Налоговая вправе вызывать и допрашивать свидетелей в период приостановления выездной проверки

Допрос работника при налоговой проверке

Согласно положениям налогового законодательства (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ) инспектор, в рамках осуществления выездной проверки вправе вызвать любое физическое лицо в качестве свидетеля для дачи показаний. При этом, статья 31 НК РФ устанавливает, что вызов свидетеля происходит на территории налогового органа. При этом, допрос может проводиться и по месту пребывания свидетеля, если он, например, болен или стар, является инвалидом и не может явиться в инспекцию, также, по усмотрению инспектора, это правило может распространяться и на другие ситуации (статья 90 НК РФ).

Вызов свидетеля осуществляется повесткой, рекомендованная форма которой приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС РФ по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры». В повестке обязательно указывается основания ее направления, а также место и время проведения допроса.

В случаях если допрос проводят по месту нахождения работника или компании, документ о вызове свидетеля не составляется.

Важно! Работника компании, где проводится налоговая проверка, могут вызвать на допрос только повесткой. Он не обязан являться в инспекцию по телефонному звонку или устному приглашению. Кроме того, показания не могут быть получены по телефону.

Законодательством РФ не установлены точные сроки, по которым повестка может считаться доставленной или врученной свидетелю. Следовательно, датой получения документа будет считаться день его фактического получения по почте или лично.

В качестве свидетеля по налоговым проверкам могут быть привлечены только те лица, которые не заинтересованы в исходе дела. Если опрашиваемое лицо заведомо заинтересовано в исходе дела (например, если речь идет о генеральном или финансовом директоре), то протокол допроса квалифицируется как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@ определяет форму протокола допроса свидетеля, документ, который был составлен в произвольной форме, в дальнейшем будет считаться недействительным.

Основным отличием допроса от дачи пояснения является тот факт, что на допрос должно явиться непосредственно то лицо, чья фамилия была прописана в повестке, тогда как для дачи показаний может быть отправлено любое должностное лицо или уполномоченный представитель компании, например юрист. Стоит также отметить, что уведомление о вызове для дачи пояснений вручают компании по ТКС либо ее представителю лично.

В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ допрашивать работников проверяемой компании, в том числе бывших сотрудников, могут только те инспекторы, которые непосредственно входили в список участников проверки. В случае, если допрос ведет другой инспектор, в дальнейшем протокол допроса будет считаться недействительным. При этом, допрос также могут вести сотрудники органов внутренних дел, которые были включены в состав проверяющих.

Время начала и окончания допроса обязательно фиксируется в протоколе. Допрос работников компании не может длиться непрерывно более четырех часов и не более восьми часов в течении одного дня, между которыми должен быть перерыв минимум 1 час для отдыха и принятия пищи (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ).

Согласно пункта 2 статьи 90 НК РФ в допросе не могут участвовать лица, которые:

  1. в силу возраста, своих психических или физических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  2. получили информацию, необходимую для осуществления налоговой проверки, когда исполняли свои профессиональные обязанности и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Допрос работника, когда проверка приостановлена

В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.

В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим. Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации. Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.

Минфин РФ подтверждает этот вывод в свои разъяснениях — письма Минфина России от 18.01.2013 г. № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 г. № 03-02-07/1-156.

Допрос работника, когда проверка окончена

Совсем иначе дело обстоит с допросом работников после окончания налоговой проверки. Данный факт является нарушением установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Протоколы допроса, полученные таким образом, не могут учитываться инспекторами при вынесении решения по проверке. Такой вывод подтвердили десятки судей в арбитражных округах (постановление ЦО от 03.06.2016 г., ФАС МО от 16.06.2011 г. № Ф05-16135/10, ФАС ДВО от 29.07.2011 г. № Ф03-3493/11 и другие).

Однако из правил существует исключение. Так, если повестка на допрос была направлена работнику еще во время проведения налоговой проверки, считается, что инспекторы фактически выполнили требования налогового законодательства (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В этом случае проведение допроса, даже после окончания проверки, будет являться законным доказательством, поскольку показания были получены после окончания по независимым от инспектора обстоятельствам.

Читать еще:  Каков код корректировки для налоговой декларации 3-ндфл?

Кроме того, законным будут считаться показания свидетеля, полученные даже после окончания проверки, если налоговый орган отправлял поручение о проведении допроса в иную инспекцию и при этом документ датирован периодом проверки.

Ответственность работника при допросе в инспекции

Статья 128 НК РФ устанавливает:

  • неявка работника проверяемой компании либо уклонение его от явки без уважительной причины, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей;
  • неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей.

Отказаться от дачи показаний без последствий привлечения к ответственности работник может только в том случае: сославшись на часть 1 статьи 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Инспектор налоговой службы, осуществляющий допрос, еще в самом начале должен предупредить допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, о чем в протоколе допроса делается отметка и удостоверяется подписью свидетеля. Отсутствие такой подписи может стать поводом для признания протокола недействительным.

Незаконные допросы сотрудников налогоплательщика в период приостановления налоговой проверки. Как бороться за свои права?

Налоговики очень часто в период приостановления в проведении выездных налоговых проверок проводят допросы не только третьих лиц, но и сотрудников налогоплательщика, хотя допросы сотрудников налогоплательщика в период приостановки проверки незаконны. Эти обстоятельства нужно отслеживать и успешно использовать как инструмент борьбы с налоговиками за свои права. Как отстоять свои интересы в этой ситуации? Ответ на эти вопросы даст генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе выемки, а так же приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Пункт 26 Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013 года разъяснил, что при рассмотрении дел, связанных с обжалованием действий налоговых органов, судам необходимо иметь в виду следующее – «по смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной проверки не допускается (1) получение объяснений налогоплательщика и (2) допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов».

Тем самым, на наш взгляд, ВАС РФ приравнял (1) получение объяснений от самого налогоплательщика в период приостановки проверки и (2) проведение допросов сотрудников налогоплательщика в период приостановки проверки, к действиям налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика в период приостановки проверки. Следовательно, логика ВАС РФ в данном случае сводится к выводу, что сотрудник налогоплательщика это по сути дела и есть сам налогоплательщик (его часть), а поскольку во время приостановки проверки истребовать документы у налогоплательщика и совершать какие-либо действия на территории налогоплательщика запрещают положения п.9 ст.89 НК РФ, то значит и допрашивать сотрудников налогоплательщика в период приостановки проверки нельзя.

Но очень часто, вопреки вышеизложенной позиции пленума ВАС в период приостановки проведения проверки налоговые инспекторы проводят допросы именно сотрудников налогоплательщика. Заметим, что в этом случае речь не идет об осуществлении налоговым органом ИНЫХ действий вне территории (помещения) налогоплательщика, поскольку Пленум ВАС РФ прямо указал, что допросы именно сотрудников налогоплательщика не допустимы в период приостановления налоговой проверки, но указал что возможны ИНЫЕ действия налогового органа вне территории налогоплательщика. Значит, ВАС РФ допросы сотрудников налогоплательщика явно не относит к ИНЫМ действиям налогового органа, проводимым вне территории налогоплательщика, даже если допросы сотрудников налогоплательщика были произведены вне территории налогоплательщика.

Обратите внимание, Пленум ВАС РФ не написал, что в период приостановления выездной проверки не допускается получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников НА ТЕРРИТОРИИ (помещении) налогоплательщика. Пленум ВАС РФ четко написал, что в ходе приостановления проверки Инспекция не лишена права осуществлять иные действиявне территории (помещения) налогоплательщика, и то если они не связаны с истребование у него документов.

На взгляд, очевидно что если в период приостановки проведения налоговой проверки, проводятся допросы сотрудников налогоплательщика, то протоколы таких допросов налогоплательщикам необходимо выявлять и подавать вышестоящему налоговому органу и суду ходатайства о признании их недопустимыми доказательствами по делу, как полученные с нарушением федерального законодательства (см. абз.2 п.4 ст.101 НК РФ, абз.3 п.7 ст.101.4 НК РФ).

Налоговый орган в период приостановления выездной проверки вправе проводить допрос свидетелей в помещении инспекции

Вопрос: Согласно «п. 8 ст. 89» НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведении проверки.

Из содержания указанной «нормы» с учетом положений «ст. 90» НК РФ следует, что допрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной налоговой проверки.

Читать еще:  Как происходит проверка подлинности эцп?

В соответствии с «п. 9 ст. 89» НК РФ проведение налоговой проверки может быть приостановлено для: 1) истребования документов (информации) в соответствии с «п. 1 ст. 93.1» НК РФ; 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; 3) проведения экспертиз; 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что приостановление проведения налоговой проверки не может быть обусловлено необходимостью допрашивать свидетеля. Следовательно, допрос свидетеля в период действия приостановления проведения налоговой проверки неправомерен, так как приостановление обусловлено необходимостью совершения налоговым органом строго определенных действий («п. 9 ст. 89» НК РФ).

В «п. 9 ст. 89» НК РФ дополнительно указано, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных при проведении выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Организация считает, что налоговый орган не может проводить мероприятия налогового контроля, не указанные в «п. 9 ст. 89» НК РФ, в том числе допрос свидетелей.

Имеет ли право налоговый орган во время приостановления проведения выездной налоговой проверки проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе допрос свидетелей, являющихся работниками организации, в отношении которой назначено проведение выездной налоговой проверки?

В «НК» РФ не указан порядок проведения допроса свидетеля, в том числе не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать на допросе. В «ст. 90» НК РФ не содержится запрета присутствия налогоплательщика при допросе, который проводится в рамках выездной налоговой проверки данного налогоплательщика.

Вправе ли представитель организации присутствовать при проведении налоговым органом допроса свидетеля, являющегося работником организации, в отношении которой назначена выездная налоговая проверка?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о вызове в налоговый орган свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой проверки и сообщается следующее.

В соответствии с «пп. 12 п. 1 ст. 31» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

«Пунктом 9 ст. 89» Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проведения выездной налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с «п. 1 ст. 93.1» Кодекса, а также установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Следовательно, в указанный период приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов лишь у налогоплательщика и действия налогового органа, связанные с такой проверкой, на территории (в помещении) этого налогоплательщика.

«Кодексом» не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Полагаем, что налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

Согласно «п. 1 ст. 90» Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом «Кодексом» не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
Из арбитражной практики следует, что проведение налоговым органом допроса свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки не свидетельствует о нарушении требований «Кодекса» (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 «N 07АП-6856/08» по делу А45-6921/2008-64/2, Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.05.2009 «N КА-А40/3460-09» по делу N А40-62371/08-118-336, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 по делу «N А44-3520/2009»).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Допрос свидетеля во время приостановки проверки

Допрос свидетеля – это действие, которое по закону может проводиться в ходе выездной налоговой проверки. Налоговики должны строго соблюдать требования Налогового кодекса при проведении контрольных мероприятий. Если налоговики, проводя проверку, в том числе допрашивая свидетелей, нарушают законодательство, то вся собранная информация (доказательства) не могут быть приобщены к делу и на них нельзя ссылаться в суде. Является ли нарушением процедуры проверки допрос свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки? На этот вопрос ответили арбитражные судьи Западно-Сибирского округа.

В постановлении от 15 июня 2016 года № Ф04-2068/2016 судьи указали, что приостановление выездной налоговой проверки не лишает инспекторов права проводить допрос свидетелей за пределами помещения (территории) налогоплательщика.

По результатам проведенной выездной проверки налоговая инспекция привлекла налогоплательщика в ответственности за занижение налоговой базы по ЕНВД (площади торгового зала) и нарушении пункта 3 статьи 346.29 Налогового кодекса. Вывод инспекции подтверждается свидетельскими показаниями. При этом сам налогоплательщик утверждает, что протоколы допросов свидетелей составлены вне рамок выездной налоговой проверки, а это является нарушением положения процедуры налоговой проверки.

Читать еще:  Стандартные налоговые вычеты в 2017 году (ндфл и др.)

Судьи сделали вывод, что Налоговый кодекс (ст. 89 НК РФ) не запрещает допрашивать свидетелей в период приостановления налоговой проверки. Этот же вывод согласуется с разъяснениями Высшего Арбитражного суда. В пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 сказано, что во время приостановления выездной проверки налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у последнего документов.

Такие действия признают правомерными также Минфин РФ (письмо Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-02-07/1-11) и другие арбитражные судьи (например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2013 г. по делу № А70-6132/2012).

В качестве дополнительной информации сообщаем, что допрос свидетеля после окончания выездной налоговой проверки является нарушением установленного законом порядка сбора доказательств (постановление АС Центрального округа от 3 июня 2016 года № Ф10-1572/2016).

Чтобы получить полный доступ к материалу, зарегистрируйтесь

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, авторизуйтесь

Комментарии

Вправе ли налоговый орган в период приостановления выездной проверки проводить допрос свидетелей в помещении инспекции?

Письмо Минфина России от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156

Минфин России рассмотрел вопрос о возможности проведения допроса свидетелей в период приостановления выездной проверки. По мнению финансового ведомства, налоговый орган вправе в указанный период вызывать свидетелей для дачи показаний на территории инспекции. Причем пригласить для допроса можно любых лиц, включая работников организации, в отношении которой приостановлена выездная проверка. Подобные разъяснения Минфин России уже давал (Письмо от 28.10.2008 N 03-02-07/1-433).

Позиция министерства обосновывается следующим. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ выездная проверка может быть приостановлена в том числе для истребования документов (информации) у контрагента или иных лиц в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ. В это время налоговый орган не вправе истребовать документы у налогоплательщика, а также совершать на территории (в помещении) налогоплательщика действия, связанные с проверкой.

Как отметил Минфин России, приостановление выездной проверки не означает прекращения всех мероприятий налогового контроля. Запрета на вызов свидетелей либо на получение информации от других лиц в указанный период в Налоговом кодексе РФ не содержится. Поэтому в период приостановления выездной проверки инспекция вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

Работник организации, в отношении которой проверка приостановлена, также может выступать в качестве свидетеля (п. 1 ст. 90 НК РФ). При его допросе может присутствовать представитель налогоплательщика.

В поддержку своей позиции финансовое ведомство приводит в рассматриваемом Письме решения некоторых арбитражных судов. В них сделан вывод, что проведение допроса свидетеля в период приостановления выездной проверки не нарушает требований Налогового кодекса РФ (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 N 07АП-6856/08, ФАС Московского округа от 08.05.2009 N КА-А40/3460-09, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 N А44-3520/2009). Есть и другие решения, при рассмотрении которых использовался такой же подход (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А44-3520/2009, ФАС Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009).

В то же время не все арбитражные суды при решении рассматриваемого вопроса приходят к единому выводу.

Некоторые суды считают, что в период приостановления выездной проверки допрос свидетелей проводить нельзя. Эта точка зрения определена иной трактовкой п. 9 ст. 89 НК РФ. Согласно указанной норме проверку можно приостановить только для следующих целей:

1) истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведение экспертиз;

4) перевод на русский язык документов, которые налогоплательщик представил на иностранном языке.

Иными словами, в п. 9 ст. 89 НК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований приостановления выездной проверки и допрос свидетелей в него не включен. Следовательно, показания свидетелей, полученные в указанный период, суд не может принять в качестве допустимых доказательств. Ведь в силу п. 3 ст. 64 АПК РФ использование судом доказательств, полученных с нарушением норм федерального закона, не допускается. Такой ход рассуждений отражен, например, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 N А78-8715/2009, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2006 N А56-31672/2005 (Определением ВАС РФ от 07.05.2007 N 4991/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Применение документа (выводы):

По результатам выездной проверки налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. Причиной может служить, например, то, что инспекция исключила часть расходов по налогу на прибыль на основании свидетельских показаний, которые получены в период приостановления проверки. Финансовое ведомство считает, что в данном случае налоговое законодательство не нарушается. Налогоплательщику остается либо согласиться с решением налогового органа, либо попытаться доказать в суде неправомерность допроса свидетелей в период приостановления выездной проверки.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector