Нормативное регулирование учета основных средств

Нормативно-правовое регулирование учёта основных средств

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета — совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта основных средств состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями:

  • · Первый уровень — законодательный, состоит из федеральных законов, указов президента РФ, постановлений Правительства РФ. Основным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данным законом установлены: порядок организации учета, требования к документальному оформлению хозяйственных операций, к ведению регистров бухгалтерского учета, к оценке и инвентаризации имущества.
  • · Второй уровень — нормативный, включает положения по бухгалтерскому учету, основным из которых является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н). Которое устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления договора аренды. В Положении даются понятия основных средств, единицы измерения, срока полезного использования, оценки основных средств, амортизации и способов ее начисления, восстановления, аренды и выбытия основных средств.
  • · К третьему уровню системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические указания и рекомендации, подробно раскрывающие конкретные способы и правила бухгалтерского учета применительно к соответствующему ПБУ, другие аналогичные документы. Учет основных средств на данном уровне регулируют, главным образом, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н), которые включают в себя разделы:
    • — общие положения;
    • — первоначальная оценка основных средств;
    • — последующая оценка основных средств;
    • — амортизация основных средств;
    • — содержание и восстановление основных средств;
    • — выбытие основных средств.
  • · К четвертому уровню — организационному, относится учетная политика организации и иные внутренние документы организации. Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

В настоящее время основными законодательными и нормативными актами, регулирующими порядок отражения в бухгалтерском учете основных средств, их движения (поступления, перемещения, выбытия), документального оформления операций по учету основных средств на предприятии, являются:

1) Федеральный Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (утвержден приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н). В законе указаны основные задачи бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета на предприятии, основные требования, предъявляемые к ведению учета, а также понятие и перечень первичных документов по учету, и иные моменты, применяемые для учета основных средств предприятия.

Следует отметить, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности хозяйствующих субъектов.

  • 2) Налоговый кодекс РФ (НК РФ) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. В части первой НК РФ даны общие определения и понятия налогов и сборов, установлены субъекты налоговых правоотношений, раскрыты понятия каждого из них, обязанности и права субъектов, порядок подачи налоговой декларации, порядок расчета и уплаты налогов. Налоговый контроль, который проводится должностными лицами налоговых органов, и другие основные моменты, регулирующие процесс осуществления налогообложения на территории Российской Федерации.
  • 3) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н и в ред. приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.
  • 4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.07.98 г. № 34н).
  • 5) План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Эти документы универсальны, поскольку определяют общее правило организации и ведения бухгалтерского учета основных средств, и распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами, независимости от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

Таким образом, названные документы предусматривают право организаций на основе этих нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей.

Нормативное регулирование учета основных средств

Нормативное регулирование учета основных средств играет важную роль в вопросе регламентации учетного процесса в любой компании. Ведь необходимость корректного осуществления учета ОС стоит перед любой развивающейся фирмой. О том, какие законодательные положения и документы необходимо в первую очередь принимать во внимание в целях ведения учета ОС, пойдет речь в данной статье.

Какие нормативные документы в настоящее время регламентируют процесс учета ОС?

По состоянию на текущий момент отдельные требования к учету ОС содержатся в разных нормативных документах. В частности, к ним относятся:

  • Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В данном нормативном акте законодатель установил базовые принципы и правила, которыми фирмам следует руководствоваться при ведении учета не только ОС, но и активов вообще.
  • Положение по ведению бухучета в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где регламентированы базовые аспекты учета непосредственно ОС. А именно говорится, что следует причислять к ОС, а также на какие группы классифицируются ОС в фирме. Кроме того, приводятся правила расчета учетной стоимости ОС.
  • ПБУ 6/01 об учете ОС, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Данное ПБУ является основным нормативным документом, в котором рассматриваются такие вопросы: определение понятия ОС, классификация ОС по разным группам, корректное определение срока полезного использования ОС, оценка учетной стоимости, механизмы и правила начисления амортизации. Также приводятся указания, как следует отражать сведения об ОС в отчетности фирмы.
  • Методические указания по учету ОС, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. Документ более подробно раскрывает и поясняет правила, закрепленные в ПБУ 6/01. Несмотря на то что не имеет императивного действия, компаниям на практике необходимо им руководствоваться.
  • ПБУ 9/99 «Доходы компании» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказами Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н и № 33н соответственно. Указанные ПБУ устанавливают, в каком порядке следует признавать доходы и расходы фирмы при приобретении ОС или при выбытии объектов ОС компании.
  • Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В данном документе для компании представляют интерес правила и алгоритм проведения инвентаризации ОС.
  • План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Указанным документом компаниям необходимо руководствоваться для того, чтобы корректно отражать операции, связанные с движением ОС в фирме (а также с начислением амортизации по ним) на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Проблемы учета ОС, которые нормативная база недостаточно регулирует

Несмотря на обширную базу нормативного регулирования основных средств в РФ, в настоящее время присутствуют и некоторые неопределенности. Положения из приведенных выше документов подвергаются постоянным изменениям. Главным образом потому, что в настоящее время прослеживается тренд на приведение стандартов учета в РФ в соответствие с МСФО.

Читать еще:  При принятии решения по проверке контролеры должны учесть уточненки, поданные до его вынесения

Говоря о конкретных неопределенных аспектах российских правил учета ОС, можно выделить следующие.

Во-первых, существенным недостатком российской нормативной базы является отсутствие механизма по учету последующих расходов, которые фирма понесла в отношении имеющегося ОС.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В МСФО такие расходы должны влиять на балансовую стоимость ОС, увеличивая ее.

Во-вторых, значимым проблемным моментом является вопрос о переоценке срока предполагаемого использования ОС в целях учета. Как следует из положений указанных выше нормативных документов, срок службы ОС в последующем по российским правилам учета переоцениваться не должен.

ВАЖНО! Исключение в российских правилах предусмотрено только для случая модернизации.

В МСФО предусмотрен иной порядок: по окончании каждого отчетного периода фирма должна пересмотреть срок предполагаемой службы имеющихся у нее ОС. При этом во внимание принимается показатель «моральный износ оборудования».

Помимо изложенных, в российской нормативной базе учета ОС существуют и иные проблемные моменты, касающиеся базовой терминологии.

В частности, российские правила не определяют понятия «достройка», «модернизация», «реконструкция». В связи с этим на практике возникают частые споры по поводу того, к чему отнести понесенные фирмой расходы: к ремонту или к модернизации. А соответственно, следует ли расходы учесть в составе прочих, либо на их величину необходимо увеличить учетную стоимость ОС.

Аналогична ситуация с понятием конструктивно сочлененного предмета. Несмотря на то что определение приведено в ПБУ 6/01, в практике у многих компаний возникают трудности с определением, какие именно части являются составляющими конструктивного сочлененного предмета (инвентарного объекта), а какие — самостоятельными инвентарными объектами.

Перспективы совершенствования нормативного учета ОС

Перечисленные выше пробелы в нормативном регулировании учета ОС на предприятии обуславливают актуальные направления совершенствования документарной базы учета в РФ.

В частности, некоторая перестройка правил учета ОС предполагается в контексте ориентации на следующие стандарты МСФО:

  • МСФО 36 «Обесценение активов»;
  • МСФО 23 «Затраты по займам».

При этом среди направлений совершенствования выделить можно следующие:

  • Приведение в соответствие с МСФО разрешенных методов амортизации. А именно: из российской практики предполагается исключить метод по сумме чисел лет полезного использования, который не установлен МСФО.
  • Отступление от четкого стоимостного ограничения, разрешающего учитывать актив как ОС.
  • Введение практики учета обесценения ОС.

Таким образом, в текущих условиях в РФ сформирована обширная нормативная база по учету ОС на предприятии, которую составляют как федеральные законы и ПБУ, так и методические рекомендации, разъясняющие правила и положения документов императивного характера. Вместе с тем некоторые вопросы в указанных документах урегулированы недостаточно. Устранить недостатки нормативной базы, а также максимально приблизить ее к нормам МСФО — первостепенная задача в текущих условиях в РФ.

Нормативное регулирование учета основных средств

Основой для организации бухгалтерского учета основных средств является нормативное регулирование, которое осуществляется на основе следующих законодательных актов:

  • 1) ФЗ РФ “О бухгалтерском учете” (подписан Президентом РФ 21.11.96 г. № 129 с учетом изменений и дополнений);
  • 2) Об организации учета федерального имущества. Постановление Правительства РФ от 03.07.98 г. № 696;
  • 3) Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97 г. № 65н и зарегистрировано в Минюсте РФ от 13.01.98 г. № 1451);
  • 4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.07.98 г. № 34н);
  • 5) План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов СССР от 31.10.2000. г. №94 и рекомендованы для применения на территории Российской Федерации с 1 января 2001 г.);
  • 6) Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.93 г. № 160;
  • 7) Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организации (приложение к письму Министерства финансов СССР от 07.05.96 г. № 30);
  • 8) Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве (утверждены Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомстатом СССР, Госкомцен СССР, Госстроем СССР от 29.12.90 г. № ВГ-21-Д);
  • 9) Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072);
  • 10) Постановление Правительства РФ от 19.08.94 г. № 967 “Об использовании механизмов ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.97 г. № 1672);
  • 11) “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанным с осуществлением совместной деятельности”. Письмо Министерства финансов РФ от 24.01.94 г. № 7 (с изменениями от 28.12.94 г. № 173 и 27.08.95 г. № 81);
  • 12) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. №49);
  • 13) О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.11.95 г. № 39;
  • 14) О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций. Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. № 37;
  • 15) “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.96 г. № 752);
  • 16) Временное положение о лизинге (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.97 г. № 633);
  • 17) Указания “Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 17.02.97 г. № 15).

Остановимся подробнее на некоторых выше названных нормативных документах. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [37].

Приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». В соответствии с данным документом имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств. Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга.

Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г. № 359 (введен в действие с 1 января 1996 г.). Общероссийский классификатор основных фондов разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно — экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.

С введением главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль» приняты понятия, принципиально новые для отечественного налогового законодательства. Среди них и понятие «амортизируемое имущество», то есть имущество, стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Ранее амортизацию для целей налогообложения можно было начислять только линейным методом, руководствуясь Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. С 2002 года у организаций появилась возможность самостоятельно выбрать один из двух методов начисления амортизации, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ — линейным и нелинейным [40].

Читать еще:  Онлайн-калькулятор для расчета енвд в 2015–2016 годах

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, Министерство финансов РФ приказом от 30.03.2001 № 26н утвердило новую редакцию Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Предыдущая редакция этого документа (ПБУ 6/97), утвержденная приказом Минфина России от 03.09.1997 № 65н, признана утратившей силу. ПБУ 6/01 вводится в действие с бухгалтерской отчетности 2001 года. Важно отметить, что новый приказ Минфина России по утверждению ПБУ 6/01 также как и предыдущий зарегистрирован в Минюсте России, то есть имеет силу нормативно-правового документа. Для начала уточним что утверждение новой редакции ПБУ6/01 “Учет основных средств», является одним из способов устранение противоречий между методикой учета основных средств исходя из Инструкции по применению нового плана счетов и действовавшим до этого правилами бухгалтерского учета (ПБУ 6/97). Проанализируем основные изменения в выше названном нормативном документе: 1 Число разделов ПБУ 6/01 сократилось с 9 до 6 позиций (см. таблицу 1);

  • 2 в пункте 1 ПБУ 6/01 сделано уточнение: слово «банки» заменено на более широкое понятие «кредитные организации».
  • 3 В пункте 2 ПБУ 6/01 добавлено, что данный документ применяется в отношении объектов, учитываемых не только на счете 01 «Основные средства», но и на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Нормативное регулирование учета основных средств

Соответствие методов амортизации

В МСФО 16 амортизации подлежит амортизируемая стоимость;Отсутствие в ПБУ 6/01 требования о периодическом пересмотре метода амортизации Наличие в ПБУ 6/01 четких указаний о начале, прекращении и приостановлении амортизации

Раскрытие информации в отчетности

Совпадают отдельные показатели

В ПБУ 6/01 отсутствует требование раскрытия отдельных показателей, в том числе информации об убытках от обесценения; способов и дат переоценок; факта привлечения профессиональных оценщиков.

В МСФО Основные средства — это материальные активы, которые предполагается использовать более одного периода для:

— производства готовой продукции;

— поставки товаров и услуг;

— для административных целей.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 не содержит определения основных средств, но приводит критерии основных средств, позволяющие принять их к учету. Так, согласно определению, данному в п. 4 ПБУ 6/01, основные средства могут быть приняты к учету, если:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В МСФО основные средства признаются таковыми если:

— существует вероятность будущих экономических выгод от использования основных средств;

— стоимость основного средства можно надежно оценить.

Определение основных средств по большей части в МСФО и ПБУ 6/01 совпадают.

Между РСБУ и МСФО может возникнуть разница в определении момента принятия основного средства к учету. В РСБУ основное средство может быть принято к учету в следующих случаях:

— по объекту недвижимости закончены капитальные вложения;

— оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче;

— документы переданы на государственную регистрацию;

— объект фактически эксплуатируется.

В МСФО объект основных средств признается в учете, когда он приведен в рабочее состояние для использования по назначению [9].

В МСФО и РСБУ порядок первоначальной оценки основных средств не одинаков. Согласно п. 14 МСФО 16 объект основных средств для признания в учете в качестве актива должен быть оценен по фактической стоимости. Фактическая стоимость объекта основных средств — это сумма уплаченных денежных средств, или сумма эквивалентов денежных средств, или справедливая стоимость другого возмещения, переданного для приобретения актива на момент его приобретения или сооружения [10].

В соответствии с МСФО 16 в фактическую первоначальную стоимость объекта основных средств включаются:

— покупная цена, уплаченная при приобретении;

— импортные пошлины, связанные с покупкой основных средств;

— невозмещаемые налоги, уплаченные при приобретении основныхсредств;

— затраты, связанные с доставкой, монтажом, а также прочие затраты, направленные на приведение основного средства в рабочее состояние;

— затраты, которые понадобятся для демонтажа основных средств, вывоза мусора и восстановления поврежденных при использовании природных ресурсов в будущем.

Определение фактической первоначальной стоимости, данное в п. 8 ПБУ 6/01, практически аналогично положениям МСФО 16, за исключением затрат по демонтажу, которых в РСБУ нет.

Последующая оценка основных средств в МСФО 16 осуществляется для каждого класса основных средств одним из способов:

— по фактической стоимости — объект основных средств учитывается по его фактической стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения;

— по переоцененной стоимости — объект учитываться по переоцененной (справедливой) стоимости за вычетом амортизации и убытков от обесценения.

Переоценки должны проводиться регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату.

ПБУ 6/01 также предусматривает оба метода последующей оценки, но не предписывает рассчитывать убытки от обесценения. Согласно МСФО срок полезного использования основного средства определяется организацией самостоятельно и должен регулярно пересматриваться в процессе эксплуатации актива [11].

После признания основного средства в учете организация должна определиться с порядком его последующей оценки. Согласно МСФО 16 данный порядок устанавливается для группы основных средств с одинаковыми характеристиками (класс основных средств) и может определяться одним из двух методов:

— основной порядок учета не предусматривает последующих переоценок. Основные средства учитываются по исторической стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения;

— допустимый альтернативный порядок учета предписывает регулярные переоценки активов по справедливой стоимости.

В РСБУ используется аналогичный подход (п. 15 ПБУ 6/01); коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

При формировании первоначальных данных в учете в МСФО используются два понятия, отличных от используемых в РСБУ:

— амортизируемая стоимость — фактические затраты на приобретение актива или иная первоначально признаваемая стоимость за вычетом ликвидационной стоимости;

— ликвидационная стоимость — чистая сумма, которая могла бы быть получена за данный объект, если бы на момент оценки он находился в том возрасте и состоянии, в каком он, как ожидается, будет находиться по истечении срока его полезного использования.

Ликвидационная стоимость основных средств подвергается ежегодной переоценке вне зависимости от метода их учета. Если в расчете амортизации актива используется значение его ликвидационной стоимости, она переоценивается одновременно с переоценкой актива [11].

Отражение увеличения стоимости основных средств, в результате переоценки, происходит в обоих учетах аналогично.

Читать еще:  Производственная травма - выплаты и компенсации в 2018 году

Отражение уменьшения стоимости основных средств, в результате переоценки, в РСБУ и в МСФО также аналогично.

Порядок амортизации основных средств в МСФО и РСБУ имеет ряд различий. Выбор метода амортизации в МСФО определяется экономическим смыслом, который должен максимально отразить точно порядок поступления выгод от использования данного актива.

Согласно п. 55 МСФО 16 начисление амортизации не может быть приостановлено в течение всего срока полезного использования основного средства. На практике, если такая приостановка необходима, расчет амортизации может быть пересмотрен и выбран метод «По сумме изделий». Поскольку выпуск продукции отсутствует, сумма начисленной амортизации за период ремонта будет равна нулю [12].

Методы амортизации строго не регламентированы, и организации могут самостоятельно применять разработанные подходы, наиболее точно отражающие экономический смысл использования основных средств. В МСФО 16 приводятся только три рекомендованных метода.

Согласно МСФО 16 амортизация начинает начисляться в месяце ввода объекта в эксплуатацию со дня начала его фактической эксплуатации.

В РСБУ порядок начисления амортизации регламентирован более жестко, чем в МСФО, и изложен в третьем разделе ПБУ 6/01.

Выбор метода амортизации в РСБУ возможен только одним из четырех перечисленных в ПБУ 6/01 способов и не может пересматриваться в течение всего срока использования основного средства. При вводе в эксплуатацию основных средств, которые несут признаки однородности с уже используемыми основными средствами, должен быть указан метод амортизации, выбранный ранее для этой группы основных средств [13].

Срок полезного использования основного средства устанавливается при его принятии к учету и может быть изменен только в случае модернизации или реконструкции объекта.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Если использование основного средства связано с созданием нового основного средства или нематериального актива, то в РСБУ расходы по амортизации, так же как и в МСФО, капитализируются.

В отличие от МСФО, в РСБУ согласно п. 23 ПБУ 6/01 начисление амортизации по объекту основных средств приостанавливается в установленных случаях.

Начисление амортизации в МСФО прекращается с наиболее ранней из двух дат: с момента классификации актива как предназначенного на продажу; с момента прекращения признания основного средства в учете.

По сути, условия прекращения признания основного средства в учете

принципиальных различий в МСФО и РСБУ не имеют [14].

Порядок определения доходов и расходов от выбытия основных средств также практически совпадает.

Третий уровень нормативного регулирования — это документы рекомендательного характера, предлагающие возможные варианты организации учета основных средств на предприятии: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, приказ Минфина РФ от 13.10.03г. № 91-н — порядок бухгалтерского учета основных средств; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приказ Минфина РФ от 13.06.95г. №49 [15].

Четвертый уровень — учетная политика организации — внутренний регламент организации по учету основных средств.

Согласно принятой в ОАО «Артемовское ППЖТ» учетной политике основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом. Текущий ремонт основных средств отражается путем включения фактических затрат в себестоимость производимой продукции по мере выполнения ремонтных работ, т.е. в себестоимость продукции отчетного периода, в котором фактически производились ремонтные работы.

Объекты основных средств, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев и имеющие стоимость не более 40000 рублей за единицу списываются на затраты производства по мере отпуска в производство или эксплуатацию.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ТЕМА № 2 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1. Нормативное регулирование учета объектов основных средств

2. Основные средства: понятие, особенности, задачи учета

3. Классификация основных средств

4. Оценка основных средств

5. Документальное оформление поступления и движения основных средств

6.Учет поступления объектов основных средств

7. Амортизация основных средств

8. Методы восстановления основных средств

9. Выбытие основных средств

В 1997—2001 гг. в нормативные документы, ре­гулирующие бухгалтерский учет объектов основных средств, были внесены существенные изменения. В на­стоящее время порядок учета поступления, использо­вания и выбытия объектов основных средств регули­руется следующими нормативными документами: Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтер­ского учета); Положением по бухгалтерскому учету «Учет основ­ных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Мин­фина России от 28.04.01 № 27-н (далее — ПБУ 6/01).

Кроме того, некоторые методологические аспекты учета основных средств прямо или опосредованно установлены Методическими рекомендациями о по­рядке формирования показателей бухгалтерской от­четности организации, утвержденными приказом Мин­фина России от 28.06.00 № 60н (далее — Методиче­ские рекомендации).

2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ УЧЕТА

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств по ПБУ 6/01 необходимо единовременное выполнение следующих условий —

1. Использование в производстве продукции, при выполнении услуг либо для управленческих нужд организации;

2. Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операци­онного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3. Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4. Способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем

Сроком полезного использования является период в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабо­чие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулиру­ющие приборы и устройства, вычислительная техника, транспорт­ные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

К основным средствам относятся также капитальные вложе­ния в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основ­ных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств в сум­ме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, не­зависимо от окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природо­пользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства имеют следующие отличительные особенности:

1. Многократно участвуют в производственном процессе

2. Не меняют при использовании своей натурально-вещественной формы

3. Затраты по приобретению , установке, монтажу, строительству основных средств возмещаются путем начисления амортизации и включения их в себестоимость производимой продукции частями на протяжении нормативного срока службы основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечи­вать выполнение следующих задач:

— правильное оформление документов и своевременное отра­жение в учете поступления основных средств, их внутреннего пе­ремещения, выбытия;

— достоверное определение результатов от реализации и про­чего выбытия основных средств;

— полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

— контроль за сохранностью основных средств, принятых к бух­галтерскому учету

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector