Камералить ндс будут быстрее

Камеральная налоговая проверка по НДС 2019

Автор: Наталья Ванина
Руководитель группы бухгалтеров 1C-WiseAdvice

Каждая декларация по НДС, которую компания сдает в налоговую инспекцию, проходит камеральную проверку. Такой проверке подвергаются и декларации по другим налогам, но именно по НДС у налоговиков возникает больше всего вопросов, придирок и разногласий с налогоплательщиками.

НДС обеспечивает добрую половину поступлений в бюджет государства, а налогоплательщики спят и видят, как этот налог снизить. Большая часть налоговых правонарушений и преступлений связаны именно с НДС. Поэтому именно декларации по НДС изучают тщательно и предвзято, и, если отчет успешно прошел проверку и налоговики не побеспокоили компанию, – это настоящий праздник для собственника компании. Но для многих налогоплательщиков такая проверка оборачивается «охотой на ведьм», когда приходится отвечать на бесчисленные вопросы налоговиков, предоставлять дополнительные документы и отбиваться от подозрений.

Как должны проходить камеральные проверки по НДС, какие полномочия есть у налоговиков и с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик, – читайте в нашей статье.

Цель и сроки проведения камеральной проверки по НДС

Задача проверяющих – убедиться, что вы правильно посчитали налог к уплате, не занизили его, не завысили сумму вычетов и используете их правомерно.

Возврат НДС из бюджета можно получить только после камеральной проверки.

Срок проверки – 2 месяца.

К сведению

Еще недавно срок камеральной проверки по НДС составлял 3 месяца, но Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ внесли изменения в п.2 статью 88 НК РФ, и срок сократился до двух месяцев. Это нововведение выгодно компаниям, которые заявляют НДС к возмещению, ведь теперь они могут быстрее получить деньги.

Если в ходе камеральной проверки налоговики заподозрят правонарушение, срок могут продлить до трех месяцев. Такое решение принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

Что проверяют во время камеральной налоговой проверки, и какие документы нужно предоставить

Декларация по НДС содержит данные по всем счетам-фактурам, которые компания получила от поставщиков и выдала покупателям.

Задача налоговой инспекции – убедиться, что если компания заявила вычет по НДС, то ее поставщик начислил НДС к уплате на ту же сумму. Другими словами, автоматически происходит встречная проверка.

Как проходит проверка

Налоговые органы могут проконтролировать только тот период, за который подавалась проверяемая декларация.

Первым делом декларацию «прогоняют» через автоматизированную систему АСК НДС-3. Она сопоставляет показатели счетов-фактур покупателей и продавцов и выявляет:

  1. Расхождения в НДС – и покупатель, и продавец показали сделки с НДС, но суммы налога у них не сошлись.
  2. Разрывы – компания заявила о вычете НДС, а ее контрагент не отразил операцию в отчете, сдал нулевую декларацию или не сдал вовсе. Также может оказаться, что такой контрагент вообще отсутствует в ЕГРЮЛ или был ликвидирован.

Система АСК НДС-2 работает с 2015 года, и была обновлена в 2018 году до АСК НДС-3, и с ее помощью налоговикам удалось добиться колоссальных результатов в борьбе с налоговыми махинациями и фирмами-однодневками.

Если система выявила расхождения, которые приводят к занижению налога или завышению суммы к возмещению, она автоматически, без участия инспектора, сформирует требование о предоставлении пояснений.

К требованию будет приложен перечень операций, по которым обнаружены расхождения, с кодом ошибки:

  • «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
  • «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
  • «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
  • «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).

Пришло требование предоставить пояснение, что делать?

Первым делом подтвердите, что требование получили – в течение 6 дней направьте налоговикам квитанцию о получении в электронном виде. К этому обязывает п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет компании.

После этого необходимо перепроверить данные декларации, свериться с поставщиком и отправить ответ в форме таблицы из письма ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752 либо уточненную декларацию с правильными данными, если имело место занижение налога, и вы с этим согласны.

Даже если по вашим данным у вас все в порядке, все равно отправьте ответ на требование и сообщите налоговикам, что у вас ошибок нет.

Ответ необходимо отправить в течение 5 дней со дня получения требования и только в электронном виде. Исключение сделано только для тех, кто имеет право сдавать бумажные декларации по НДС. К ответу можно приложить подтверждающие документы.

Важно!

Если компания не предоставит пояснения, ее оштрафуют на 5 000 рублей, а за повторное нарушение – на 20 000 рублей. Это предусмотрено статьей 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, только если вместо ответа на требование организация сразу сдала «уточненку».

Получено требование предоставить документы, что делать?

Если в компанию пришло такое требование, значит, налоговики всерьез заинтересовались декларацией и хотят тщательно проанализировать все операции.

Налоговые органы имеют право потребовать документы, если:

  1. Компания заявляет НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ). Государство просто так деньги не отдает, и организации должны быть готовы к тому, что камеральную проверку декларации по возмещению НДС будут проводить особо тщательно. Мы знаем это, поэтому стараемся не сдавать декларации с возмещением без острой необходимости, а переносим вычеты на более поздние сроки, чтобы лишний раз не привлекать внимание налоговой инспекции. А если заявляем о возмещении, то оказываем всестороннюю экспертную поддержку. В ходе камеральных проверок деклараций по возмещению НДС мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях с ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки – возмещение всех заявленных сумм налога (вплоть до суда).
  2. Организация пользуется налоговыми льготами (п.6 ст.88 НК РФ).
  3. Имеются расхождения с данными контрагентов, и эти расхождения ведут к занижению налога или завышению суммы возмещения (п.8.1 ст.88 НК РФ).
  4. Идет проверка уточненной декларации, которую сдали позже, чем через два года после срока, установленного для сдачи первичной декларации.
Читать еще:  Аренда квартир для разъездных работников – в расходы

Во всех этих случаях нужно подготовить пакет документов, которые запрашивают налоговики, и отправить его в течение 10 дней после получения требования.

Уникальная технология обработки «первички», применяемая 1C-WiseAdvice, позволяет подготовить документы по требованию ИФНС в рамках «камералок» по НДС максимально быстро.

Налоговые органы не могут потребовать предоставить оригиналы документов, но у них есть право ознакомиться с оригиналами, если будет такая необходимость.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?

Да, имеют, если вы сдали декларацию с НДС к возмещению, или в декларации есть расхождения, которые ведут к занижению налога или завышенной сумме возмещения.

Такое право дает налоговикам п.1 ст. 91 НК РФ. Причем они могут осмотреть и помещения контрагентов. А значит, когда проверяют декларацию контрагента, с осмотром могут прийти и к вам. Это следует из письма налоговой службы от 16.10.2015 № СД-4-3/18072.

Для проведения осмотра у проверяющих на руках должно быть постановление, утвержденное руководителем налоговой инспекции.

Камеральная проверка закончилась. Что дальше?

Если с декларацией все в порядке, никаких документов в налоговой оформлять не будут. О том, что камеральная проверка закончилась успешно, вы можете определить лишь по тому факту, что вас не побеспокоили.

Если нарушения есть, в течение 10 дней после окончания проверки инспекторы оформят акт камеральной проверки и отправят вам в течение пяти дней после его подписания.

У вас будет 10 дней на то, чтобы отправить возражения. После этого начальник инспекции примет решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

Как бы банально это ни прозвучало – платить НДС и не использовать серые схемы оптимизации. Контроль со стороны государства в последние годы заметно ужесточился. То, что вчера еще могло сработать, сегодня легко пресекается и наказывается.

Совсем недавно у контролёров появился новый, и еще более эффективный ресурс – система АСК НДС-3. С ее помощью можно установить, заплатила ли компания НДС по каждой сделке, и определить, прибегает ли она к незаконным вычетам по НДС (например, к фирмам-однодневкам). К борьбе с махинациями подключились и банки, мы рассказали об этом здесь.

Используйте только законные способы оптимизации налогов. Они есть, но заниматься этим должны только грамотные специалисты, чтобы избежать излишнего внимания контролирующих органов.

Чтобы не возникало проблем, перед отправкой декларации сверяйте счета-фактуры с контрагентами. И отнеситесь серьезно к выбору контрагентов, потому что даже если закон нарушит контрагент, проблемы могут возникнуть у вас.

Если налоговики все-таки обнаружили расхождения – не игнорируйте требования о пояснениях, а постарайтесь мирно снять их вопросы. И помните, что отказ в возмещении НДС и решение о привлечении к ответственности вы можете оспорить в суде.

1C-WiseAdvice использует риск-ориентированный подход. Мы знаем, что и как проверяет ИФНС, осознаем риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового и тщательно перепроверяют отчетность по сотне контрольных соотношений.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных проверок по НДС.

Новый порядок камеральных проверок и другие изменения по НДС во 2-й половине 2018 года

В прошлой статье мы рассказали о самых важных поправках по НДС, затрагивающих работу экспортеров с 1 октября 2018 г.

Теперь рассмотрим другие изменения по НДС, внесенные Законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, вступающие в силу в ближайшее время.

Срок камеральных проверок деклараций по НДС сокращен

Уже с 3 сентября 2018 года вступят в силу изменения в п.2 ст.88 НК РФ и срок камеральной проверки деклараций по НДС будет сокращен с 3-х до 2-х месяцев. Правда в случае, если до окончания проверки налоговый орган обнаружит признаки нарушений налогового законодательства, срок камеральной проверки может быть продлен до 3-х месяцев. Причем продление проверки производится не просто так, а на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Читать еще:  Стоимость работ уменьшена, остаток оплаты зачтен на будущее — что с ндс?

Эти изменения будут применяться в отношении камеральных проверок деклараций по НДС, представленных после 3 сентября 2018 г. (п.1 и п.4 ст.4 Закона № 302-ФЗ ).

Поэтому если не говорить об уточненных и «опоздавших» декларациях по НДС, первый раз все налогоплательщики НДС смогут порадоваться нововведениям, начиная с представления деклараций по НДС за 3-ий квартал 2018 года.

Заявительный порядок возмещения НДС будет доступнее

Напомним, что в настоящее время заявительный («ускоренный») порядок возмещения НДС, предусмотренный ст.176.1 НК РФ, могут применить (пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  • «крупнейшие» налогоплательщики, (т.е. уплатившие за последние три предыдущих года в бюджет налоги (НДС, НДПИ, акцизы, налог на прибыль, кроме в качестве налогового агента и при перемещении товаров через границу РФ) на сумму не менее 7 млрд руб. и созданные не менее трех лет назад
  • налогоплательщики, представившие банковскую гарантию, соответствующую требованиям НК РФ (п. п. 3, 4.1, 5 ст. 74.1, п. 4 ст. 176.1 НК РФ)
  • налогоплательщики, за которых поручились «крупнейшие» налогоплательщики, соответствующие требованиям НК РФ (пп. 5 п. 2 и п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ). При этом, в частности, сумма всех обязательств поручителя по действующим договорам поручительства не должна превышать 20 процентов стоимости его чистых активов.
  • резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, которые предоставили поручительство управляющей компании (пп. 3, 4 п. 2, п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Уже совсем скоро больше налогоплательщиков смогут получить возмещение НДС в заявительном порядке. Изменения в ст.176.1 НК РФ вступают в силу с 1 октября 2018 года, но применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), совершенных начиная с 1 октября 2018 года (п.2 и п.8 ст.4 Закона № 302-ФЗ ).

По мнению автора, это означает, что обновленный порядок возмещения НДС должен применяться, начиная с возмещения НДС по декларации за 4-ый квартал 2018 года (официальных разъяснений пока нет).

Начиная с возмещения НДС по декларации за 4-й квартал 2018 г.:

  • требования к «крупнейшим» налогоплательщикам будут снижены, т.е. размер налогов, который налогоплательщики, претендующие на заявительный порядок возмещения НДС или их «богатые» поручители должны уплатить в бюджет за предыдущие 3 года будет уже не 7 млрд. руб., а 2 млрд. руб.;
  • упростили требования к объему обязательств поручителя, т.е. он сможет выдать поручительства на более крупные суммы, чем ранее, поскольку максимальная сумма всех обязательств поручителя по действующим договорам поручительства будет увеличена с 20 до 50 % стоимости чистых активов поручителя.

Правда, введено дополнительное ограничение для поручителя. Возмещение НДС в заявительном порядке будет возможно, если на дату представления заявления о заключении договора поручительства у поручителя не будет недоимки не только по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, но и по страховым взносам (пп.6 п.2.1 ст.176.1 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ ).

Установлен порядок исчисления НДС при получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав

Прежде, чем рассказать о сути нововведений напомним, что в настоящее время у налогоплательщиков, получающих денежные средства в счет предстоящей уступки прав требований, возникают споры с налоговыми органами по вопросу исчисления НДС в такой ситуации.

Дело в том, что, по мнению Минфина РФ: при получении предоплаты в счет уступки будущих прав требований, возникающих у первоначального кредитора из договоров реализации товаров (работ, услуг) НДС следует начислить с полной суммы полученной оплаты (Письма Минфина России от 07.12. 2016 г. N 03-07-11/7270, от 30.03.2015 N 03-07-15/17428).

На дату передачи прав требования у налогоплательщика опять возникнет налоговая база по НДС, определяемая как сумма превышения суммы дохода от уступки права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ), т.е. с «межценовой разницы» (п. 1 ст. 155 НК РФ). Но суммы НДС, исчисленные при получении предоплаты к вычету принять нельзя. НДС, исчисленный с предоплаты, подлежит зачету или возврату в соответствии со ст.78 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.03.2015 N 03-07-15/17428). При этом как проводить такой зачет и уточнять налоговые обязательства по НДС Минфин РФ не разъясняет.

Получается, что в настоящее время даже при уступке права требования с убытком, при получении предварительной оплаты НДС следует исчислить с полной суммы полученных средств. Причем с вычетом этой суммы НДС на дату уступки прав могут возникнуть проблемы.

Позиция финансового ведомства не бесспорна, но с 1 октября 2018 года данный вопрос будет решаться однозначно.

С 1 октября 2018 года вступают в силу изменения в п.1 ст.154 НК РФ. Устанавливаются особенности определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав, указанных в п.1-4 ст.155 НК РФ. Иными словами, речь идет о случаях, когда налоговая база по НДС определяется как разница между доходом от уступки и расходом на их приобретение (размером уступаемого требования), т.е. с «межценовой разницы».

Читать еще:  Фнс подсказала, как избавиться от затрат на копирование документов для проверки

При получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав, возникших из договоров реализации товаров (работ, услуг), первоначальный кредитор должен рассчитать налоговую базу как разницу между суммой оплаты и суммой уступаемого денежного требования, в том числе будущего требования, определяемой исходя из доли оплаты.

Кроме того, с 1 октября в п.6 ст.172 НК РФ официально закреплено право на вычет НДС, исчисленного при получении предоплаты в счет уступки имущественных прав, указанных в абз.2 п.1 и п.2-4 ст.155 НК РФ.

Пример: если первоначальный кредитор собирается уступить право требования на сумму 80000 руб. за 100000 руб. и получил 50% предоплату (50000 руб.) в счет предстоящей уступки, налоговая база составит 50% от будущей прибыли, т.е. 10000 руб. в т.ч. НДС 1525.42 руб. ((100000-80000)*50000/100000*18/118). При передаче прав налогоплательщик исчислит НДС с «межценовой разницы», т.е. налоговая база составит 20000 руб. (НДС по ст. 18% (п.3 ст.164 НК РФ) — 3600,00 руб.) и примет к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты (1525.42 руб).

Если же право требования уступается с убытком, например, за 70000 руб., то в нашем примере налоговая база при получении предоплаты будет равна нулю.

Единственное, что настораживает в данных поправках: зачем законодатели определили порядок исчисления налоговой базы при получении предоплаты не только у первоначального кредитора (это абз.2 п.1 ст.155 НК РФ), но и в остальных случаях, не внеся изменений в ст.167 НК РФ? Мы имеем в виду ситуации, когда при уступке имущественных прав НДС рассчитывается с «межценовой разницы» (в случаях, установленных пунктами 2-4 ст.155 НК РФ).

Из п.1 и п.8 ст.167 НК РФ следует, что при получении предоплаты в счет уступки имущественных прав налоговая база возникает только при передаче прав, указанных в абз. 2 п.1 ст.155 НК РФ, т.е. при передаче прав по договорам «на реализацию» первоначальным кредитором. В случаях, установленных пунктами 2-4 ст.155 НК РФ налоговая база возникает только на дату уступки прав и (или) погашения обязательств должником. Это значит при получении предоплаты обязанности по исчислению НДС нет.

По мнению автора, не исключено, что из-за таких «нестыковок» налоговые органы будут настаивать, что во всех случаях получения предоплаты в счет уступки «межценовых прав» возникает налоговая база по НДС.

Перевозчики на железнодорожном транспорте — новые налоговые агенты по НДС

С 1 октября 2018 г. российские перевозчики на железнодорожном транспорте будут исполнять обязанности налоговых агентов по НДС в некоторых случаях. Эти обязанности появятся при оказании на территории РФ услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, в рамках посреднических договоров (поручения, комиссии, агентских). Исключения составят случаи оказания услуг в рамках международной перевозки и перевозки экспортируемых товаров, если пункт отправления и назначения будет располагаться на территории РФ (пп. 2 1 и 2 7 п. 1 ст. 164 и новый п.5.1 ст.161 НК РФ введен Законом № 302-ФЗ ).

Новые обязанности возникнут у перевозчиков по услугам, оказанным с 1 октября 2018 года (п.7 ст.4 Закона № 302-ФЗ ).

Такие налоговые агенты будут исчислять НДС так, как если бы они продавали свои собственные услуги, как продавцы этих услуг (п. 15 ст. 167 НК РФ). Налоговая база будет определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога (п.5.1 ст.161 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ ).

Российские перевозчики — налоговые агенты будут обязаны выставлять счета-фактуры от своего имени (п.1 ст.168 и п.3 ст. 169 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ ). Они смогут принимать к вычету НДС:

  • исчисленный с предоплаты, полученной в счет оказания услуг принципала (комитента, доверителя) — на дату оказания этих услуг или возврата предоплаты в случае изменения или расторжения договора (п.5 и п.8 ст.171 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ )
  • по корректировочным счетам-фактурам при уменьшении стоимости таких услуг (п.13 ст.171 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ ).

НДС, исчисленный в качестве налогового агента, российские перевозчики к вычету принять не смогут (п.3 ст.171 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ ).

Также уточнено, что посредники — налоговые агенты, исчисляющие НДС «как продавцы», т.е. это:

  • российские перевозчики (п.5.1 ст.161 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ ),
  • посредники иностранных лиц по продаже товаров (работ, услуг) с участием в расчетах (п.5 ст.161 НК РФ),
  • реализаторы конфискованного имущества по решению суда (п.4 ст.161 НК РФ).

не должны вести Журнал полученных и выставленных счетов-фактур (п.3.1 169 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ ).

Мы рассмотрели самые важные поправки, касающиеся НДС, вступающие в силу во втором полугодии 2018 года. Официальных комментариев об особенностях их применения пока нет. Но эксперты компании «Правовест Аудит» готовы помочь в решении многих вопросов. Обращайтесь!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector