Налоговики разъяснили, когда можно не считаться налоговым агентом

Что сделают налоговики, если налоговый агент не исполнил свои обязанности: разъяснения Пленума ВАС РФ

Продолжаем публиковать комментарии к постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57*. Несколько пунктов опубликованного недавно постановления посвящены налоговым агентам. Судьи прокомментировали ряд спорных вопросов: могут ли налоговики взыскать пени с налогового агента, заблокировать его банковский счет и должны ли вернуть ему налог, излишне удержанный у налогоплательщика? Примечательно, что большинство разъяснений являются положительными для налоговых агентов.

Кто является налоговым агентом

Определение налогового агента приведено в статье 24 НК РФ. Там сказано, что налоговые агенты — это лица, на которых по закону возложена обязанность удержать налог у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет.

Удержание происходит в момент, когда налоговый агент перечисляет налогоплательщику некую сумму денег, например, заработную плату, вознаграждение за услуги или дивиденды. Таким образом, налоговый агент является по отношению к налогоплательщику кредитором, а налог удерживается при погашении кредиторской задолженности.
В соответствующих главах Налогового кодекса говорится о том, при выплате каких сумм кредитор становится налоговым агентом. К наиболее распространенным можно отнести следующие случаи. Выдача заработной платы сотрудникам (в этой ситуации работодатель обязан удержать НДФЛ (ст. 226 НК РФ)). Выплата доходов иностранной организации (организация-источник выплаты должна удержать налог на прибыль (ст. 310 НК РФ)). Перевод арендной платы за пользование федеральным, региональным или муниципальным имуществом (арендатор обязан удержать НДС (ст. 161 НК РФ)). И перечисление дивидендов учредителю (компания должна удержать налог на прибыль (ст. 275 НК РФ)). В Налоговом кодексе предусмотрены и другие ситуации, когда кредитор выступает в роли налогового агента.

Добавим, что налоговые агенты наделены теми же правами, что и налогоплательщики. Помимо прав у налоговых агентов есть и обязанности: вести учет выплаченных сумм и удержанных налогов, представлять инспекторам документы по этим выплатам и удержаниям и проч. За невыполнение обязанности по удержанию и перечислению налога полагается штраф по статье 123 НК РФ.

Если налоговый агент не погасил свою задолженность перед налогоплательщиком

Случается, что кредитор по той или иной причине не может (или не хочет) погасить свою задолженность перед налогоплательщиком. Это не означает, что обязанности налогового агента отсутствуют.

Пленум ВАС РФ подчеркнул, что хотя удержать и перечислить налог в данной ситуации нельзя, у налогового агента появляется новая обязанность — сообщить в ИФНС о том, что налог удержать невозможно, а также о сумме своего непогашенного долга. Это предусмотрено подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ.

Добавим, что в общем случае сделать подобное сообщение нужно в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержания налога. А для НДФЛ установлен отдельный срок — не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства (п. 5 ст. 226 НК РФ). И даже если данный срок пропущен, сообщение все равно нужно подать. Об этом сообщили специалисты ФНС России в письме от 06.07.12 № ЕД-4-3/11637@ (см. «Налоговый агент обязан сообщить налоговикам о невозможности удержать НДФЛ с выплат в пользу физлица, даже если пропущен срок подачи такого сообщения»).

Не исключена и такая ситуация: налоговый агент выплатил доход иностранной организации, удержал налог на прибыль и отразил его в налоговом расчете. Но потом деньги, направленные зарубежному контрагенту, по техническим причинам вернулись обратно (например, из-за использования устаревших банковских реквизитов получателя). Как следует поступить налоговый агент? По мнению чиновников из ФНС России, изложенному в письме от 13.12.12 № ЕД-4-3/21260, налоговый агент должен представить уточненный расчет по налогу на прибыль (см. «Российская организация, которая по техническим причинам не выплатила доход иностранной компании, должна представить «уточненку» по налогу на прибыль»).

Можно ли взыскать недоимку и пени с налогового агента

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, могут ли сотрудники ИФНС взыскать налог и пени с налогового агента, который не исполнил в полной мере своих обязанностей. Высший арбитражный суд изложил свое видение ситуации. По мнению судей, все зависит от того, удержан ли налог из доходов налогоплательщика. Если налог удержан, но не перечислен в бюджет, то инспекторы вправе взыскать недоимку и пени с налогового агента.

Если же налог не удержан, то инспекторам разрешено взыскать с налогового агента только пени. При этом период, за который начисляются пени, строго ограничен. Начало периода — это дата, когда налоговый агент должен был удержать и перечислить налог в бюджет. Окончание периода — это дата, когда обязанность по уплате налога переходит на самого налогоплательщика.

Пример

Допустим, 8 ноября 2013 года работодатель выплатил своему сотруднику зарплату за октябрь 2013 года, но не удержал НДФЛ. Тогда, согласно пункту 4 статьи 228 НК РФ, сотрудник должен самостоятельно заплатить налог на доходы не позднее 15 июля 2014 года. Значит, пени с работодателя будут взысканы за период с 8 ноября 2013 года по 15 июля 2014 года.

Здесь есть одно исключение. С налогового агента, который не удержал налог с доходов, выплаченных иностранному лицу, можно взыскать и пени, и налог. Причем период для начисления пеней не ограничен. Проще говоря, налоговики насчитают пени с даты, когда налог следовало удержать и уплатить, до даты фактической уплаты. Это связано с тем, что иностранное лицо не состоит на учете в российской ИФНС. Как следствие, обязанность по самостоятельной уплате налога для него никогда не наступит, и все последствия неуплаты ложатся на налогового агента.

В каком случае ИФНС не вправе заблокировать счет налогового агента

Правила приостановления операций по банковским счетам распространяются не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов. Это следует из пункта 11 статьи 76 НК РФ.

Однако, как указал Пленум ВАС РФ, заблокировать счет налогового агента можно не всегда. Одно из оснований блокировки, а именно опоздание с представлением декларации, к налоговым агентам не применяется.

Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ декларацию сдают только налогоплательщики. Что же касается налогового агента, не представившего вовремя налоговый расчет, то по этому основанию приостановить операции по счету налогового агента нельзя.

Когда налоговому агенту вернут излишне перечисленную сумму налога

Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога применяются не только к налогоплательщикам, но и к налоговым агентам. Но с точки зрения Высшего арбитражного суда зачет и возврат возможен не в любой ситуации.

Так, если налоговый агент удержал правильную сумму налога, а в бюджет по ошибке перевел больше, то разницу ему должны вернуть, либо зачесть безоговорочно.

Но если налоговый агент ошибочно удержал больше, чем было нужно, и эту же сумму перевел в бюджет, то возврат или зачет возможен только в одном из двух случаев.

В первом случае — когда вернуть налогоплательщику излишне удержанную сумму налога должен именно налоговый агент. Такая обязанность предусмотрена, в частности, в отношении НДФЛ, излишне удержанного работодателем (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Во втором случае — когда налоговый агент уже вернул излишне удержанную сумму налогоплательщику по собственной инициативе, либо по требованию налогоплательщика.
Во всех прочих ситуациях деньги налоговому агенту не вернут и не зачтут, так как излишне взыскную сумму налогоплательщик получит не от агента, а от налоговиков.

* Разъяснения Пленума ВАС РФ, касающиеся налоговой недоимки, по которой налоговики пропустили сроки взыскания, были рассмотрены в материале: «Налоговая недоимка, нереальная ко взысканию: разъяснения Высшего арбитражного суда», а разъяснения по вопросам привлечения к ответственности вне рамок проверки — в материале «Пленум ВАС РФ разъяснил процедуру привлечения к ответственности за несвоевременную сдачу бухотчетности и другие нарушения, выявленные вне рамок проверки».

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Требование налоговиков о том, чтобы налоговые агенты откладывали вычет НДС, бесперспективно

Неожиданный вывод не в пользу компаний — так ФНС России дополнила разъяснения Минфина России о том, когда налоговый агент принимает к вычету сумму НДС, перечисленную в бюджет при приобретении услуг у иностранного партнера.

Налоговики считают, что зачесть налог можно лишь в периоде, следующем за тем, в котором НДС был перечислен в бюджет. Но такая позиция не имеет шансов на успех в случае судебного разбирательства.

Письмо ФНС от 07.06.08 № 3-1-10/81

МИНФИН: ВЫЧЕТ ЗАВИСИТ ОТ ФАКТА ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НДС В БЮДЖЕТ

В комментируемом письме специалисты ФНС России направили нижестоящим налоговым органам письмо Минфина России по вопросу вычета НДС, который налоговый агент удержал у иностранного партнера (Разъяснения даны в письме Минфина России от 07.04.08 № 03-07-08/84).

Финансовое ведомство подтвердило свою позицию: вычет положен только по фактически уплаченным суммам налога. Но ФНС России дополнила рассуждения финансового ведомства своими рекомендациями, которые в результате свелись к тому, что зачет налога откладывается до периода, следующего за тем, в котором НДС был перечислен в бюджет.

Читать еще:  Сдать расчет по налогу на имущество за 2-й квартал можно как по старой, так и по новой форме

Мнение финансового ведомства понятно, логично и обоснованно. Вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров, работ, услуг, которые используются ими в операциях, облагаемых НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ). При этом в отношении работ и услуг, приобретаемых у иностранной фирмы на территории России, (конечно, при условии, что такая фирма не состоит в России на налоговом учете), есть одна важная особенность. Удержание НДС должно производиться одновременно с перечислением денег иностранной компании. Иначе банк просто не примет платежку.

На этом основании Минфин России сделал вывод: налоговый агент имеет право на вычет НДС в том налоговом периоде, в котором фактически перечислил деньги в бюджет (Заметим, что такой позиции Минфин России придерживается уже давно (письма от 15.07.04 № 03-04-08/43, от 16.09.05 № 03-04-08/241).

На наш взгляд, в этом случае сумму налогового вычета нужно отразить в налоговой декларации по НДС, которая будет составлена по итогам того налогового периода, когда налогоплательщик перечислил сумму удержанного налога в бюджет.

ФНС: С ЗАЧЕТОМ НАЛОГА ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО

В дополнение к разъяснениям финансового ведомства специалисты ФНС России указали, что налоговый агент должен соблюдать следующий порядок действий для получения вычета НДС.

Сначала нужно удержанную сумму налога перечислить в бюджет.

Потом удержанный НДС необходимо отразить в налоговой декларации за тот период, когда была совершена оплата.

И только в следующей налоговой декларации этот НДС можно предъявить к вычету.

В ходе аргументации своих требований проверяющие вспомнили об общих принципах налогообложения. В статье 52 НК РФ сказано, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, рассчитывается исходя из налоговой базы, налоговой ставки и с учетом налоговых льгот. При этом налоговая база и соответственно сумма налога к уплате в бюджет определяются только по окончании налогового период (ст. 55 НК РФ).

Все эти данные фиксируются в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ). Налоговые агенты должны представить декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть кварталом (п. 5 ст. 174, ст. 163 НК РФ).

Вывод, сделанный на основании рассуждений, приведенных выше, вызывает недоумение. По мнению ФНС России, уплаченная в бюджет сумма НДС является:

« фактической уплатой налога, а не переплатой, только в случае если данная сумма налога определена исходя из налоговой базы, сложившейся за соответствующий истекший налоговый период, и отражена в соответствующей декларации, представленной также за указанный налоговый период».

Проще говоря, чтобы сумму НДС можно было признать уплаченной, необходимо не только фактически перечислить ее в бюджет, но и отразить в налоговой декларации.

Далее в комментируемом письме следует не менее головоломный вывод.

«Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами могут быть включены налоговыми агентами в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет в отношении указанных товаров (работ, услуг)».

А это означает, что вычет налоговый агент может получить только после того, как сдаст налоговую декларацию, в которой отражена перечисленная в бюджет сумма НДС. Получается, что момент зачета НДС откладывается на три месяца, так как налоговый период теперь равен кварталу.

ПРИМЕР

ООО «Кристина» приобрело на территории России услуги по строительству у иностранной компании, не состоящей в РФ на налоговом учете. Сумма НДС, подлежащая удержанию, равна 360 000 руб. Услуги были получены и оплачены в мае 2008 года.

Если следовать указаниям налоговиков, то в налоговой декларации за II квартал 2008 года нужно отразить удержание НДС. А включить удержанную и перечисленную в бюджет сумму НДС в налоговые вычеты можно только в налоговой декларации за III квартал 2008 года.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОССТАНОВИТ СУД

Инспекторы на местах применяют такой подход к зачету НДС налоговыми агентами уже достаточно давно. И, как свидетельствует арбитражная практика, позиция налоговых органов нередко служит поводом для судебных разбирательств (См., например, постановления ФАС Волго-Вятского от 25.07.05 № А29-286/2005а, Западно-Сибирского от 06.03.06 № А02-3564/2005, Северо-Западного от 24.04.06 № А13- 9766/2005-23 округов). К счастью, арбитры видят в Налоговом кодексе именно то, что там и написано. Более того, налогоплательщиков поддерживает и ВАС РФ (определение от 25.07.08 № 9235/08).

Суды неоднократно отклоняли аргументы налоговиков как несостоятельные. Право на возмещение НДС возникает именно в том налоговом периоде, когда НДС, удержанный налоговым агентом, фактически перечислен в бюджет. Поэтому, на наш взгляд, упорство налоговиков не имеет судебной перспективы, если налоговый агент решится отстаивать свои интересы.

В каких случаях организация не является налоговым агентом по НДФЛ в 2016 году

Статьи по теме

Организации уже привыкли к тому, что по выплатам физлицам они являются налоговыми агентами по НДФЛ. Но есть ситуации, когда удерживать налог и уплачивать его за налогоплательщика в бюджет не нужно.

Если поступить как обычно — выполнить роль налогового агента, это может повлечь негативные последствия для компании. Чтобы избежать всех неприятностей и выполнить требования закона, нужно знать случаи, когда организация не является налоговым агентом по НДФЛ в 2016 году.

Важное в статье:

  • когда компании не нужно исполнять обязанность налогового агента по НДФЛ в 2016 году
  • когда компания не является налоговым агентом по НДФЛ в 2016 году
  • нужно ли удерживать НДФЛ при аренде имущества у физлица в 2016 году
  • Форма ежемесячной отчетности в ПФР в 2016 году
  • Ежемесячная отчетность в ПФР в 2016 году
  • Единый социальный налог (ЕСН) с 2017 года

Еще несколько важных материалов из электронного «Российского налогового курьера»:

Когда компания освобождается от обязанностей налогового агента по НДФЛ в 2016 году

Российские компании, которые выплачивают доход физлицу – налогоплательщику, признаются налоговыми агентами (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). В каких случаях организация не является налоговым агентом по НДФЛ также установлено в статье 226 НК РФ. Самостоятельно уплатить НДФЛ нужно:

  • физлицам, которые зарегистрированы как ИП, нотариусам, адвокатам, которые занимаются частной практикой (ст. 227 НК РФ);
  • физлицам, которые получили доход от организаций, не являющихся налоговыми агентами, в том числе по договорам аренды (ст. 228 НК РФ). Минфин России неоднократно давал пояснения, что под такими организациями нужно понимать «иностранные компании». При заключении договора аренды имущества физлица компания будет являться налоговым агентом по НДФЛ (письма Минфина России от 02.06.15 № 03-04-06/31829, от 07.03.14 № 03-04-06/10173, от 27.02.13 № 03-04-06/5601, ФНС России от 01.11.10 № ШС-37-3/14584@).
  • физлицам, которые продали свое имущество (если оно подлежит обложению НДФЛ);
  • физлицам, которые получили наследство в виде вознаграждения автору за произведение, изобретение.

По сделкам с такими налогоплательщиками организация не является налоговым агентом по НДФЛ.

Так же организация не является налоговым агентом по НДФЛ:

  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги (ст. 214.3 НК РФ);
  • по операциям займа, который выдан ценными бумагами (ст. 214.4 НК РФ),
  • по доходам участников инвестиционного товарищества (ст. 214.5 НК РФ);
  • по доходам по акциям, если они выплачиваются не напрямую, а через иностранную компанию, действующую в интересах третьих лиц (депозитария) (ст. 214.6 НК РФ);
  • по операциям с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, при выплатах по ценным бумагам российских компаний (ст. 226.1 НК РФ).

В каких случаях можно не платить агентский НДФЛ по доходам нерезиденту в 2016 году

Кроме исключений, которые прописаны в НК РФ, организация не является налоговым агентом по НДФЛ в некоторых случаях, которые связаны с местом исполнения работ (оказания услуг).

Это связано с тем, что объектом обложения НДФЛ являются доходы (ст. 209 НК РФ):

  • резидентов от источников в РФ и за ее пределами;
  • нерезидентов от источников в РФ.

Таким образом, если компания отправит работника исполнять обязанности в другой стране (в свое иностранное подразделение, например) и он пробудет там более 183 дней, то есть утратит резидентство РФ, то обязанности по уплате НДФЛ у нее не будет. Ведь работник стал нерезидентом, работа выполняется за границей, то есть доход получен от источника за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Такую ситуацию неоднократно рассматривал Минфин России (письма от 22.08.13 N 03-04-05/34436, от 07.06.13 № 03-04-06/21240).

Аналогичным образом складывается налогообложение при заказе работ иностранному исполнителю-фрилансеру, который будет работать из дома в другой стране. Физлицо-нерезидент выполняет работы (оказывает услуги) за пределами РФ, следовательно, получает доход от источников за пределами России. Компании нанимателю выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ не нужно (письма Минфина от 21.08.2014 № 03-04-06/41919, России от 11.07.13 № 03-04-06/26889, ФНС России от 06.02.13 № ЕД-3-3/384@).

3.9. Особенности проверок налоговых агентов

3.9. Особенности проверок налоговых агентов

Налоговое законодательство понимает под налоговыми агентами лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В целом, по общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. О некоторых особенностях налоговых проверок налоговых агентов смотрите в данном информационном разделе.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Читать еще:  Процедура оприходования приобретенных основных средств

В ст. 31 НК РФ закреплен определенный объем прав, «дарованных» законодательством налоговым органам. В рамках рассматриваемой нами темы особо обратите внимание на следующие из них:

— производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

— вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

— приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ (подробнее смотрите ст. ст. 76 и 77 НК РФ);

— требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

В связи с этим ни в коей мере нельзя забывать и об обязанностях налоговых органов, предусмотренных ст. 32 НК РФ. Вот лишь некоторые из них, интересующие нас в данном случае:

— бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

— принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подробнее об этом смотрите в гл. 12 части первой НК РФ под названием «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм»);

— направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

— представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

— осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

— по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

— правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (смотрите, например, Постановление ФАС Центрального округа от 14 апреля 2006 г. по делу N А14-8935-2005/334/33; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2005 г. N Ф08-4477/2005-1769А по делу N А32-13142/2005-51/397);

— письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (смотрите Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 декабря 2002 г. по делу N Ф03-А73/02-2/2660);

— вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (смотрите Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2003 г. по делу N А33-20070/02-С3-Ф02-2713/03-С1);

— представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. При этом обратите внимание, что ответственность за непредставление документов наступает в том случае, если обязанное лицо не представило в установленный срок именно те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля (смотрите Постановление ФАС Центрального округа от 28 августа 2006 г. по делу N А35-9977/05-С18);

— в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Пункт 5 ст. 24 НК РФ гласит, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 87 НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

— камеральные налоговые проверки;

— выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Статья 88 НК РФ регламентирует общие положения и порядок проведения камеральных налоговых проверок.

При этом п. 10 этой статьи гласит, что правила, ею предусмотренные, распространяются помимо налогоплательщиков еще на плательщиков сборов и налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу п. 17 ст. 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводятся аналогично и в отношении налогоплательщиков, и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

При этом одно лицо может быть проверено в ходе одной выездной налоговой проверки сразу и в качестве налогоплательщика, и в качестве плательщика сборов, и в качестве налогового агента. Проведение за один и тот же период выездной налоговой проверки организации как налогоплательщика и выездной налоговой проверки этой же организации как налогового агента не противоречит положениям НК РФ.

В отношении других лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, проводятся иные мероприятия налогового контроля. По результатам таких мероприятий могут быть выявлены налоговые правонарушения, порядок производства по которым является специальным.

Исходя из вышесказанного, важным представляется рассмотреть вопрос о нарушениях, установленных в процессе налоговой проверки не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов.

Если налогоплательщик является налоговым агентом и не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Так, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

При этом обратите внимание, что налоговый агент, удержавший у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, но не перечисливший суммы такого налога в установленный НК РФ срок, подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения) (подробнее об этой сложившейся и официальной позиции смотрите в Письме ФНС России от 26 февраля 2007 г. N 04-1-02/145@ «Об ответственности налогового агента за неперечисление налога в установленный срок»).

Отмечаем, на налогового агента возложена обязанность по удержанию и перечислению налога, а не обязанность по его уплате. Поэтому относительно начисления пеней за несвоевременное перечисление налоговым агентом налога суды указывают, что пени могут начисляться лишь при условии, если налоговым агентом налог был удержан и не перечислен в установленный срок в бюджет, причем начисление пеней допускается лишь с момента удержания налоговым агентом налога (смотрите, например, Постановление ФАС Поволжского округа от 14 февраля 2006 г. по делу N А12-19267/05-С10; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 января 2006 г. по делу N Ф04-10081/2005(19077-А46-23)).

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

Читать еще:  Больничный с несущественными ошибками фсс должен принимать

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдется дороже в 3000 рублей. Столько же будет «стоить» дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах…»). Причем уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей.

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector