Налоговикам рекомендовано по-новому требовать пояснения по без-ндсным операциям

Камералка: даем пояснения по НДС-декларации

Тему статьи предложила Елена Сергеевна Шаталова, главный бухгалтер ООО «Компания “Технолюкс Металл”», г. Москва.

Электронная форма сдачи НДС-декларации открыла налоговикам новые возможности для камеральной проверки. Кроме банальных ошибок в самой декларации, интерес для инспекторов представляют выявленные несоответствия между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС у одного налогоплательщика, и сведениями об этих же операциях, отраженными в НДС-отчетности других организаций и предпринимателей. Проверочная программа автоматически сравнивает данные, а также автоматически формирует требование о представлении пояснений, если обнаружатся какие-либо неточности.

Получили электронное требование — не забудьте выслать квитанцию о приеме

Если вы сдали НДС-декларацию в электронном виде, то и требование о представлении пояснений инспекция пришлет электронное. Получив его, не позднее 6 рабочих дней со дня его отправки вам нужно передать в инспекцию квитанцию о прием е п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23, п. 5 ст. 174 НК РФ .

Если вы это не сделаете, в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции, инспекция может заблокировать ваш расчетный счет и электронный кошелек (при его наличи и) п. 6 ст. 6.1, п. 1, подп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ .

Изучаем требование о представлении пояснений и приложения к нему

Внимательно ознакомьтесь не только с самим требованием, но и с приложениями к нему приложения 2.1— 2.9 к Письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее — Письмо ФНС) . Понять, что от вас хотят налоговики, будет несложно. К примеру, если инспекция выявит несоответствие данных, отраженных в разных строках разделов 1— 7 декларации, требование инспекции будет содержать следующее приложени е утв. Письмом ФНС по форме 2.9.

Камеральной налоговой проверкой были выявлены следующие сведения о выявленных противоречиях в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость или несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа:

в 3 кв. 2015 г. были осуществлены следующие операции:

— счетом-фактурой № 91 от 15.09.2015 ;

По имеющимся у налогового органа сведениям указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, при этом указанные операции не были отражены

в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

В случае если у налоговиков возникли сомнения в отношении сведений из разделов 8— 12 НДС-декларации, вы можете получить приложения в табличной форме. Они схожи с таблицами соответствующих разделов декларации. В последней графе таких табличных приложений указывается код возможной ошибки. В нем и закодированы претензии проверяющих. Итак, всего сейчас применяется четыре таких кода Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 .

Код «1». Аналогичная запись об операции отсутствует у контрагента либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с данными контрагента.

К примеру, вы отразили в разделе 8 декларации «Сведения из книги покупок. » счет-фактуру контрагента, однако данных об этом счете-фактуре нет в его декларации. Если вы действительно ошиблись, подайте уточненную декларацию.

Но возможны и другие варианты. К примеру, ваш контрагент при регистрации вашего счета-фактуры неправильно указал его дату и номер, да еще и зарегистрировал его на квартал позже, чем вы отразили реализацию. В таком случае поясните инспекции сложившуюся ситуацию, указав, в какой декларации вы отразили счет-фактуру, вызвавший сомнение. Нелишним будет приложить и копию такого счета-фактуры к пояснениям.

Код «2». Может появиться только в случаях, когда данные по одной и той же операции отражаются и в книге покупок, и в книге продаж, однако друг другу не соответствуют.

К примеру, организация при аренде муниципального имущества должна сначала исчислить НДС в качестве налогового агента, оформить счет-фактуру, заплатить налог в бюджет, а затем принять на его основании тот же налог к вычету. В случае несовпадений в записях по подобным операциям к требованию о представлении документов инспекция может приложить две таблицы: одну — с выпиской из раздела 8/ приложения 1 к нему, вторую — с выпиской из раздела 9/ приложения 1 к нему. Ищите в них связанные операции, напротив которых стоит код возможной ошибки «2», и поясняйте нестыковки.

В некоторых случаях к требованию может быть приложена и одна таблица. К примеру, продавец заявил в декларации вычет авансового НДС, однако в декларации нет данных о его начислении. Инспекция вышлет такому продавцу таблицу с выпиской из раздела 8 «Сведения из книги покупок. », где будет указан зарегистрированный счет-фактура на аванс с кодом ошибки «2». Проверьте, начисляли ли вы НДС с аванса, в каком периоде и отражено ли это в НДС-декларации.

Получив из ИФНС электронное письмо о представлении пояснений, плательщик может не сам отправить квитанцию, а поручить это своему доверенному лицу

Код «3». Несоответствие данных об одной операции в частях 1 и 2 журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур. Он ведется по посредническим операциям, а также по операциям застройщиков, экспедиторов (если они включают в выручку только свое вознаграждение).

К примеру, посредник-комиссионер должен зарегистрировать в части 2 журнала учета счет-фактуру, полученный от комитента. А выставленные покупателям счета-фактуры должны быть отражены в части 1 журнала учета. Данные о полученном и выставленных счетах-фактурах в рамках одной посреднической операции должны быть сопоставимы. Если есть несоответствия, инспекция приложит к своему требованию таблицу с выпиской из раздела 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и/или таблицу с выпиской из раздела 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» с указанием информации по «проблемным» операциям, проставив в соответствующих строках код «3».

Код «4 [a; b]». Возможно, при регистрации счета-фактуры допущена ошибка в тех показателях, которые указаны в графах приложения с номерами «a», «b».

Такой вид ошибок самый распространенный. Если ошибка только в одной графе, то в квадратных скобках будет указана одна цифра.

К примеру, в разделе 8 декларации указаны два счета-фактуры, в реквизитах которых инспекция сомневается: возможно, у одного указана неправильная дата, а у другого — порядковый номер. В таком случае приложение к требованию будет выглядеть так.

Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Читать еще:  Обновлены формы «налогового» требования и других документов, которые используются для взыскания недоимки

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

При проведении камеральной налоговой проверки у налогоплательщика возникает обязанность по представлению пояснений. Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Читать еще:  Оплата праздничных дней при сменном графике работы

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС

    Материалы по подготовке и представлению отчетности

    • Автоматическая сверка счетов-фактур с контрагентом>>>
    • Чем новая декларация по НДС отличается от старой и какие сведения она должна содержать>>>
    • Новая форма декларации в «1С:Предприятии»>>>
    • НДС-2015: хранение истории изменений КПП в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)>>>
    • Ответы на вопросы по НДС-2015>>>
    • Консолидация отчетности по НДС для организаций, имеющих обособленные подразделения и не использующих РИБ>>>
    • Сервис компании Такском «Сверься!»>>>
    • Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС>>>
    • НДС-2015: как представить уточненную декларацию>>>
    • «1С:Бухгалтерия 8»: как сформировать уточненную декларацию по НДС>>>

    Действия налогового органа

    При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган может выявить:

    • ошибки, противоречия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС;
    • несоответствия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС налогоплательщика, и сведениями об указанных операциях в декларации по НДС другого налогоплательщика или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ.

    Как указано в Рекомендациях, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, то налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ направляет налогоплательщику сообщение с требованием представления пояснений (далее – Требование), к которому прикладывает специальные табличные формы, приведенные в приложениях 2.1 — 2.9 к Рекомендациям.

    Каждое из приложений к Требованию, размещенное в приложениях 2.1 – 2.7 к Рекомендациям, по форме и формату практически повторяет соответствующие разделы 8 – 12 (приложения к разделам 8, 9) декларации по НДС, но в отличие от разделов декларации, таблицы этих приложений содержат еще дополнительную графу 20 «Справочно: Код возможной ошибки». В этой графе налоговый орган планирует размещать подсказку о том, какие именно расхождения содержит «непонравившаяся» регистрационная запись.

    В соответствии с разъяснениями А.С. Катяева, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, заместителя начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю (см. видео ), и форматом Требования, предполагается, что кодам будут соответствовать следующие значения:

    • код «1» — отсутствие аналогичной записи об операции у контрагента;
    • код «2» — несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика;
    • код «3» — несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика;
    • код «4 [a; b]» — возможно допущена ошибка при регистрации счета-фактуры в тех показателях, которые указаны в графах с номерами «a», «b».

    Если налоговый орган выявит несоответствие отраженных данных в разделах 1 — 7 декларации или отсутствие тех или иных данных в соответствующих разделах декларации, то он направит налогоплательщику Требование вместе с приложениями 2.8 или 2.9 к Рекомендациям.

    Действия налогоплательщика

    Налогоплательщику, получившему от налогового органа Требование, необходимо выполнить следующие действия.

    Прежде всего, нужно передать в налоговый орган квитанцию о приеме поступившего из налогового органа Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки его налоговым органом (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Несоблюдение этого требования чревато негативными последствиями в виде приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных средств (п. 1, п. 11 ст. 76 НК РФ).

    Затем в течение пяти дней нужно представить пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ). Несмотря на то, что ответственность за нарушения пятидневного срока представления уточнений налоговым законодательством не предусмотрена, затягивать с представлением пояснений не стоит, поскольку согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе также истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, при отражении которых выявлены противоречия (несоответствия), приводящие к занижению обязательств перед бюджетом.

    Форма и порядок представления пояснения налоговым законодательством не определены. Поэтому налогоплательщик может представить пояснения в любой форме, передав их в налоговую инспекцию любым способом (лично, по почте и т.д.). В то же время в пункте 2.7 Рекомендаций (в ред. письма ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752) налогоплательщикам предлагается использовать разработанные налоговым органом формы и электронные форматы ответа, приведенные в приложении 2.11 к Рекомендациям.

    Ответ, составленный по рекомендуемой форме, направляется налогоплательщиком в установленном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с приложением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.

    Рекомендованные ФНС России формы ответа на Требование построены следующим образом. Для уточнения сведений каждого раздела декларации с 8 по 12 и приложений к разделам 8 и 9 ФНС России предложила две таблицы, содержащие графы, полностью идентичные строкам соответствующих разделов декларации:

    • таблица № 1 «Сведения соответствуют первичным учетным документам» – заполняется в том случае, когда вызвавшие сомнение у налоговых органов регистрационные сведения полностью соответствуют учетным данным и документам налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик просто еще раз повторяет в таблице те сведения, которые отразил в декларации по НДС и которые были ему направлены налоговым органом для уточнений, тем самым подтверждая их достоверность;
    • таблица № 2 «Сведения, поясняющие расхождение (ошибки, противоречия, несоответствия)» — заполняется в том случае, когда налогоплательщик обнаружил у себя ошибки, связанные с регистрацией счетов-фактур. В таблице № 2 для каждой регистрационной записи предусматривается наличие двух строк: «Расхождение» и «Пояснение». При подготовке ответа в строку «Расхождение» налогоплательщик переносит сведения, которые поступили ему из налогового органа в Требовании и которые он должен уточнить, а в строке «Пояснение» — указывает правильные значения. Причем в строке «Пояснение» заполняются только те графы, в которых обнаружены ошибки, а остальные графы с правильными показателями не дублируются.

    В самом письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 отсутствует порядок заполнения форм ответа на Требование, однако такие разъяснения по обработке Требования приведены на сайте ФНС России .

    Если в ходе проверки сведений, указанных в Требовании налогового органа, обнаруживается ошибка, приводящая к необходимости уточнения итоговых показателей налоговой декларации (строк 040, 050 раздела 1 налоговой декларации), то ответ на Требование не формируется, а составляется уточненная налоговая декларация по НДС, которая представляется в налоговый орган в обычном порядке. Эти пояснения также приведены на сайте ФНС России .

    Для подтверждения своих аргументов налогоплательщик может дополнительно представить в инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и иные документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

    И последнее. Предоставив налоговому органу ответ с уточнением ошибочных показателей разделов 8 – 12 и тем самым скорректировав имеющиеся у налогового органа сведения, налогоплательщик должен внести исправления в данные своего учета.

    Порядок внесения таких исправлений в налоговый учет в настоящее время нормативно не урегулирован. Проблема состоит в том, что необходимость внесения исправлений в книгу покупок, книгу продаж или журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур возникает уже после представления налоговой отчетности по НДС, т. е. по окончании соответствующего налогового периода. Согласно правилам, приведенным в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137), при необходимости внесения исправлений в книгу покупок и(или) книгу продаж по окончании налогового периода применяются дополнительные листы.

    Но для книги покупок применение дополнительных листов связывается с аннулированием записи по счету-фактуре, потребность в котором возникает, главным образом, из-за внесения в счет-фактуру исправлений (п. 9 Правил ведения книги покупок). Для книги продаж – с аннулированием записи по счету-фактуре, в который внесены исправления, и регистрацией исправленного счета-фактуры (п. 11 Правил ведения книги продаж). При этом ФНС России в письме от 06.09.2006 № ММ-6-03/896@ указывает на возможность применения дополнительных листов и в тех случаях, когда по каким-либо причинам вообще не была проведена своевременная регистрация счета-фактуры либо когда выявлена ошибка в самом факте регистрации. Но в любом случае предлагаемый порядок не связан с ситуацией, когда и сам счет-фактура в исправлении не нуждается, и регистрация проведена правомерно, но при этом допущены технические ошибки при переносе данных из счета-фактуры в книгу покупок или книгу продаж. Что касается журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, то для него возможность исправления регистрационных записей Постановлением № 1137 не предусмотрена.

    Читать еще:  Энергоэффективность не освободит от налога на имущество недвижимость

    Поэтому для отражения в учетных документах изменений, которые были направлены налоговому органу в ответ на Требование, до внесения соответствующих уточнений в Постановление № 1137 или до представления уполномоченными органами разъяснений возможны следующие варианты:

    • исправляются ошибочные показатели регистрационных записей книги покупок, книги продаж или журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Для этого книга покупок, книга продаж или журнал учета в электронном виде просто переформировываются. Если же эти отчеты составлены на бумажных носителях, то они исправляются в соответствии с правилами документооборота: зачеркиванием одной чертой неверного значения, внесением правильного показателя, проставлением отметки «исправленному верить», подписи и даты исправления. Очевидно, что такой порядок исправлений не изменяет количества регистрационных записей в книгах и в журнале;
    • исправление ошибочных показателей производится с применением дополнительных листов книги покупок или книги продаж, в которых производится аннулирование записей, содержащих ошибочные показатели, и повторная регистрация тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Этот способ максимально приближен к правилам ведения книги покупок и книги продаж, но совершенно не применим к исправлению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, так как Постановлением № 1137 такой документ, как дополнительный лист журнала учета, не предусмотрен;
    • исправление ошибочных показателей производится непосредственно в книге покупок, книге продаж или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур отчетного периода посредством аннулирования записей, содержащих ошибочные показатели, и повторной регистрации тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Такой способ исправления, безусловно, приводит к увеличению количества регистрационных записей в книгах покупок и продаж или в журнале учета, так как для каждой ошибочной строки появляются еще две дополнительные.

    Важно отметить, что любой из выбранных вариантов не приведет к негативным налоговым последствиям, так как в налоговом законодательстве отсутствуют меры ответственности за нарушение порядка ведения книги покупок, книги продаж и журнала учета. Более того, в ходе мероприятий налогового контроля налоговый орган не вправе запрашивать эти отчетные документы, так как сведения из них уже были представлены в составе налоговой декларации по НДС.

    Истребованы пояснения к декларации по НДС: действия налогоплательщика

    Автор: Дурново Д. В., главный редактор ИД «Аюдар Инфо»

    Главное налоговое ведомство страны выпустило информационное письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в случае если инспекция выявила в декларациях по НДС и журналах учета счетов-фактур расхождения и потребовала пояснений. Изучим содержание Письма ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@ подробнее.

    Налоговый орган в ходе «камералки» декларации по НДС, поданной налогоплательщиком, может обнаружить, что содержащиеся в ней сведения об операциях противоречат (не соответствуют) сведениям об этих операциях в декларации по НДС, поданной контрагентом налогоплательщика, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Руководствуясь положениями п. 3 ст. 88 НК РФ, в такой ситуации инспекция обязана направить налогоплательщику требование о представлении пояснений.

    Требование направляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО) вместе с перечнем операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации, по которым установлены расхождения. По каждой записи при этом налоговики укажут (справочно) код возможной ошибки.

    Коды ошибок (их девять) перечислены ФНС в рассматриваемом письме – см. таблицу:

    Код возможной ошибки

    Расшифровка кода

    запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

    контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

    контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

    допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

    Не соответствуют друг другу данные об операции в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги покупок» к разделу 8) и разделе 9 «Сведения из книги продаж» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» к разделу 9) (например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС)

    Не соответствуют друг другу данные об операции в разделе 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделе 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» (например, при отражении посреднических операций)

    Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

    В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

    В разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги покупок» к разделу 8) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

    В разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги покупок» к разделу 8) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

    В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции*

    Допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» к разделу 9), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

    * См. Приказ ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@.

    А теперь пробежимся по плану действий для налогоплательщика, получившего такое требование от налогового органа.

    Шаг первый: передаем квитанцию о приеме требования.

    Для начала нужно передать налоговому органу (тем же способом, то есть по ТКС через оператора ЭДО) квитанцию о приеме требования (пп. 1 п. 1, п. 14 приложения к Приказу ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@). На реализацию данного мероприятия отведено шесть дней со дня отправки налогоплательщику налоговым органом документа. Это положение корреспондирует с п. 5.1 ст. 23 НК РФ, причем (в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ) речь идет о рабочих днях.

    Шаг второй: изучаем «забракованные» налоговиками операции.

    Затем, изучив записи, указанные в требовании, нужно проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой, обращая внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж).

    Особо тщательно следует проверить вычет по частям и общую сумму НДС, принятую к вычету, по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.

    Шаг третий: «уточненка» или пояснения.

    Найдена ошибка.

    Не исключено, что в ходе проверки найдется ошибка. Причем если таковая уменьшила НДС к уплате, необходимо сдать уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.

    Обратите внимание: согласно Письму ФНС России от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ направление в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений по выявленным в налоговой декларации ошибкам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. В этой связи в случае представления уточненной налоговой декларации после направления в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений, при условии что до подачи «уточненки» он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, он не привлекается к ответственности за данное правонарушение (см. также Письмо ФНС России от 20.08.2018 № АС-4-15/16075).

    Если ошибка в налоговой декларации не повлияла на сумму НДС, в инспекцию представляют пояснения с указанием корректных данных. Вместе с тем ФНС рекомендует и в такой ситуации подать «уточненку». Лишь рекомендует (не обязывает), поскольку в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ (Письмо ФНС России от 23.10.2017 № ЕД-4-15/21345@).

    Заметим, в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения к декларации по НДС представляются в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, установленному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

    Ошибки нет.

    Ну и, наконец, если после проверки корректности заполнения налоговой декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.

    Кстати, пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Заметим также, что при представлении пояснений в адрес налогового органа у налогоплательщика есть право дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

    Молчание на требование пояснений по НДС до добра не доведет.

    Если налогоплательщик не передал квитанцию налоговому органу в течение обозначенного срока (шесть рабочих дней), спустя десять рабочих дней после этого в отношении налогоплательщика может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ (см. также Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

    Кроме того, в случае неисполнения установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения документов в электронной форме в течение десяти дней может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету в соответствии с п. 1.1 ст. 76 НК РФ.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector