Ндс при импорте товаров из узбекистана в россию

НДС при импорте товаров из Узбекистана в Россию

Налоговые платежи при ввозе товаров из Узбекистана

При ввозе продукции из-за рубежа, в том числе из Узбекистана, на российскую территорию отечественным компаниям и ИП в общих случаях необходимо уплатить на таможне:

«Импортный» НДС заплатить придется даже спецрежимникам и лицам, освобожденным от указанного налога, например, по ст. 145 НК РФ.

Размер ставки НДС при импорте из Узбекистана зависит от вида ввозимой продукции. Так, применяются ставки:

  • 10% — предназначена для обложения операций по ввозу продовольственных, детских, медицинских товаров, а также образовательной, культурной и научной литературы;
  • 20% — по ней происходит обложение операций в отношении всех остальных товаров.

Кроме того, ввоз продукции может быть освобожден от начисления НДС по ст. 150 НК РФ (или возможна ставка 0%). Например, льгота действует при импорте товаров в виде безвозмездной помощи, при этом порядок оказания такой помощи определяется на федеральном уровне. Также освобожден от уплаты налога ввоз культурных ценностей, приобретенных госучреждением.

Осуществляется уплата НДС импортерами товаров из Узбекистана до момента выпуска товаров из-под таможенной процедуры. Получателем НДС будет являться таможенный орган.

При ввозе товаров из Белоруссии будет действовать иной порядок уплаты НДС. Подробнее об этом читайте здесь.

Документальное сопровождение импорта из Узбекистана на таможне

Для таможенного оформления узбекской продукции в таможенный орган необходимо представить декларацию и определенный законодательством перечень бумаг по импорту. На это отводится 4 месяца.

В указанном выше перечне должны присутствовать:

  • Контракт с узбекским поставщиком.
  • Инвойс.
  • Упаковочный лист.
  • Сертификаты, лицензии и прочие разрешительные документы. Особо отметим сертификат происхождения СТ-1, подтверждающий страну происхождения, входящую в СНГ. В случае оформления СТ-1 импортируемая продукция освобождается от уплаты ввозной пошлины. Узбекистан является членом СНГ, поэтому можно сэкономить на ввозных пошлинах, подтвердив страну происхождения.
  • Документы об оплате продукции.
  • Отгрузочные документы на товар.
  • Документы по страхованию груза.
  • Документы по транспортировке продукции.
  • Документы, подтверждающие сведения о декларанте.

ВАЖНО! Ранее одним из обязательных к представлению документов был паспорт сделки. Однако с 01.03.2018 он не нужен (указание Банка России от 30.08.2017 № 4512-У).

Таможенная декларация представляется на бумажном носителе и в электронном виде. Кроме того, задействован сервис таможенной службы, на котором возможно осуществить электронное декларирование ввозимой продукции.

Регистрация таможенной декларации происходит в течение двух часов, после чего работники таможни производят проверку представленных бумаг, анализ декларации, безошибочность расчетов и своевременность уплаты всех необходимых платежей. Если у таможенников не возникнет никаких вопросов к декларанту, продукция выпускается из зоны таможенного контроля.

Принятие к вычету НДС, уплаченного на таможне

У налогоплательщиков НДС есть возможность впоследствии принять узбекский «импортный» НДС к вычету согласно нормам ст. 172 НК РФ. При этом обязательно выполнение следующих требований:

  • использование завозимой из Узбекистана продукции в операциях, подпадающих под НДС;
  • оприходование товаров в бухгалтерском учете;
  • наличие подтверждения, что «импортный» НДС был уплачен в таможенных органах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ст. 172 НК РФ дает право на предъявление налога к вычету исключительно налогоплательщикам НДС. Таким образом, спецрежимники и лица, освобожденные от НДС, вычет заявить не смогут, несмотря на то что они на общих основаниях уплачивают налог при импорте.

Более подробную информацию о налогоплательщиках НДС ищите здесь.

При ввозе товаров из Узбекистана импортер независимо от применяемого режима налогообложения должен уплатить НДС и иные косвенные налоги в таможенные органы. Ставки НДС варьируются в зависимости от вида импортируемой продукции. Также обязанностью импортера становится представление таможенной декларации и пакета бумаг, связанных с проводимой сделкой, после проверки и анализа которых товары выходят из зоны таможенного контроля. Вычет по НДС, уплаченному на таможне, российская сторона сделки сможет осуществить только в том случае, если она является плательщиком НДС. Если же она применяет спецрежим или освобождена от НДС, вычет ей недоступен.

НДС при импорте

По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС. Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: плательщики НДС, освобожденные от обязанностей плательщиков НДС, а также организации и ИП на спецрежимах (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2019 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 20%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 20%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за мартовский импорт нужно отчитаться перед ИФНС не позднее 22.04.2019 (20 апреля — суббота).

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в апреле 2019 г., то перечислить ввозной НДС нужно не позднее 20.05.2019.

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как налоговый агент. Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог удерживается из суммы, перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Напомним, что с отчетности за I квартала 2019 года декларация подается по обновленной форме (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, в ред. Приказа ФНС от 28.12.2018 N СА-7-3/853@).

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.

НДС при экспорте товаров в 2019 году

НДС при экспорте традиционно относится к сложным темам, которые вызывают у бухгалтера множество вопросов. Обязательно ли облагать экспортные отгрузки ставкой 0%? Каковы особенности экспорта в страны ЕАЭС? Есть ли нюансы в заполнении декларации при опоздании со сбором подтверждающих документов? Рассмотрим сложные моменты экспортного НДС в нашей статье.

Ставка НДС при экспорте

С одной стороны, НДС — это косвенный налог, уплачиваемый покупателем. Иностранные покупатели не подчиняются российскому НК РФ, следовательно, не должны уплачивать российский НДС. В связи с этим реализация иностранцам российских товаров и услуг должна происходить без налога.

Читать еще:  Торговый сбор в 2017 году - кто и куда платит?

С другой стороны, экспорт имеет большое значение для экономического роста страны, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы бизнес стремился развивать продажи не только внутри страны, но и за ее пределами. Для повышения интереса предпринимателей к экспортным операциям существуют различные стимулирующие экономические инструменты. Одним из них является ставка НДС при экспортных операциях, равная 0%. На фоне достаточно высоких регулярных ставок НДС, одна из которых к тому же недавно была увеличена, применение нулевой ставки НДС при экспорте выглядит весьма привлекательно.

Напомним, какие ставки НДС существуют в России в 2019 году:

Нулевая ставка

Пункт 7 ст. 164 НК РФ введен недавно и разрешает в некоторых ситуациях отказаться от ставки 0%:

Логично спросить, а с какой целью или по каким причинам можно отказаться от льготной ставки? Одна из причин такова: нельзя просто взять и применить ставку 0 НДС при экспорте, необходимо подтвердить ее. А подтверждение ставки 0 НДС при экспорте требует сбора большого количества документации, то есть трудовых и временных затрат.

Что нужно для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте, расскажем дальше.

Подтверждение права на ставку 0 процентов

Для доказательства правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте необходимо сформировать следующий пакет документов:

Вместо копий указанных документов п. 15 ст. 165 НК РФ позволяет представлять электронные реестры с указанием регистрационных номеров соответствующих деклараций.

Электронные реестры должны быть составлены по утвержденным форматам и отправлены в налоговый орган по ТКС через оператора ЭДО, должным образом зарегистрированного в РФ.

Необходимо иметь в виду, что в ходе проверки налоговики могут потребовать представить документы из электронного реестра.

На сбор документов налогоплательщику отведено 180 календарных дней. Если через 180 дней документы не собраны, реализованные товары должны быть обложены НДС по российским правилам (по ставкам из пп. 2 и 3 ст. 164 НК РФ).

Если налогоплательщик все же соберет весь пакет документов по истечении 180 дней и уплатит НДС по ст. 164 НК РФ, то право представить документы в налоговую сохраняется. Если налоговики придут к выводу, что ставка 0% стала подтвержденной, уплаченный ранее НДС с экспорта вернут налогоплательщику.

Пункт 10 ст. 165 НК РФ гласит, что декларация по НДС и документы-подтверждения надо сдавать в налоговую инспекцию одновременно.

Особенности учета НДС при наличии экспортных операций

Рассмотрим понятие экспорта применительно к товарам. При экспорте услуг НДС уплачивается в общем порядке, если они оказаны на территории РФ. Услуги не облагаются НДС, если оказаны за пределами РФ.

Если организация совершает как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то п. 4 ст. 149 НК РФ предписывает вести раздельный учет таких операций, ведь одним из основных для принятия входного НДС от поставщика к вычету является условие о том, что приобретенный товар (работа, услуга) используется для операций, облагаемых НДС.

По аналогии можно говорить, что при применении ставки 0% возникает необходимость вести раздельный учет таких операций. Таким образом, необходим раздельный учет НДС при экспорте.

Обратимся к нормативной базе. Абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ предписывает вести раздельный учет НДС по правилам, установленным самим налогоплательщиком, если у него есть деятельность, облагаемая по ставке 0%. Однако из этого правила есть исключение: при экспорте несырьевых товаров, принятых на учет после 01.07.2016, раздельный учет можно не вести и принимать НДС к вычету в общем порядке.

Срок определения налоговой базы:

Налогоплательщики, применяющие УСН, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, должны уплачивать НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Однако ничего не сказано о необходимости уплаты НДС при экспорте. Таким образом, при экспорте никаких обязанностей в части НДС у упрощенцев не возникает.

Вычет при экспортных операциях

Отнестись к процессу вычета НДС с особым вниманием необходимо лицам, кто занимается распределением НДС при экспорте.

Порядок применения вычетов при исчислении налога на экспорт описан в п. 3 ст. 172 НК РФ. В нем говорится, что экспортеры несырьевых товаров могут принимать к вычету входной НДС в общем порядке, то есть так же, как при обычной неэкспортной реализации. Данные правила были введены с 01.07.2016. Аналогичным образом поступают те экспортеры, кто отказался от использования льготной ставки.

Для экспортеров сырьевых товаров процесс применения вычетов зависит от того, собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку, или нет. Кроме того, если НДС был принят к вычету ранее, потребуется восстановление НДС при экспорте данного товара.

Заполнение декларации по НДС при экспорте

Декларация при экспорте несырьевых товаров

Пример заполнения декларации в части экспорта, то есть заполнения указанных строк, показан ниже.

Как отчитаться по НДС, если экспортируют сырьевые товары

Заполненные разделы декларации (они могут быть в разных декларациях за разные налоговые периоды) представлены ниже:

Возмещение НДС при экспорте

Такая же ситуация, как с возвратом экспортного НДС, может возникнуть и по обычным операциям, проводимым внутри страны. Порядок возмещения экспортного НДС и обычного никак не различается. Отличается только пакет необходимых документов: как уже упоминалось, для возврата НДС при экспорте из России необходимо собрать документы, подтверждающие нулевую ставку налога.

Отличия экспорта в ЕАЭС и другие страны

На особых условиях находятся страны, входящие в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

Итак, какие особенности учета НДС при экспорте в Белоруссию и другие страны ЕАЭС существуют?

Несмотря на то что НДС при экспорте в Казахстан и прочие государства ЕАЭС равен нулю, так как в любом случае применяется нулевая налоговая ставка, счет-фактура должен быть составлен. Указание нулевой ставки НДС и кода вида товара по ТН ВЭД обязательно. Приведем пример заполнения счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС при экспорте в Белоруссию в 2019 году:

Импорт из стран ЕАЭС

Главная особенность состоит в том, что при импорте из Казахстана в Россию НДС придется уплатить в любом случае, в отличие от уплаты НДС при экспорте в Казахстан. Даже упрощенцам и тем, кто от уплаты НДС освобожден.

Кроме того, НДС при ввозе товара в Россию из Казахстана и других стран — членов ЕАЭС необходимо уплатить в свою налоговую в определенные сроки, отличные от сроков уплаты внутреннего НДС. Этим ввозной НДС из стран ЕАЭС отличается от таможенного НДС, уплачиваемого при покупке из прочих стран.

Декларация по импортному НДС отличается от обычной декларации по данному налогу. Она представляется в налоговый орган по месту учета организации до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортных товаров к учету. Те же сроки установлены для уплаты данного налога. Впоследствии его можно принять к вычету.

Учет НДС при экспорте — достаточно трудоемкий процесс. Экспорт может облагаться по льготной нулевой ставке, но для этого необходимо в определенный срок представить в налоговую пакет документов. Если этого не сделать, необходимо будет применять к экспортным операциям регулярную ставку НДС.

Особенности уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран-участников Евразийского экономического союза

С 2015 года действуют и применяются на практике положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) от 29.05.2014, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, которая присоединилась к ЕАЭС с 12.08.2015. Напомним, что ЕАЭС пришел на смену ранее действовавшему Таможенному союзу.

При этом порядок взимания НДС при взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением №18 к вышеуказанному Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол).

Соответственно с 1 января 2015 года не применяются положения действующих ранее международных соглашений о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенных Россией с указанными государствами.

Читать еще:  Фирму оштрафовали из-за работника — можно ли взыскать штраф с виновного?

Общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС

По общему правилу российские организации-покупатели обязаны уплатить НДС по ставке 18 % (либо 10%) при ввозе товаров из стран-участников ЕАЭС, за исключением освобожденных от налогообложения товаров согласно статье 150 НК РФ. Например, не уплачивается НДС при ввозе в Россию технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

При этом обязанность по уплате НДС со стоимости ввезенных товаров распространяется также на тех российских организаций-покупателей, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.)

Кроме того, в отличие от общего порядка уплаты НДС при импорте товаров из-за границы, когда «ввозной» налог уплачивается российскому таможенному органу, при ввозе на территорию России товаров из государств-членов ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) НДС подлежит уплате налоговому органу по месту учета российской организации-покупателя.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортируемых товаров и выступает как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Причем если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то российская организация должна пересчитывать валютную стоимость товаров в рубли на дату принятия их к учету.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров, российская организация-покупатель должна уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган специальную декларацию по косвенным налогам. При этом в случае, когда в российской организации за предшествующий календарный год числится 100 и менее работников, такая специальная декларация может быть подана в налоговый орган на бумажном носителе.

Документальное подтверждение российской организацией операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации

Важной особенностью осуществления операций по импорту товаров из стран ЕАЭС на территорию России является то, что вместе со специальной декларацией по косвенным налогам российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган определенный пакет документов, а именно:

  • Контракт, на основании которого российской организацией приобретены ввезенные из стран ЕАЭС товары. При этом в случае, когда товары приобретены через посредника (агента, комиссионера и др.), следует представить в налоговый орган соответствующий договор комиссии (агентский договор).
  • Счета-фактуры, оформленные поставщиком из стран-участников ЕАЭС при отгрузке товаров на территорию Российской Федерации.
  • Товаросопроводительные и транспортные документы в подтверждение перемещения импортируемых с территории государств ЕАЭС товаров (при условии, если указанные документы оформлялись). При этом такими документами могут выступать товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные (CMR), железнодорожные накладные и др.
  • Выписка банка либо иного документа, свидетельствующие об уплате российской организацией-покупателем «ввозного» НДС в бюджет. При этом, как правило, налоговые органы истребуют платежные поручения с отметкой и печатью банка.
  • Информационное сообщение о приобретении импортируемых товаров (представляется лишь в случаях, указанных в пунктах 13.2.-13.5 Протокола).

Копии вышеприведенных документов могут быть представлены в налоговый орган также в электронном виде.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов(далее – заявление)

Так, российской организации-покупателю необходимо представить в налоговый орган такое заявление в 4-х экземплярах на бумажном носителе и его электронный вариант либо в электронном виде (если оно подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика).

При этом российской организации-покупателю необходимо заполнить раздел 1 заявления (указать сведения о покупателе и поставщике товаров из стран-участников ЕАЭС, о контракте, а также информацию о наименовании, количестве, стоимости товаров, о товаросопроводительных документах и счетах-фактурах и т.п.).

В свою очередь налоговый орган заполняет раздел 2 заявления, где им проставляется отметка об уплате НДС:

  • один экземпляр заявления остается у налогового органа,
  • три других экземпляра передаются российской организации-покупателю (из них два экземпляра передаются продавцу товаров с территории стран ЕАЭС).

Следует отметить, что такое заявление налоговый орган обязан рассмотреть в течение 10 рабочих дней с момента его представления российской организацией вместе с вышеперечисленными документами, и по итогам такого рассмотрения налоговая инспекция либо подтверждает факт уплаты «ввозного» НДС либо мотивированно отказывает в таком подтверждении (Пункт 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».).

В том случае, когда заявление было представлено в налоговый орган в электронном виде и подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика, то налоговый орган должен направить в адрес российской организации в электронном виде документ в подтверждение уплаты налога.

Порядок принятия российской организацией НДС к вычету

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары (пункт 26 Протокола).

Тем самым российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС при соблюдении общих условий, установленных главой 21 НК РФ, а именно:

  • принятие ввезенных товаров к учету,
  • уплата «ввозного» НДС,
  • приобретение таких товаров для операций, облагаемых НДС.

При этом в периоде декларирования вычета по НДС в соответствующей налоговой декларации налогоплательщик в книге покупок отражает реквизиты соответствующего заявления и платежного поручения, подтверждающего уплату налога (Пункт 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137.).

Важно учитывать, что до настоящего времени в правоприменительной практике неоднозначно решается вопрос о моменте возникновения у налогоплательщика права на вычет по НДС:

  • с момента уплаты организацией «ввозного» НДС и принятия на учет товаров,
  • либо имеется также дополнительное условие – наличие у организации заявления с отметкой налогового органа об уплате налога.

В частности, позиция финансового ведомства заключается в том, что «ввозной» НДС налогоплательщик вправе принять к вычету не ранее квартала, в котором налог уплачен и отражен в декларации по уплате косвенных налогов и заявлении о ввозе товаров (см. Письма Минфина России от 05.09.2012 №03-07-13/01-47, от 17.08.2011 №03-07-13/01-36 и др.).

Мнение финансового ведомства

Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 №03-07-13/1/38180).

Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.

При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.

Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.

При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.

Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).

Читать еще:  Годовой 6-ндфл не сойдется со справками 2-ндфл по сумме удержанного налога

В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (См. постановления ФАС Московского округа от 17.01.2013 по делу №А40-40046/12-99-216, от 21.02.2013 по делу N А40-39377/12-107-206, от 19.02.2013 по делу №А40-40052/12-90-210, от 21.02.2012 по делу №А41-34522/10, от 28.12.2011 по делу N А40-13679/11-90-59 и др.).

Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.

Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.

Похожей позиции придерживаются арбитражные суды (см. постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 №КА-А41/7408-11 по делу №А41-42597/10, ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011 и др.). Однако следует отметить, что такая положительная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика имеется лишь в отношении применения ранее действовавших соответствующих международных соглашений, до вступления в силу норм Протокола.

Выводы судов

Довод кассационной жалобы о том, что право на вычет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее периода, указанного на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов, является несостоятельным, поскольку ни Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов (см. постановление ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011).

В этой связи, обращаем внимание, что при таком варианте поведения имеется высокий риск отказа налоговым органом в праве организации принять к вычету «ввозной» НДС, принимая во внимания изложенную официальную позицию финансового ведомства, а также отсутствие судебно-арбитражной практики в разрезе применения положений Протокола. Следовательно, право на указанный вычет с высокой долей вероятности налогоплательщику придется доказывать в арбитражном суде.

Будем рады, как практикующие налоговые юристы, оказать Вам профессиональную поддержку при сопровождении камеральных налоговых проверок, связанных с возмещением НДС из бюджета, в том числе в ситуациях импорта товаров из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Звоните: 8 (495) 134 — 32 — 23 (многоканальный)

НДС при импорте товаров

nds_pri_importe_tovarov.jpg

Похожие публикации

По действующему законодательству импортом товаров или услуг признается их ввоз в страну без обязанности вывоза. Эта операция считается отдельным объектом налогообложения НДС, порядок которого определен НК РФ, и импортеры обязаны его соблюдать. Обязанность уплаты налога актуальна для любой отечественной компании независимо от ее правового статуса, будь то предприятие или ИП на ОСНО, освобожденная от налога фирма, или же организации, применяющие различные спецрежимы налогообложения. Разберемся с механизмом начисления НДС при импорте, возможностью его возмещения и бухгалтерским оформлением этих операций.

Уплата НДС при импорте товаров

Облагается налогом практически вся ввозимая продукция, но в ст. 150 НК РФ определен перечень не подлежащих налогообложению товаров и услуг. К примеру, не уплачивается НДС по импортируемым медицинским товарам, продажа которых в РФ не подлежит налогообложению, медицинское оборудование, протезно-ортопедическая продукция, технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, культурные ценности и др.

Расчет НДС при импорте товаров

Операция ввоза товаров в страну сопровождается оформлением и регистрацией таможенной декларации. Именно в этот момент возникает обязанность по уплате налога. Уплатить его следует до выпуска товаров на таможне. База по налогу определяется в соответствии со ст. 160 НК РФ и включает суммы:

таможенной стоимости товаров на момент регистрации декларации;

Установив размер налоговой базы, импортер исчисляет НДС к уплате по традиционной формуле – произведением базы на ставку налога.

Ставка НДС при импорте товаров в 2019 году

В 2019 году для импортируемых в РФ товаров действуют ставки налога 10% либо 20%. Они соответствуют налоговым ставкам, размеры которых установлены по видам товаров при продаже в пределах страны. Т. е., если реализация товара на территории РФ облагается НДС по ставке 10% (например, для печатной продукции и некоторых других категорий товаров), то и НДС при импорте этих товаров начисляется по этой же ставке.

При импорте товаров НДС уплачивается непосредственно на таможне. Исключение составляет ввоз товаров из стран ЕАЭС – для них установлен особый порядок: НДС перечисляют по месту учета компании-покупателя (в ИФНС).

К примеру, НДС при импорте из Китая уплачивается с суммы таможенной стоимости товара и таможенных пошлин. Уплачивается НДС вместе с другими таможенными платежами. Его сумму декларант рассчитывает самостоятельно. НДС фиксируется в книге покупок, в ней же регистрируется таможенная декларация. В дальнейшем, после принятия товаров к учету, сумму таможенного НДС можно принять к вычету.

НДС при импорте оборудования

По поставкам оборудования налог также уплачивается покупателем любого правового статуса непосредственно на таможне до фактического выпуска (кроме случаев ввоза из стран ЕАЭС). Рассчитывается он по ставке 20% от таможенной стоимости груза и таможенных платежей, при этом стоимость оборудования включает в себя не только цену по договору, но и стоимость доставки.

Не уплачивается НДС на импорт оборудования, в частности, если оно является технологическим и не имеющим российских аналогов (по перечню согласно постановления Правительства № 372 от 30.04.2009), или если это определенное медицинское оборудование (согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Возмещение НДС при импорте товара

ИП и компании — плательщики налога вправе принять к вычету НДС по импорту. Сделать это возможно после того, как ввезенные товары будут приняты к учету и налог по ним уплатят в бюджет. Основанием для принятия «импортного» НДС к вычету являются документы, подтверждающие его уплату (ст. 172 НК РФ), а подлежащая возврату сумма налога задекларирована в периоде совершения сделки.

Несмотря на то, что «упрощенцы» и фирмы, имеющие освобождение от налога, уплачивают НДС при импорте товаров, права на его возврат они лишены, поэтому включают сумму налога в цену приобретенных товаров или услуг.

По заявлению плательщика в ИФНС вместо возмещения налога можно провести зачет НДС при импорте, являющийся, по сути, приемлемым способом уменьшения налогов в грядущем.

НДС при импорте услуг

Импорт услуг не требует таможенного оформления. Налог при импорте услуг также платят приобретатели. Они же выступают в таких сделках налоговыми агентами, если местом реализации услуг является РФ (ст. 148 НК РФ), оказываемой услуги нет в перечне услуг, местом реализации которых не признается Россия, а иностранный поставщик не зарегистрирован в нашей стране как налогоплательщик.

НДС удерживают из суммы, перечисляемой поставщику, поэтому в договоре об оказании услуг необходимо означить сумму НДС и указать, что он будет удержан. При отсутствии этого импортеру придется уплачивать налог из собственных средств. Покупатель на правах налогового агента обязан перечислить сумму налога в бюджет по месту своего нахождения одновременно с перечислением платежа поставщику.

Если импортируемая услуга не облагается НДС (список таких услуг поименован в ст. 149 НК РФ), то покупатель НДС не удерживает. Базой налога при импорте услуг служит сумма дохода продавца, указанная в договоре. Если сумма указана без учета НДС, ставка его составляет 10 или 20% от общей стоимости. При указании стоимости с учетом налога, его размер определяется умножением общей стоимости на 10/110 или 20/120.

НДС при импорте: проводки

В бухгалтерском учете импортные поставки сопровождаются проводками:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector