Командировочный рейс перенесен. сданные и неиспользованные билеты нельзя учесть для усн

Если у работника не было возможности сдать билет на рейс по причине переноса даты вылета, стоимость билета принять в расходы по УСН нельзя

К такому выводу пришли финансисты (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 июля 2016 г. № 03-11-06/2/41888 «Об учете при применении УСН расходов по оплате суммы, удержанной транспортным агентством или перевозчиком при сдаче авиабилета командированным работникам по причине переноса даты вылета, и стоимости билетов по перенесенному рейсу в случае, если сдать билеты не было возможности»). Речь идет о ситуации, когда сотрудник отправлен в командировку, а дату обратного вылета изменили, и у него не было возможности сдать билет и получить деньги обратно.

Минфин России пояснил, что в таком случае принять в расходы по УСН стоимость неиспользованного и несданного билета нельзя. Министерство обосновало это тем, что в принципе налогоплательщики на УСН, применяющие объект «доходы минус расходы» вправе уменьшить доходы на затраты, связанные с командировками. В частности, это расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, а также на консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы (подп.13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Но расходы по оплате стоимости авиабилетов по перенесенному рейсу в этот список не включены.

То же касается расходов по оплате суммы, удержанной транспортным агентством или перевозчиком при сдаче авиабилета командированным работникам по причине переноса даты вылета. Иными словами, эти затраты налоговую базу по УСН не уменьшат.

Напомним, возместить стоимость билета можно, только если он не является невозвратным. При этом если заявить о возврате билета более чем за 24 часа до окончания регистрации на рейсе, перевозчик должен вернуть полную его стоимость. Если позже – авиакомпания удержит 25% цены билета (впрочем, по своему усмотрению она может уменьшить сумму неустойки). В обоих случаях будет удержана также сумма расходов, которые перевозчик уже фактически понес на организацию перелета. А когда пассажир желает сдать билет после окончания регистрации на рейс, деньги ему не вернут (подп. 1-3 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

Командировка отменена: как отразить расходы на невозвратный авиабилет и удержание за отмену брони гостиницы

Сотруднику была отменена командировка в день отъезда в связи с направлением в другую. Организацией ранее была забронирована гостиница и приобретен авиабилет по невозвратному тарифу.Как отразить в налоговом и бухгалтерском учете невозвратный авиабилет и штраф за незаезд в гостиницу? Как учитывать НДС с невозвратного авиабилета и штрафа за незаезд в гостиницу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

НДС по неиспользованному билету и предъявленный гостиницей к вычету не принимается.

Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение билета и на уплату штрафа гостинице учитываются в составе внереализационных расходов без учета сумм предъявленного НДС.

В бухгалтерском учете затраты на приобретение билета и уплату штрафа гостинице учитываются в составе прочих расходов.

На основании ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение связанных с ней расходов. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации-работодателя (ст. 168 ТК РФ).

НДС предъявленный гостиницей

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Из анализа ст. 162 НК РФ следует, что суммы санкций за нарушение договорных условий и суммы возмещения убытков или ущерба прямо в ней не упомянуты.

При этом Минфин России указывает, что штрафные санкции у продавца (поставщика, исполнителя), в соответствии со ст. 162 НК РФ, облагаются НДС, как средства, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) (письма Минфина России от 11.01.2011 N 03-07-11/01, 16.08.2010 N 03-07-11/356, от 11.09.2009 N 03-07-11/222, от 28.04.2009 N 03-07-11/120, от 16.04.2009 N 03-07-11/107, от 11.03.2009 N 03-07-11/56, от 06.03.2009 N 03-07-11/54 и от 24.10.2008 N 03-07-11/344).

Правда, в последнее время позиция финансового ведомства меняется (письма Минфина России от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946, от 04.03.2013 N 03-07-15/6333).

При получении доходов, увеличивающих налоговую базу, организация-исполнитель выписывает счет-фактуру в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). То есть заказчику-должнику такой счет-фактура не предъявляется. Если исполнитель все же выставит должнику счет-фактуру, то НДС, исчисленный с суммы штрафных санкций, к вычету у должника не принимается (письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-07-11/41).

Кроме того, при признании в составе расходов неустоек (штрафов, пени) необходимо учитывать, что на основании п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом в ст. 170 НК РФ не предусмотрен учет в стоимости товаров (работ, услуг) сумм НДС по предъявленным санкциям за нарушение условий договоров. Поэтому в рассматриваемой ситуации велика вероятность возникновения налоговых споров по вопросу учета в составе расходов суммы НДС по признанному организацией расходу в виде штрафа (письмо Управления ФНС по г. Москве от 30.03.2005 N 20-12/20856).

НДС по билету

В силу п.п. 1, 7 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом из письма ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565@ следует, что требование об учете произведенных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль актуально и в отношении расходов на командировки.

Одним из обязательных условий для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, является принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (абзац второй п. 1 ст. 172 НК РФ). Данное положение распространяется и на суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки.

Читать еще:  Журнал учета рабочего времени — образец заполнения

Таким образом, вычет суммы НДС, выделенной в билете, приобретенном организацией для командированного работника, возможен только тогда, когда услуги по перевозке будут оказаны, а соответствующие расходы будут приняты на учет.

Билет сам по себе удостоверяет лишь заключение договора перевозки пассажира (п. 2 ст. 786 ГК РФ), но не факт оказания услуги по перевозке. В связи с этим считаем, что организация в рассматриваемой ситуации не сможет принять к вычету выделенную в не использованном работником билете сумму НДС.

Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Иную позицию организация должна быть готова отстаивать в суде. При этом из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 N 09АП-17459/2008 следует, что наличие у налогоплательщика использованных проездных билетов не является обязательным условием для вычета НДС в отношении фактически оплаченных услуг по перевозке, но при наличии счета-фактуры.

Сумму уплаченного при приобретении проездного билета НДС, не подлежащую вычету, организация, по нашему мнению, не сможет учесть и в налоговом учете (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, могут быть учтены налогоплательщиками в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Как отмечается в письме Минфина России от 21.12.2007 N 03-03-06/1/884, перечень командировочных расходов, предусмотренный указанной нормой, является закрытым.

Нормы НК РФ не уточняют, могут ли на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываться расходы, связанные с приобретением не использованного и не возвращенного командированным работником проездного билета.

Из письма Минфина России от 14.04.2006 N 03-03-04/1/338 следует, что организация вправе учесть при определении налоговой базы расходы на приобретение не использованного в связи с изменением срока возвращения из командировки и не подлежащего возврату командированным работником билета (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-03-06/1/252).

Из постановлений ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2009 по делу N А21-6746/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 N А28-10790/2005-233/15, на наш взгляд, также прослеживается возможность квалификации расходов на возмещение командированному работнику затрат на неиспользованный проездной билет в качестве расходов на командировку и их учет при формировании налогооблагаемой прибыли на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Наряду с этим следует учитывать, что перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (смотрите, например, пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ.

Нормы ст. 270 НК РФ не содержат прямого запрета на включение в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов на не использованные командированным сотрудником и не возвращенные им проездные билеты.

В связи с этим и учитывая, что планируемая командировка не состоялась, а также принимая во внимание п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 252 НК РФ, считаем, что расходы на приобретение билета могут быть признаны в налоговом учете на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как внереализационные расходы, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Для оценки выполнения предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ критериев целесообразно учитывать позиции, выраженные судьями в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

Поскольку приобретение билета в рассматриваемой ситуации осуществлялось с целью проезда работника в служебную командировку, считаем, что понесенные организацией расходы следует рассматривать в качестве связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

По нашему мнению, в данном случае организации целесообразно документально подтвердить не только сам факт осуществления расходов, но и их обоснованность (экономическую оправданность). Перечень таких документов является открытым.

Для подтверждения обоснованности произведенных расходов организации следует иметь, например, следующие документы:

— решение (приказ) о направлении работника в командировку (п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749);

— внутренние документы, свидетельствующие об отмене и причинах отмены планируемой командировки.

Расходы в виде штрафа за отказ от проживания в гостинице, предусмотренный сторонами договора за невыполнение условий возмездного договора по бронированию мест в гостинице, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). Напомним, сумма штрафа учитывается без НДС.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) оплаченные организацией билеты являются денежными документами и учитываются на субсчете 50-3 «Денежные документы» счета 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение.

По дебету счета 50 отражается поступление денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 — выдача денежных документов из кассы организации.

Соответственно, операция по приобретению билета и списанию его стоимости в бухгалтерском учете отражается следующими проводками:

Дебет 60 (76) Кредит 51
— перечислены денежные средства на приобретение билета;

Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 60 (76)
— отражено поступление билета в сумме фактических затрат на его приобретение (с учетом НДС).

Полагаем, что билет был выдан сотруднику под отчет, так как командировка отменена в день выезда:

Дебет 71 Кредит 50, субсчет «Денежные документы»
— выдан билет работнику, направленному в командировку.

Поскольку в рассматриваемой ситуации командировка не состоялась и сотрудник не воспользовался приобретенным билетом, то расходы на его приобретение признаются прочими расходами (п.п. 4, 12, 17, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», далее — ПБУ 10/99).

Читать еще:  Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 71
— списана стоимость неиспользованного билета (без НДС);

Дебет 19 Кредит 71
— учтен НДС, выделенный в неиспользованном билете;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19
— НДС, выделенный в неиспользованном билете, не подлежащий вычету, отнесен на прочие расходы.

Операции по учету штрафа гостиницы отражаются следующими записями:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— отражена сумма признанного организацией штрафа гостиницы (без НДС) (п.п. 12, 14.2 ПБУ 10/99);

Дебет 19 Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— учтен НДС, предъявленный гостиницей;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 51
— оплачен штраф гостиницы;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19
— НДС, предъявленный гостиницей, учтен в составе прочих расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

5 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Сумма, удержанная транспортным агентством при возврате авиабилета командированного работника, в расходах «упрощенщика» не учитывается

Организация на УСН (объект налогообложения — «доходы минус расходы») направляет работников в служебные командировки. Однако иногда работникам приходится сдавать билеты в транспортное агентство по причине переноса даты вылета самолета. Может ли работодатель учесть в расходах сумму, удержанную транспортным агентством при сдаче авиабилета? Нет, не может, полагают специалисты Минфина России (письмо от 18.07.16 № 03-11-06/2/41888).

Виды командировочных расходов, которые могут учесть «упрощенщики», перечислены в подпункте 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. В частности, это:

  • расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • расходы на наем жилого помещения;
  • суточные или полевое довольствие;
  • расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Расходы в виде суммы, удержанной транспортным агентством или перевозчиком при сдаче командированным работникам авиабилета по причине переноса даты вылета, в данном перечне не упомянуты. Следовательно, такие расходы не могут уменьшать налоговую базу по единому «упрощенному» налогу. То же самое касается и расходов в виде стоимости билетов по перенесенному рейсу в случае, если сдать билеты не было возможности. По мнению Минфина, учесть такие расходы «упрощенщик» не вправе.

Командировочный рейс перенесен. сданные и неиспользованные билеты нельзя учесть для усн

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-06/2/26635 от 10.05.2016

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, а также на консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Расходы по оплате суммы, удержанной транспортным агентством или перевозчиком при сдаче авиабилета командированным работникам по причине переноса даты вылета, и стоимости билетов по перенесенному рейсу, в случае если сдать билеты не было возможности, не относятся к вышеуказанным расходам.

Исходя из этого расходы по оплате суммы, удержанной транспортным агентством или перевозчиком при сдаче авиабилета командированным работником по причине переноса даты вылета, и стоимости билетов по перенесенному рейсу, в случае если сдать билеты не было возможности, не учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

УСН: потери от переноса командировки нельзя учесть в расходах

При УСН нельзя учесть в расходах: 1) сумму, удержанную транспортным агентством или перевозчиком при сдаче авиабилета командированным сотрудником из-за переноса даты вылета; 2) стоимость билетов по перенесенному рейсу, если сдать их не было возможности.

Свою позицию Минфин России обосновывает прямой нормой Налогового кодекса РФ.

Как вы помните, перечень расходов, учитываемых при применении УСН, является закрытым .

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Пока не стоит верить чиновникам: Минфин против снижения налога УСН на страховые взносы ИП 1% [UPD] — Эльба

Суть позиции Минфина

Причиной всему стала фраза «фиксированный размер», оставшаяся в НК РФ еще с 2013 года, когда все ИП платили одинаковую сумму страховых взносов за себя. Теперь расчет взносов изменился, и взносы состоят из суммы 22 261, 38 руб. и 1% от дохода свыше 300 000 руб. Сумма взносов стала разной для отдельных предпринимателей.

Несмотря на новую формулу, слова про фиксированный размер из Налогового Кодекса не выкинули до сих пор: ИП без сотрудников могут снизить налог УСН «Доходы» на взносы в фиксированном размере. Что это такое Минфин объяснял в множестве разъясняющих писем.

Изначально под фразой «фиксированный размер» официально понималась вся сумма страховых взносов, в том числе и 1%. Так как закон не содержит положений, которые не признают 1% фиксированной частью, разрешалось уменьшать налог на все страховые взносы. Эту информацию донесла ФНС до всех налоговых органов и предпринимателей.

В новом письме «фиксированный размер» Минфин трактовал с другой позиции: 1% от дохода свыше300 000 руб. – это переменная величина страховых взносов, которая постоянно меняется от дохода ИП. Поэтому не признаётся фиксированной частью и не учитывается в уменьшении налога.

Сразу скажем, для ИП с сотрудниками никакого риска нет: снижение налогов регулируется другими положениями Налогового Кодекса, в которых не содержится формулировка про фиксированный размер взносов. ИП-работодатели уменьшают налог на все уплаченные взносы (в том числе 1%), но не более половины от суммы налога

Читать еще:  Сколько раз в месяц выдавать работникам расчетные листки?

Расходы, которых нет в НК РФ

По мнению чиновников, «упрощенец» не вправе учитывать для целей налогообложения следующие виды расходов:

  • плату за право установки и использования рекламной конструкции (письма Минфина России от 01.09.2014 № 03-11-06/2/43627, ФНС России от 06.08.2014 № ГД-4-3/15322@);
  • расходы от списания безнадежных долгов (письма Минфина России от 20.02.2016 № 03-11-06/2/9909, от 23.06.2014 № 03-03-06/1/29799);
  • штрафы, пени, иные санкции за нарушение договорных обязательств, которые признаны должником или подлежат уплате по суду (письма Минфина России от 07.04.2016 № 03-11-06/2/19835, от 09.12.2013 № 03-11-06/2/53634);
  • затраты на покупку имущественных прав, включая права требования в обязательстве (письма Минфина России от 01.12.2015 № 03-11-11/70011, от 09.12.2013 № 03-11-06/2/53599);
  • оплату услуг по предоставлению персонала сторонними компаниями (письма Минфина России от 26.04.2016 № 03-11-06/2/23984, от 23.01.2015 № 03-07-08/1947);
  • оплату услуг по специальной оценки условий труда (письмо Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551);
  • расходы на информационные услуги (письмо Минфина России от 16.04.2014 № 03-07-11/17285);
  • расходы, связанные с приобретением для работников питьевой бутилированной воды (письмо Минфина России от 06.12.2013 № 03-11-11/53315);
  • расходы на подписку на печатные издания (письма Минфина России от 07.05.2015 № 03-11-03/2/26501, от 28.10.2013 № 03-11-11/45487);
  • плату за технологическое присоединение реконструируемых энергопринимающих устройств, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, присоединенная мощность которых увеличивается, к действующим электрическим сетям (исьма Минфина России от 17.02.2014 № 03-11-06/2/6268, от 21.08.2013 № 03-11-06/2/34289, от 26.10.2010 № 03-11-06/2/166);
  • оплату ИП своего обучения, проезда, командировки (письма Минфина России от 09.08.2013 № 03-11-11/167, от 24.07.2013 № 03-11-09/29377, ФНС России от 01.08.2013 № ЕД-3-3/2730);
  • возмещение ущерба, нанесенного компании учредителем (письмо Минфина России от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31781);
  • расходы по реконструкции, проектным работам, переводу квартиры из жилого в нежилой фонд для перепродажи (письмо Минфина России от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31778);
  • стоимость неоплаченных товаров, долг по которым списан как просроченный (сисьмо Минфина России от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31883);
  • оплату услуг по передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему) (письмо Минфина России от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694);
  • приобретение опциона на право заключения договора аренды (письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-11-06/2/08);
  • покупку пропусков для прохода (проезда) работников в арендуемое помещение (письмо Минфина России от 20.12.2012 № 03-11-06/2/147);
  • плату за пользование земельным участком (сервитут) (письма Минфина России от 22.01.2013 № 03-11-06/2/10, от 02.07.2012 № 03-11-06/2/81);
  • расходы, которые в дальнейшем по условиям договора подлежат возмещению контрагентом (письмо Минфина России от 04.06.2012 № 03-11-11/175);
  • плату за срочность при получении сведений из ЕГРЮЛ (письмо Минфина России от 16.04.2012 № 03-11-06/2/57);
  • расходы по уборке территорий и кровли домов от снега и наледи (письмо Минфина России от 20.02.2012 № 03-11-06/2/27);
  • компенсацию затрат на служебные поездки сотрудников с разъездным характером работы (письмо Минфина России от 16.12.2011 № 03-11-06/2/174).

Некоторые расходы, несмотря на наличие в перечне «разрешенных», чиновники запрещают учитывать. Причины этого кроются в соблюдении еще и других требований к «упрощенным» расходам. Например, по мнению чиновников, неправомерно учитывать следующие расходы:

  • зарплату руководителя компании — единственного учредителя (письмо Минфина России от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790). Зарплату выплачивают на основании заключенного трудового договора (ст. 57, 129 и 135 ТК РФ). Этот договор предполагает две стороны: работника и работодателя (ст. 56 ТК РФ). Если одной из сторон договора нет, он не может быть заключен. Единственный учредитель компании не может сам себе начислять и выплачивать зарплату;
  • сумму, которую удерживает продавец при сдаче авиабилета командированного работника из-за переноса даты вылета (письма Минфина России от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888, от 10.05.2016 № 03-11-06/2/26635). Хотя расходы на командировки можно учесть для УСН, но к ним относятся расходы на проезд работника к месту командировки. Указанные удержания не названы в перечне.

См. также «Командировочный рейс перенесен. Сданные и неиспользованные билеты нельзя учесть для УСН».

  • расходы на почтовые услуги, связанные с нереализованными товарами (письма Минфина России от 01.09.2016 № 03-11-06/2/51055, от 30.05.2016 № 03-11-06/2/31125). Для УСН учитывают в расходах стоимость товаров и затраты, связанные с их покупкой и продажей (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти затраты учитывают по мере реализации данных товаров (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Если товары не проданы, то и затраты, связанные с продажей, учитывать нельзя;
  • оплату арендодателем услуг по поиску арендаторов (письмо Минфина России от 07.08.2014 № 03-11-11/39112). В материальных расходах учитывают затраты на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними компаниями. Но услуги по поиску арендаторов не носят производственного характера.

Разъяснение Минфина по учету затрат на аренду жилого помещения для деловых целей см. в материале«Затраты на аренду жилого помещения в бизнес-целях нельзя учесть для УСН».

Когда возможно применить уменьшение налога УСН на сумму страховых взносов

1. Подобные письма Минфина имеют информационно-разъяснительный характер и не являются нормативными правовыми актами. Разъяснения содержат лишь толкование законодательства, которое также можно расценить по-другому. У Минфина есть отдельное письмо на счет применения своих рекомендаций.

2. Пока налоговая не выпустила письмо, чтобы донести новую позицию Минфина до всех инспекций и предпринимателей, проверяющие не должны массово противостоять снижению налога.

«Исходя из части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за расчетный период с учетом его дохода. Следовательно, в понятие «фиксированный платеж» также включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 000 руб.»

4. Даже если суд признает текущую позицию Минфина законной, вам будет грозить только доначисление налога без пеней и штрафов. Выше мы привели разъяснения Минфина и ФНС, в которых содержится позиция выгодная для ИП, а в таких случаях Налоговый Кодекс исключает вину и не допускает начисление пени.

Пока мы рекомендуем как и раньше уменьшать налоги на всю сумму страховых взносов, в том числе и на 1%. Минфин в любой момент может снова изменить своё мнение, а законодательные акты остаются прежними. В новой позиции чиновники ухватились за недоработанные нормы закона, которые могут нанести убыток ИП.

Если «спорная» сумма налога значительна, то советуем сформировать денежный резерв на случай доначисления налога. Отнеситесь к этому как к налоговому риску. Т.к. пени и штрафы отсутствуют, лучшее, что можно сделать уже сейчас — подстраховаться на всякий пожарный.

Мы и дальше будем отслеживать новшества чиновников, чтобы своевременно вас предупредить и при необходимости изменить расчет налога в Эльбе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector