Какой порядок обложения ндс транспортных услуг?

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

НДС на транспортные услуги: виды

Выполнение услуг транспортно-экспедиционного характера должно быть оформлено соответствующей документацией. При необходимости поставщик услуг выделяет сумму НДС, начисленную по общим правилам. О различных видах НДС на транспортные услуги мы расскажем в данной статье.

Договор транспортной экспедиции

Доставка товара до покупателя может производиться как собственными силами поставщика, так и с привлечением 3-й стороны. При необходимости заключаются договора с транспортно-экспедиционными компаниями, которые носят посреднический характер. С их помощью при наличии транспортных средств осуществляется доставка грузов до конечного места назначения.

По условиям составленного договора на перевозку грузов экспедитор обязывается выполнить работы, связанные с перевозкой товара и оказанием транспортных услуг за счет клиента. При этом должна быть обеспечена сохранность груза, гарантирована его отправка и получение на месте. В качестве дополнения предлагаются услуги по оформлению документов на международные перевозки, таможенные операции, оплата соответствующих пошлин, получение товара в назначенных пунктах и прочие процедуры.

Транспортные услуги

Услуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов. В качестве услуг могут быть предоставлены:

  1. Участие в переговорах. Владельцы транспортных компаний могут наряду с заказчиками разрабатывать сроки и маршруты для доставки грузов.
  2. Оформление документации. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара, предъявление документации для вывоза и погрузки.
  3. Завоз-вывоз товара от складов и мест хранения до территории грузополучателя.
  4. Работы погрузки-разгрузки, складские услуги. Погрузка и выгрузка товаров с мест хранения, сортировка, комплектование, расфасовка, упаковка в контейнеры и прочую тару, проверка наличия мест, комплектации, обшивка, маркировка, ремонт тары и всевозможных упаковок.
  5. Информационные услуги ― передача уведомлений об отправке, отслеживание за перемещением, сведения о пересечении границ и доставке в порты.
  6. Подготовка дополнительного оборудования, необходимого для транспортировки. Проверка оборудования к дальнейшей работе, уборка после разгрузочных работ, заготовка и обеспечение пломбировочными устройствами.
  7. Услуги по страхованию перевозимого товара (оформление договоров, получение страховых выплат, оплата требуемых страховых взносов).
  8. Финансовые услуги, заключающиеся в оплате возникающих в процессе доставки грузов расходов.
  9. Таможенное оформление процедур при необходимости пересечения границ. Контроль за оформлением таможенных деклараций и прочих сопутствующих документов, перечисление таможенных пошлин.
  10. Прочие услуги, возникающие в зависимости от специфики товара и условий перемещения.
Читать еще:  Договор прощения займа с работником - образец

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

НДС на транспортные услуги: при посреднической деятельности

При ведении посреднической деятельности экспедиторам требуется вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются как плательщики НДС. Налоговая база в таких случаях определяется как сумма дохода от полученного вознаграждения. Экспедиторские транспортные услуги при перевозке грузов по территории страны облагаются по стандартной ставке 18%.

Если экспедиторы плательщиками налога не признаны или имеют освобождение от его начисления, также ведут Журнал полученных и выставленных документов, в котором фиксируются доходы от деятельности.

Про налоговый учет по НДС подробнее читайте в статье: https://online-buhuchet.ru/nalogovyj-uchet-po-nds

При составлении счетов-фактур посреднические организации указывают затраты на оплату услуг 3-м лицам. В книге продаж данные документы не регистрируются, так как обязанности по исчислению налога со стоимости полученных экспедитором услуг не возникает.

Пример. Транспортная компания ООО «Чайка»по условиям заключенного договора на экспедиторские услуги получила следующие суммы от клиента: 2500 рублей на оформление документов вывоза со склада хранения. В качестве вознаграждения за перевозку товара предусмотрена сумма 38 000 рублей.

ООО «Чайка» выставила счет-фактуру за свои услуги клиенту в размере 38 000 рублей, в том числе НДС 18% ― 5796,61 рубль. Переданные средства в размере 2500 рублей за оформление документов в процессе доставки в качестве вознаграждения за проделанную работу не рассматриваются, выручкой транспортной компании не являются.

НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

При некоторых обстоятельствах перевозка грузов облагается НДС по ставке 0%. Происходит это при оказании транспортных услуг международного характера.

Под международной перевозкой подразумеваются отправления грузов речным, морским, железнодорожным транспортом, авиаперевозки и автомобильные маршруты. При этом пункты отправления или доставки располагаются за пределами территории страны.

Ставка НДС 0% затрагивает следующие услуги, сопровождающие транспортировку грузов:

  • оформление документов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги по страхованию, оформлению в таможенных органах;
  • прочие услуги.

Ниже в таблице отражены ставки НДС на транспортные услуги при перевозке по территории РФ и международных перевозках.

Особенность обложения НДС транспортных услуг

НДС — транспортные услуги облагаются им в зависимости от места их оказания и категории поставщика. Исходя из условий договора, может отличаться и процент удержания. Иногда с транспортных услуг НДС не взимается вообще. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Перечень работ со ставкой 0%

Транспортные услуги НДС облагаются по ставке 0% по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 164 НК РФ:

расположение пунктов погрузки/разгрузки за пределами территории России (это условие распространяется на все виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный);

перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом;

транспортные услуги в отношении грузов, находящихся в режиме транзита;

грузопассажирские перевозки с пунктами отправления и назначения за пределами страны;

оборот с электричек пригородного сообщения (до декабря 2016 года);

авиаперевозки с территории Крыма и Севастополя в срок до 31.12.2015.

По услугам, оказанным за пределами территории России, законодательством установлены требования о представлении документов (копий), подтверждающих право на нулевую ставку:

контрактов, удостоверяющих условия сделки;

заверенного списка или самих товарно-транспортных документов;

таможенных документов или их подписанного перечня.

Указанный пакет должен быть подан в налоговые органы не позднее 180 суток со дня прохождения транспортных документов через таможню, об этом говорится в п. 9 ст. 165 НК РФ. При отсутствии подтверждения права на нулевую ставку налогоплательщику придется заплатить НДС по обычной ставке 18%.

Когда нужно платить 10% от стоимости транспортных работ

Для авиаперевозчиков России в период с 07.04.2015 по 31.12.2017 установлен льготный режим обложения НДС в 10%. Он был введен пп. 1 и 6 ст. 3 ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 НК РФ» от 06.04.2015 № 83-ФЗ.

Для воздушного сообщения с Севастополем и территорией Крыма в части НДС транспортные услуги имели еще более сильное послабление — ставку 0%. Однако действовала она с 18.03.2014 по 31.12.2015. С текущего года на данный регион распространяется ставка налога 10%.

Случаи применения стандартной ставки в 18%

За исключением приведенных выше ситуаций, п. 3 ст. 164 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков при использовании основной системы взимания налогов облагать НДС транспортные услуги в размере 18%.

В отношении перевозок для иностранных компаний, не имеющих филиалов в России, но транспортирующих грузы из пунктов отправления и назначения на ее территории, отечественные перевозчики обязаны уплачивать налог по обычной ставке 18% ( подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). На тех же условиях уплачивают налог зарубежные перевозчики, оказывающие услуги отечественным компаниям внутри страны.

ВАЖНО! В подобных ситуациях предприятие, пользующееся услугами зарубежных компаний, выполняет функции налогового агента. Основанием для этого служит то, что место оказания услуги будет определяться по заказчику, соответственно, налоги должны быть переведены в бюджет РФ.

Перевозка может осуществляться как в рамках обычного договора купли-продажи, так и выступать объектом отдельной сделки для посреднической компании. Тонкость состоит в невозможности принять НДС к вычету с подобных операций, если он уплачивается в полном объеме покупателем продукции. В качестве обоснования этой точки зрения можно привести письмо Минфина России от 06.02.2013 № 03-07-11/2568. Посредник использует в роли базы для налогообложения только размер своего вознаграждения (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

При осуществлении посреднических операций в области грузовых и пассажирских перевозок продавец является и поставщиком услуг, в связи с чем он должен выставить отдельный счет-фактуру не только на реализуемый собственный продукт, но и на выполненные транспортные работы. Более того, в строке 2 указанного документа он должен записать в качестве поставщика услуги транспортную компанию, фактически ее оказывающую, а не наименование своей фирмы. Об этом четко говорится в правилах заполнения счетов-фактур.

Даже если при выполнении посреднического контракта в роли агента выступает предприятие на упрощенной системе налогообложения, на него все равно возлагается обязанность рассчитать и перевести НДС в бюджет.

Какие транспортные услуги освобождены от НДС

Как гласит подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, при нахождении пункта отправки и точки приемки груза вне территории России операции по перевозке не являются объектом обложения и не включаются в базу по исчислению НДС. В ст. 149 НК РФ подобная льгота распространяется и на перевозку пассажиров общественным транспортом.

Льгота по НДС в полной мере распространяется и на перевозчиков, находящихся на упрощенных налоговых режимах. Так, в ст. 346.11 НК РФ четко прописано отсутствие обязанности плательщиков УСН рассчитывать и уплачивать НДС. В подобной ситуации транспортные услуги предпринимателей и компаний не подпадают под обложение налогом.

При соблюдении требований подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно наличии в собственности не более 20 единиц техники, перевозчикам разрешается рассчитывать и уплачивать единый налог на вмененный доход. Реализуя ЕНВД, компания также освобождается от обязательств по уплате НДС.

Перечень работ, выполняемых транспортными компаниями, довольно широк. От того, где располагается потребитель услуги (за пределами или на территории РФ), во многом зависит ставка налога и наличие объекта налогообложения.

При оказании транспортных услуг возможно использовать ставки налога 0, 10 и 18%. Применение ставки, отличной от 18%, либо полное освобождение от исчисления и уплаты налога должно быть подтверждено предприятием документально.

Нулевая ставка НДС при реализации транспортных услуг

«Российский налоговый курьер», N 16, 2004

Читать еще:  Ст. 83 тк рф: вопросы и ответы

При реализации услуг по международной перевозке порядок обложения по нулевой ставке НДС вызывает много вопросов. Например, кто может применять нулевую ставку? Как ее подтвердить? В какой момент возникает налоговая база? Попробуем разобраться.

Согласно ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации по нулевой ставке налога на добавленную стоимость облагается реализация:

  • работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы России и импортируемых в Россию товаров, иных подобных работ и услуг (пп.2 п.1 ст.164 НК РФ);
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита (пп.3 п.1 ст.164 НК РФ);
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами России. Такая перевозка оформляется на основании единых международных перевозочных документов (пп.4 п.1 ст.164 НК РФ).

Кто может воспользоваться нулевой ставкой

Положение пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяется на российских перевозчиков, которые выполняют работы (оказывают услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Налоговым кодексом не определено понятие «перевозчик». Поэтому, руководствуясь п.1 ст.11 НК РФ, обратимся к гражданскому законодательству. В ст.785 ГК РФ перевозчиком признается лицо, фактически осуществляющее транспортировку по договору перевозки груза. Понятие «перевозчик» приведено и в отдельных законах, регулирующих отношения при осуществлении перевозок различным транспортом.

Воздушные перевозки. Согласно ст.100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Эксплуатантом в соответствии с п.3 ст.61 Воздушного кодекса признается гражданин или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее это воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Морские перевозки. В ст.115 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ) сказано, что перевозчик — это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем либо фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. По договору морской перевозки грузов перевозчик обязуется доставить в порт назначения груз, переданный ему отправителем. Из ст.ст.115, 198 и 211 КТМ следует, что перевозчиком может быть как собственник судна, оказывающий услуги по транспортировке грузов, так и фрахтователь, эксплуатирующий судно, которое судовладелец предоставил ему во временное пользование. Что касается фрахтователя, то он заключает договоры перевозки от своего имени и фактически оказывает на зафрахтованном судне услуги по перевозке, возмещая судовладельцу только расходы, связанные с временным пользованием судном. Данной позиции придерживается и МНС России в Письме от 05.04.2002 N 03-3-06/893/32-Н435.

Автомобильные перевозки. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее — Закон N 127-ФЗ) российский перевозчик — это российское юридическое лицо или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров. На основании этой статьи некоторые специалисты делают вывод, что перевозчиком может быть только лицо, которому транспортное средство принадлежит на праве собственности. Однако в ст.1 данного Закона о праве собственности нет ни слова. Это обстоятельство позволяет трактовать положения статьи шире. То есть транспортное средство может принадлежать перевозчику как на праве собственности, так и на других законных основаниях, например на условиях аренды. Главное, чтобы перевозчик фактически перевозил груз.

Международные перевозки, кроме морских, подлежат обязательному лицензированию. Так, п.1 ст.9 Воздушного кодекса гласит, что лицензированию подлежит деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе. К международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии лицензий на этот вид деятельности (ст.2 Закона N 127-ФЗ). Морские перевозки, хотя и не лицензируются, подлежат тщательному контролю. Документы, необходимые для их осуществления, перечислены в ст.25 КТМ.

Из приведенных норм можно сделать следующие выводы. Во-первых, перевозчик должен сам оказывать покупателю транспортные услуги. Предприятия (индивидуальные предприниматели), оказывающие посреднические услуги по организации перевозок, не вправе претендовать на нулевую ставку. Не могут ее применять и налогоплательщики, которые перепредъявляют счета на оказание услуг по транспортировке от перевозчиков покупателям этих услуг.

Во-вторых, транспортное средство должно принадлежать перевозчику на праве собственности, на условиях аренды либо фрахта или на иных законных основаниях.

И, в-третьих, перевозчик должен иметь лицензию на оказание услуг по перевозке (кроме морских перевозок).

Помимо соблюдения всех перечисленных условий необходимо также учитывать формы заключаемых договоров. Так, например, владелец может предоставить свой транспорт (полностью или частично) третьему лицу на основании договора аренды. Тогда независимо от того, для каких перевозок арендуется транспортное средство, его владелец не вправе применить нулевую ставку. Это объясняется тем, что фактически он реализует не услуги по перевозке, а услуги по аренде, облагаемые НДС по ставке 18%.

Место реализации транспортных услуг

Все виды транспортных услуг, облагаемых по ставке 0%, связаны с перемещением грузов или багажа не только через территорию России, но и через территории других государств. Поэтому чтобы понять, облагается ли вообще реализация услуг по перевозке НДС, необходимо определить место реализации таких услуг. Ведь согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) только на территории Российской Федерации. Иными словами, если местом реализации услуг не будет признана Россия, такие услуги вообще не должны облагаться НДС.

Место реализации услуг по транспортировке определяется исходя из норм ст.148 НК РФ. Напомним, что в пп.1 — 4 п.1 этой статьи перечислены условия, при выполнении которых местом реализации работ (услуг) признается территория России. Для работ (услуг), не поименованных в этих подпунктах, место реализации определяется в соответствии с пп.5 п.1 ст.148 Кодекса. Именно этой нормой при определении места реализации и должен руководствоваться налогоплательщик, осуществляющий услуги по международной перевозке. Услуги по перевозке считаются реализованными на российской территории, если перевозчик осуществляет свою деятельность в России.

Итак, в данном случае речь идет об услугах по международным перевозкам, в отношении которых применяется норма пп.5 п.1 ст.148 НК РФ. Поэтому при определении места реализации, а это, как известно, место осуществления деятельности, следует руководствоваться п.2 ст.148 Кодекса. В соответствии с данным пунктом местом осуществления деятельности считается территория России, если организация или индивидуальный предприниматель фактически присутствует на территории России на основе государственной регистрации. Если такой регистрации нет, место осуществления деятельности определяется на основании:

  • места, указанного в учредительных документах организации;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места нахождения постоянного представительства в России (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, нормой п.2 ст.148 Кодекса четко установлено, что услуги облагаются НДС, только если их оказывают лица, зарегистрированные на территории России в качестве налогоплательщиков. Если перевозчик (исполнитель услуг) — иностранное лицо, не зарегистрированное в качестве налогоплательщика на территории России, а покупатель — российское лицо, объекта налогообложения не будет. Следовательно, у российского покупателя услуг не возникнет обязанностей налогового агента.

При перевозках морским и воздушным транспортом местом осуществления деятельности не признается территория России, если транспортировка осуществляется между портами, находящимися за ее пределами (п.2 ст.148 НК РФ).

При налогообложении международных перевозок также следует учитывать имеющиеся межгосударственные соглашения. Ведь согласно ст.7 НК РФ если в международном договоре, в котором участвует Россия, содержатся иные правила и нормы, касающиеся налогообложения и сборов, чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров.

Следует также упомянуть о порядке налогообложения при осуществлении перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В данном случае вопросы возникают в связи с тем, что для хозяйственных операций с субъектами Республики Беларусь ст.13 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ предусмотрен особый порядок налогообложения. Однако он установлен только в отношении реализации товаров и, следовательно, не влияет на порядок налогообложения услуг согласно Налоговому кодексу. Таким образом, услуги по перевозке между Российской Федерацией и Республикой Беларусь должны облагаться НДС в общеустановленном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Как подтвердить нулевую ставку НДС и налоговые вычеты

Для подтверждения применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации транспортных услуг, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ (услуги по транспортировке экспортных, импортных и транзитных товаров), в налоговый орган необходимо представить документы, перечисленные в п.4 ст.165 НК РФ (см. таблицу на с. 24). Обратите внимание: положение этого пункта не распространяется на услуги по перевозке железнодорожным транспортом товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и транзита. Перечень документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС при оказании этих услуг, приведен в п.5 ст.165 Кодекса.

Читать еще:  Ретро-скидка: как учесть для налога на прибыль?

Итак, для подтверждения нулевой ставки в налоговый орган представляются (п.4 ст.165 НК РФ):

  • контракт (копия контракта), заключенный между налогоплательщиком и иностранным или российским лицом, на оказание услуг по перевозке (пп.1). Как видим, Кодекс предусматривает наличие прямого контракта с покупателем услуг. То есть контракт на оказание услуг по перевозке с отправителем груза составляется от имени перевозчика;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке (пп.2). Из этой нормы следует, что оплата за оказанные услуги должна поступить именно от покупателя транспортных услуг. Однако, руководствуясь разъяснениями МНС России и учитывая арбитражную практику, сложившуюся по данному вопросу, можно сказать следующее. Выписка банка, свидетельствующая о поступлении выручки от третьих лиц, служит подтверждением нулевой ставки при условии, что в договоре на оказание транспортных услуг указан фактический плательщик;
  • таможенная декларация или ее копия (пп.3). В ней должны стоять отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничной таможни, через которую товар был вывезен за пределы таможенной территории России (ввезен на таможенную территорию России). Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент. При экспорте, импорте или транзите товаров оригинал таможенной декларации остается у отправителя (получателя) груза. Перевозчик должен получить у таможенного органа копию ГТД, которая и будет подтверждать нулевую ставку. Такова точка зрения Конституционного Суда РФ (см. п.2.1 Постановления КС РФ от 14.07.2003 N 12-П);
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории России или ввоз товаров на таможенную территорию России (пп.4). Положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных пп.4 п.1 ст.165 НК РФ (см. врезку на с. 25).

Обратите внимание! Особенности представления документов при воздушных и морских перевозках

В отношении перевозок, осуществляемых морским и воздушным транспортом и облагаемых по нулевой ставке НДС, пп.4 п.1 ст.165 НК РФ предписывается, какие документы необходимо представить в налоговые органы.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта морским транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет:

  • копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;
  • копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что кроме копии коносамента в налоговые органы могут представляться и другие документы, подтверждающие фактический вывоз. Такой позиции придерживаются судебные органы, например, в Постановлении КС РФ от 14.07.2003 N 12-П.

Для подтверждения вывоза товаров в режиме экспорта воздушным транспортом за пределы таможенной территории России в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Особый пакет документов нужно собрать организациям железнодорожного транспорта для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по транспортировке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта и транзита по железным дорогам (см. таблицу).

НДС на транспортные услуги: виды

Выполнение услуг транспортно-экспедиционного характера должно быть оформлено соответствующей документацией. При необходимости поставщик услуг выделяет сумму НДС, начисленную по общим правилам. О различных видах НДС на транспортные услуги мы расскажем в данной статье.

Договор транспортной экспедиции

Доставка товара до покупателя может производиться как собственными силами поставщика, так и с привлечением 3-й стороны. При необходимости заключаются договора с транспортно-экспедиционными компаниями, которые носят посреднический характер. С их помощью при наличии транспортных средств осуществляется доставка грузов до конечного места назначения.

По условиям составленного договора на перевозку грузов экспедитор обязывается выполнить работы, связанные с перевозкой товара и оказанием транспортных услуг за счет клиента. При этом должна быть обеспечена сохранность груза, гарантирована его отправка и получение на месте. В качестве дополнения предлагаются услуги по оформлению документов на международные перевозки, таможенные операции, оплата соответствующих пошлин, получение товара в назначенных пунктах и прочие процедуры.

Транспортные услуги

Услуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов. В качестве услуг могут быть предоставлены:

  1. Участие в переговорах. Владельцы транспортных компаний могут наряду с заказчиками разрабатывать сроки и маршруты для доставки грузов.
  2. Оформление документации. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара, предъявление документации для вывоза и погрузки.
  3. Завоз-вывоз товара от складов и мест хранения до территории грузополучателя.
  4. Работы погрузки-разгрузки, складские услуги. Погрузка и выгрузка товаров с мест хранения, сортировка, комплектование, расфасовка, упаковка в контейнеры и прочую тару, проверка наличия мест, комплектации, обшивка, маркировка, ремонт тары и всевозможных упаковок.
  5. Информационные услуги ― передача уведомлений об отправке, отслеживание за перемещением, сведения о пересечении границ и доставке в порты.
  6. Подготовка дополнительного оборудования, необходимого для транспортировки. Проверка оборудования к дальнейшей работе, уборка после разгрузочных работ, заготовка и обеспечение пломбировочными устройствами.
  7. Услуги по страхованию перевозимого товара (оформление договоров, получение страховых выплат, оплата требуемых страховых взносов).
  8. Финансовые услуги, заключающиеся в оплате возникающих в процессе доставки грузов расходов.
  9. Таможенное оформление процедур при необходимости пересечения границ. Контроль за оформлением таможенных деклараций и прочих сопутствующих документов, перечисление таможенных пошлин.
  10. Прочие услуги, возникающие в зависимости от специфики товара и условий перемещения.

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

НДС на транспортные услуги: при посреднической деятельности

При ведении посреднической деятельности экспедиторам требуется вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются как плательщики НДС. Налоговая база в таких случаях определяется как сумма дохода от полученного вознаграждения. Экспедиторские транспортные услуги при перевозке грузов по территории страны облагаются по стандартной ставке 18%.

Если экспедиторы плательщиками налога не признаны или имеют освобождение от его начисления, также ведут Журнал полученных и выставленных документов, в котором фиксируются доходы от деятельности.

Про налоговый учет по НДС подробнее читайте в статье: https://online-buhuchet.ru/nalogovyj-uchet-po-nds

При составлении счетов-фактур посреднические организации указывают затраты на оплату услуг 3-м лицам. В книге продаж данные документы не регистрируются, так как обязанности по исчислению налога со стоимости полученных экспедитором услуг не возникает.

Пример. Транспортная компания ООО «Чайка»по условиям заключенного договора на экспедиторские услуги получила следующие суммы от клиента: 2500 рублей на оформление документов вывоза со склада хранения. В качестве вознаграждения за перевозку товара предусмотрена сумма 38 000 рублей.

ООО «Чайка» выставила счет-фактуру за свои услуги клиенту в размере 38 000 рублей, в том числе НДС 18% ― 5796,61 рубль. Переданные средства в размере 2500 рублей за оформление документов в процессе доставки в качестве вознаграждения за проделанную работу не рассматриваются, выручкой транспортной компании не являются.

НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

При некоторых обстоятельствах перевозка грузов облагается НДС по ставке 0%. Происходит это при оказании транспортных услуг международного характера.

Под международной перевозкой подразумеваются отправления грузов речным, морским, железнодорожным транспортом, авиаперевозки и автомобильные маршруты. При этом пункты отправления или доставки располагаются за пределами территории страны.

Ставка НДС 0% затрагивает следующие услуги, сопровождающие транспортировку грузов:

  • оформление документов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги по страхованию, оформлению в таможенных органах;
  • прочие услуги.

Ниже в таблице отражены ставки НДС на транспортные услуги при перевозке по территории РФ и международных перевозках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector