подписи.

Электронный документ с простой или неквалифицированной цифровой подписью имеет тождественную ручной подписи силу, если это установлено дополнительным соглашением между сторонниками ЭДО. Нормативные акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания документов в ЭФ, заверенные НЭП, равносильны бумажным документам с личной подписью. Полная юридическая сила простой подписи возможна, только если документы составлены и подписаны в соответствии с требованиями статьи 3 ФЗ-63. Подписание документов КЭП не нуждается в подтверждении сторонними актами.

Роль удостоверяющего центра

Уполномоченный федеральный орган (УФО) создается с целью:

  • Аккредитации УЦ;
  • Контроля за соблюдением норм, установленных федеральным законодательством и правовыми актами;
  • Выдачи предписаний об устранении недостатков в работе;
  • Осуществления полномочий вышестоящего УЦ по отношению к аккредитованным удостоверяющим центрам.

УФО хранит информацию обо всех аккредитованных центрах: действующих и прекративших работу, а также приостановивших деятельность в связи с отозванной аккредитацией.

Деятельность УЦ

Работа удостоверяющего центра связана с:

  • Созданием и выдачей сертификатов ключей проверки ЭП и контролем за их использованием;
  • Выдачей средств ЭП и ключа ЭП, ключа ее проверки или средств, для обеспечения создания ключей;
  • Ведением реестра выданных сертификатов ключей проверки ЭП и установлением порядка его ведения.

Информация, содержащаяся в реестре сертификатов, должна быть актуальной и защищенной от доступа третьих лиц. Удостоверяющий центр, осуществляющий выдачу сертификатов, обязан:

  • В письменной форме доводить до сведения клиентов информацию о правилах пользования ЭП и средств ЭП, рисках и необходимых мерах защиты;
  • Предоставлять доступ к реестру сертификатов;
  • Обеспечивать сохранность ключей ЭП.

В квалифицированном сертификате, выданном клиенту, УЦ должен указать:

  • Номер сертификата, срок его выдачи и дату окончания действия;
  • СНИЛС;
  • Ключ проверки ЭП;
  • Наименование и адрес УЦ;
  • ФИО владельца сертификата или номер ЕГРЮЛ организации.

Каждый участник электронного взаимодействия имеет право применять любые технологии и технику, при помощи которой можно использовать ЭП и которая не противоречит ФЗ.

Законы-предшественники

До принятия законопроекта под номером 63 ФЗ об электронном документе и электронной цифровой подписи до 01.07.2013 г. действовал ФЗ от 10.01.2002 1 «Об электронной цифровой подписи». Однако законопроект содержал много технических и юридических недоработок, которые не позволили широко использовать документы. К ним относят:

  • Наличие одной технологии создания ЭЦП с применением сертифицированных средств;
  • Несовместимость с ключевыми правилами международного права и иностранного законодательства;
  • Возможность применения разных видов ЭП;
  • Возможность использования ЭП только физическими лицами;
  • Непредусмотренную сферу регулирования закона при совершении гражданско-правовых сделок;
  • Несогласованность ФЗ со сторонними законодательными документами о лицензировании деятельности УЦ.

В предшествующем законе существовало единственное понятие ЭП как обязательного реквизита документа, разработанного для защиты от вмешательства третьих лиц. Владельцем сертификата признавался человек, владеющим закрытым ключом, на которого сертификат выписан.

Новый закон в 6 статье предусматривает признание ЭД, подписанного ЭП, равнозначным бумажному документу, если законом не прописано иное. А в редакции 1-ФЗ говорилось о равнозначности подписей, а не документов.

Связанные документы

Регулирование отношений с использованием ЭЦП происходит основным законом об электронном документе и цифровой подписи и иными законодательными актами. Гражданский кодекс РФ определяет:

  • Применение средств ЭП при совершении сделок, предусмотренных действующим законодательством (ст. 160);
  • Заключенный при обмене ЭД договор, пересылаемый по специальным каналам связи. В качестве ЭД признается информация, для создания, отправки, получения и хранения которой используют электронные средства (ст. 434).

ФЗ от 20.07.2017 г. под номером 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет условия составления и заключения сделок с использованием ЭЦП. ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки ЭЦП» прописывает процесс создания и проверки подписи, а закон от 05.04.2013 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентирует осуществление госзакупок во время аукционов.

Приказы ФСБ от 27.12.2011 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» и 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра» регламентируют требования к ПО, сертификатам и ключам проверки подписи, а также устанавливают ряд требований к работе и техническому оснащению УЦ.

Еще один важный документ — постановление правительства РФ от 25.01.2013 г. «Об использовании простой электронной подписи при оказании муниципальных и государственных услуг». Документ обозначает сферы использования ЭЦП, юридическую силу подписи, а также дает определения ключу, видам ЭП и регулирует процесс создания и выдачу ключей.

Статьи законопроекта постоянно дорабатываются в связи с расширением возможностей использования ЭП и развитием информационных и компьютерных технологий. Неподчинение и несоблюдение ФЗ-63 может повлечь приостановление деятельности УЦ, штрафы, обязательные или исправительные работы, лишение должности и даже лишение свободы на срок до 5 лет.

Какими законодательными актами регулируется использование электронно-цифровой подписи?

Вопрос-ответ по теме

Меня интересует тема ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Какими законодательными актами регулируется данная область? Некоторые гос. организации требуют другую ЭЦП, которая отличается от той, что мы заказали и используем на госуслугах.

Применение ЭЦП регулируется федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ.

Различные требования могут быть вызваны тем, что используются разные виды подписей ( ст. 5 федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

«Ключ электронной подписи можно получить в удостоверяющем центре.

Удостоверяющие центры делятся на аккредитованные и неаккредитованные. Аккредитация является добровольной, ее проводит Минкомсвязь России.

Лучше обратиться в удостоверяющий центр, который имеет госаккредитацию. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров указан на сайте министерства.

Только в аккредитованном удостоверяющем центре можно получить ключ квалифицированной подписи, который нужен, например, для сдачи электронной отчетности. Квалифицированная электронная подпись имеет дополнительную защиту – ключ проверки, который выдается аккредитованными удостоверяющими центрами.

Чтобы удостоверяющий центр изготовил ключ электронной подписи, надо представить следующие документы:

1) физическому лицу:

  • паспорт заявителя или другое удостоверение личности будущего владельца ключа электронной подписи;
  • свидетельство пенсионного страхования будущего владельца ключа электронной подписи (где указан СНИЛС);
  • учредительные документы;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство или другой документ о госрегистрации;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • документы, которые подтверждают полномочия руководителя (например, решение об избрании);
  • перевод на русский язык документов о госрегистрации, выданных за границей (для иностранной организации).

Это следует из статьи 18 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

Если сотрудников с правом подписи несколько, на каждого из них выпускается персональный ключ электронной подписи. Как правило, к таким сотрудникам относятся руководитель, заместитель руководителя, финансовый директор, главный бухгалтер организации. Важно отметить, что, если электронная подпись выпускается не на руководителя организации (например, на имя главного бухгалтера, начальника договорного отдела), необходимо представить доверенность на право подписывать документы.

После подачи документов удостоверяющий центр должен выдать ключ электронной подписи. Конкретный удостоверяющий центр в своем регламенте устанавливает срок и порядок изготовления сертификата ключа электронной подписи. В итоге владелец электронной подписи получает:

  • ключ для создания подписи, записанный на носитель информации (например, на usb-носитель);
  • квалифицированный сертификат, в котором указан ключ для проверки электронной подписи.

Сертификат является доказательством того, что у его владельца есть ключ для создания подписи, и это можно проверить с помощью сертификата ( ст. 17 Закона № 63-ФЗ). Образец сертификата можно найти, например, на сайте ФСС России.»

Правовое регулирование использования аналогов собственноручной подписи

Правовое регулирование использования электронной подписи (ЭЦП)

Правовое регулирование использования ЭЦП осуществляется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при

  1. совершении гражданско-правовых сделок,
  2. оказании государственных и муниципальных услуг,
  3. исполнении государственных и муниципальных функций,
Читать еще:  Анализ затрат на производство и реализацию продукции

при совершении иных юридически значимых действий , в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.

Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию .

Средства электронной подписи — шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций — создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи.

Участники электронного взаимодействия — осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.

Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

Виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 634, которым утверждены «Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»).

Виды электронных подписей:

  1. простая электронная подпись;
  2. усиленная электронная подпись:
    • усиленная неквалифицированная;
    • усиленная квалифицированная.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью , признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью , признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия, которое должно предусматривать порядок проверки электронной подписи.

Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям ст. 9 закона.

Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:

  1. простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
  2. ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.

ВАЖНО! Использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается.

При оформлении первичных учетных документов налогоплательщик вправе применять простую и (или) усиленную неквалифицированную электронные подписи (письмо Минфина России от 11 января 2016 г. № 03-03-06/61).

Полностью электронный документооборот по договору допускается с согласия обеих сторон.

Для снижения рисков:

  1. порядок оформления маршрутных листов или транспортных накладных должен быть определен в договоре;
  2. в договоре должен быть регламентирован электронный документооборот с использованием ЭЦП.

Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании настоящего Федерального закона.

Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Правовое регулирование использования факсимиле

Факсимиле — штамп, обеспечивающий точное воспроизведение собственноручной росписи должностного лица и служащий для удостоверения его полномочий.

Факсимильное воспроизведение подписи гражданское законодательство признает аналогом собственноручной подписи.

Факсимильное воспроизведение подписи может использоваться при оформлении документов, как и собственноручная подпись. Но случаи применения факсимиле, которые прямо предусмотрены законодательством, немногочисленны.

Использование факсимиле в гражданско-правовых сделках

Гражданское законодательство разрешает использовать факсимиле только при совершении сделок. Но использовать факсимильную или другую копию подписи в качестве аналога собственноручной можно только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Так как в настоящее время порядок использования факсимиле законодательством не установлен, соглашение сторон остается единственной возможностью «узаконить» применение факсимиле в документах, которые оформляются в процессе заключения или исполнения сделок.

Соглашение сторон можно оформить как отдельный документ (соглашение о порядке использования факсимиле) или включить условие об использовании факсимиле в текст основного договора. Но в любом случае необходимо не только установить в соглашении саму возможность подписания документов с помощью факсимиле, но и перечислить эти документы. Лишь тогда факсимильное воспроизведение подписи будет иметь такую же юридическую силу, как и собственноручная подпись, а заверенные таким способом документы суд примет в качестве письменных доказательств.

Использование факсимиле в документах бухгалтерского и налогового учета

Ни законодательство о бухгалтерском учете, ни налоговое законодательство не регламентируют порядок использования факсимиле.

Согласно законодательству о бухгалтерском учете (ст. 9 Федеральный закон от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ) первичные документы принимаются к учету, если содержат ряд обязательных реквизитов, к числу которых относятся и личные подписи ответственных лиц (должностных лиц организации). Требование указывать именно личные подписи позволяет сделать вывод, что в первичных документах нельзя использовать их факсимильное воспроизведение.

В 2011 году Президиум ВАС в постановлении от 27.09.2011 N 4134/11 со ссылкой на Закон N 129-ФЗ и ст. 169 НК РФ указал, что возможности факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счетов-фактур и документов бухгалтерского учета законодательством не предусмотрено. Официальная позиция по данному вопросу заключается в том, что использование факсимиле не допускается на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия (смотрите письма Минфина России от 15.03.2010 N 03-02-08/13, от 26.10.2005 N 03-01-10/8-404, МНС России от 01.04.2004 N 18-0-09/000042, а также постановления 8 ААС от 14.02.2013 N 08АП-11607/12, 4 ААС от 14.01.2013 N 04АП-5609/12).

Таким образом, факсимиле нельзя ставить на доверенностях, платежных и других документах, которые влекут финансовые последствия.

П. 6 ст. 169 НК РФ определено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. По мнению налоговых органов и финансового ведомства, ст. 169 НК РФ не предоставляет налогоплательщикам возможности использования в счетах-фактурах факсимильных подписей. Поэтому счета-фактуры, составленные с использованием факсимиле, признаются составленными с нарушением установленного порядка и не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету (см. письма Минфина России от 01.06.2010 N 03-07-09/33, от 17.09.2009 N 03-07-09/48, от 17.06.2009 N 03-07-09/31, от 28.04.2009 N 03-07-09/24, от 22.01.2009 N 03-07-11/17, от 04.06.2008 N 03-07-11/214, ФНС России от 07.04.2005 N 03-1-03/557/11, от 14.02.2005 N 03-1-03/210/11.

Таким образом, счет-фактура должен быть заверен «живой» подписью руководителя и главного бухгалтера организации или других уполномоченных лиц (на основании приказа или доверенности). Использование факсимиле в данном случае законом не предусмотрено.

Какие нормы устанавливает Закон «Об электронной подписи»

На современном этапе развития системы обмена цифровыми документами закон «Об электронной подписи» является прогрессивным актом федерального нормотворчества. Это основа для установления партнерских взаимоотношений между властными структурами и учреждениями всех форм собственности.

Основные характеристики

Можно выделить такие принципиальные характеристики этого законодательного акта:

  • является профильным актом, регулирующим применение ЭП;
  • сложен для восприятия неспециалистом, поскольку насыщен технической терминологией;
  • носит программный характер и устанавливает общее понимание основных понятий и принципов регулирования рассматриваемых правоотношений, как в публичной, так и приватной сфере;
  • не является всеобъемлющим: особенности использования ЭП в конкретных областях (электронный банкинг, государственные закупки, публичные услуги) устанавливается отдельными актами;
  • понимается как улучшенная и адаптированная к мировым стандартам версия предыдущего акта – закона «Об ЭЦП».
Читать еще:  Как происходит проверка подлинности эцп?

Цели принятия

Разработчики действующего аналога ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утверждают, что он направлен на реализацию следующих задач:

  • формирование нормативной и методологической базы для внедрения ЭП в системы документооборота властных структур;
  • предоставление административных услуг в электронной форме;
  • создание юридической базы для проведения государственных и муниципальных закупок посредством электронных торгов;
  • урегулирование электронного банкинга, в том числе по схеме «клиент-банк»;
  • усовершенствование процедур подачи электронной отчетности в налоговые и другие контролирующие инстанции.

В соответствии со статьей 4 профильного ФЗ № 63 «Об электронной подписи», правовое регулирование ее использования опирается на некие принципы:

  • возможность членов системы цифрового документооборота пользоваться любой разновидностью ЭП в случае, если законодательством не предъявлены специальные требования к ЭП в документах определенного вида;
  • свобода участников цифрового документообмена в выборе технологий и программного обеспечения для ЭП, если они удовлетворяют требованиям;
  • недопустимость оспаривания юридической силы ЭП и удостоверенного ею документа только потому, что она создана с помощью программных методов, а не вручную.

Законы-предшественники

Положения ныне действующего ФЗ «Об ЭП» основываются на нормах законов-предшественников.

Закон «Об электронной цифровой подписи» 2002 года включал 5 глав, вмещающих 21 статью.

Считается, что закон «Об ЭЦП» был заменен по таким причинам:

  • терминологическая неопределенность;
  • декларативный характер и зависимость от подзаконных актов;
  • слабая координация с иными нормативными законами;
  • излишняя технологичность – детальная регламентация процессов производства и хранения сертификата ключа подписи;
  • несоответствие нормам и принципам международного права, в том числе в ключевых вопросах – относительно определения ЭП, установления ее видов и правового статуса;
  • неоправданная императивность в вопросах, которые сейчас разрешаются участниками документооборота и оператором системы самостоятельно.

Акт от 25.03.2011 отменил Федеральный закон об электронной цифровой подписи и самостоятельно урегулировал применение ЭП для:

  • заключения, изменения, расторжения договоров и сделок гражданского и хозяйственного характера;
  • оказания органами публичной власти услуг;
  • организации внутриведомственного документооборота органами всех ветвей власти.

Закон состоит из 20 статей и не разделен на структурные части. Он дал определение ключевых понятий:

  • электронная подпись;
  • закрытый (личный) ключ ЭП;
  • ключ проверки ЭП;
  • сертификат ключа проверки;
  • аккредитованный удостоверяющий центр.

Закон «Об ЭП» установил:

  • виды ЭП, а именно: простая, усиленная, квалифицированная;
  • порядок и требования относительно применения каждой из них;
  • правовой режим ЭП разных видов и условия признания их равноценности с собственноручно выполненной подписью.

Связанное законодательство

  • постановление «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;
  • государственная программа «Информационное общество (2011–2020)».

Акты, устанавливающие возможность оформления документов в цифровой форме с использованием ЭП:

  • Гражданский кодекс РФ – о признании двусторонней цифровой заверки договора его заключением в письменной форме;
  • Налоговый кодекс – относительно подачи налоговых деклараций и отчетности;
  • таможенное законодательство – касательно процедуры декларирования;
  • профильный закон о персонифицированном учете в государственной системе пенсионного страхования – о подаче работодателями сведений о работниках;
  • законодательство о бухгалтерском учете – относительно первичных учетных документов;
  • закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг – о возможности электронной формы обращений и ответов.

Новое в законодательстве об электронной подписи

Федеральным законом от 30.12.2015 № 445-ФЗ ужесточены требования к электронной подписи и удостоверяющим центрам, выдающим сертификаты электронной подписи. В частности, УЦ аннулирует сертификат ключа проверки электронной подписи в том случае, если:

  • не подтверждено, что владелец сертификата владеет ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному в таком сертификате;
  • установлено, что содержащийся в таком сертификате ключ проверки электронной подписи уже содержится в ином ранее созданном сертификате ключа проверки электронной подписи;
  • вступило в силу решение суда, которым, в частности, установлено, что сертификат ключа проверки электронной подписи содержит недостоверную информацию.

Кроме этого, УЦ для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную ЭП, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную ЭП, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему ГУЦ, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами. В результате теперь все сертификаты проверки ключа ЭП позволяют построить цепочки сертификатов до головного удостоверяющего центра.

С 10.01.16 сняты ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления. По выбору граждан и организаций органы власти теперь обязаны предоставить информацию как в бумажном виде, так и в электронной форме с электронной подписью.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2016 г. вступила в силу статья 44.2. «Совершение нотариальных действий в электронной форме» «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Согласно этой статье, нотариус теперь может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. Значимость этого нововведения в полной мере в ближайшем будущем смогут оценить как физические, так и юридические лица. Для получения удостоверенного в электронном виде документа необходимо иметь личную квалифицированную электронную подпись.

Единую инфраструктуру квалифицированной электронной подписи в России обеспечивает также наличие головного удостоверяющего центра, функции которого исполняет Минкомсвязь России. Головной удостоверяющий центр осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров, проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены законом и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления их несоблюдения выдает предписания об устранении выявленных нарушений. Кроме того, головной удостоверяющий центр обеспечивает информационное взаимодействие между аккредитованными удостоверяющими центрами, а в случае прекращения деятельности такого центра принимает на хранение информацию о выданных им квалифицированных сертификатах.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 N 789 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» регламентирует использование заявителем простой электронной подписи, в том числе посредством абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, для получения государственной или муниципальной услуги и распоряжения результатом предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе для передачи результата услуги третьим лицами.

Оператор выдачи ключа не вправе уполномочить иное юридическое лицо на создание (замену) и выдачу ключа.

В случае если в процессе выдачи ключа оператор допустил ошибку при установлении личности заявителя, то ответственность за негативные последствия, наступившие для участников отношений в результате допущенной ошибки, несет оператор выдачи ключа, допустивший такую ошибку.

Возможные изменения

Федеральный закон об электронной подписи поддается критике по нескольким основным направлениям.

Не предусмотрена возможность переведения в электронную форму самых важных документов, таких как:

  • правоустанавливающие бумаги на недвижимое имущество;
  • свидетельства ЗАГС (о рождении, смерти, изменении ФИО).

Не предусмотрены технологии, с помощью которых ЭП можно было бы заверять сообщения, отправляемые на электронную почту.

Неполно урегулированы возможные спорные моменты, возникающие в связи с:

  • подделкой и хищением ЭП;
  • сознательной передачей личного закрытого ключа ЭП третьему лицу;
  • незаконным получением и применением сертификата ЭП;
  • не установлена необходимость (или ее отсутствие) пользоваться ЭП при передаче файлов по защищенным каналам телекоммуникационной связи, в которой и так обеспечен высокий уровень защиты.

Масса вопросов возникает по поводу урегулирования положения простой ЭП. Недостаточно четко высказаны требования к ней. Из содержания нормативных положений ясно только одно – неусиленная ЭП создается на основе кодов и паролей. Все имеющиеся признаки такой подписи сформулированы способом добавления логического «не» к характеристикам усиленной и квалифицированной подписи.

  • при ее формировании не используются криптографические алгоритмы;
  • ее наличие не гарантирует целостность документа и т.д.

Многие специалисты высказываются о том, что такой вид подписи – архаизм, один из этапов, который проходила современная усиленная подпись в своем развитии в западных странах. Поэтому вводить ее в РФ нет смысла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector