Новый вид расходов появился в налоговом кодексе рф

Новый вид расходов при УСНО и другие изменения в НК РФ

Н. А. Петрова, эксперт журнала

По старой, но не очень доброй традиции в канун нового года был опубликован новый закон, вносящий изменения в налоговое законодательство. Это один из пакета законов, которые были приняты в конце 2010 года. Данные изменения непосредственно затрагивают интересы «упрощенцев».

Рассмотрим внесенные изменения и порядок вступления их в силу.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 395-ФЗ) опубликован в «Российской газете» № 296 от 30 декабря 2010 года. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ он вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, то есть начало действия документа (за исключением отдельных положений) – 30 января 2011 года. Почему мы так подробно говорим о вступлении данного документа в силу, объясним ниже.

Федеральным законом № 395-ФЗ внесены изменения в следующие главы НК РФ:

гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»;
гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»;
гл. 25 «Налог на прибыль»;
гл. 25.3 «Государственная пошлина»;
гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»;
гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения»;
гл. 31 «Земельный налог».

Подробно остановимся на тех изменениях, которые непосредственно влияют на налогообложение «упрощенцев» по уплате единого налога при УСНО либо на уплату таких налогов, как НДФЛ, которые уплачиваются независимо от применяемого налогового режима.

Новые расходы по УСНО

Начнем с изменений, которые внесены непосредственно в гл. 26.2 НК РФ.

Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен пп. 32.1, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

До этих изменений права учесть в расходах при УСНО взносы в саморегулируемые организации (СРО) «упрощенцы» не имели. На протяжении всего 2010 года представители Минфина категорически запрещали это делать. Логика была такова. Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень является закрытым.

Поскольку вступительные и членские взносы, уплачиваемые СРО, в нем отсутствуют, налогоплательщик не вправе включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО (письма Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-11-06/2/170, от 10.08.2010 № 03-03-06/4/75, от 12.04.2010 № 03-11-06/2/57).

Это новшество вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона № 395-ФЗ. Как мы уже сказали выше, данный закон был опубликован 30 декабря 2010 года. Отсюда следует, что учитывать расходы в виде взносов в СРО «упрощенцы» имеют право с 30 декабря 2010 года.

Напомним, что налоговый период по налогу при УСНО – календарный год. Встает вопрос: можно ли учесть расходы по уплате взносов в СРО, произведенные в течение 2010 года до 30 декабря? Здесь мнения специалистов расходятся: одни считают, что можно (есть такие выводы и в специализированных изданиях), другие – что можно учитывать только с 2011 года.

Наше мнение по поводу 2011 года однозначно – взносы в СРО,
уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», с 1 января 2011 года учитывать можно и нужно.

Что касается учета взносов в СРО за 2010 год, в данном случае смущает то, что те положения Федерального закона № 395-ФЗ, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, прописаны в п. 3 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ. И в этом пункте не указаны изменения, которые внесены в гл. 26.2 НК РФ.

Поскольку цена вопроса достаточно велика (взносы в СРО являются значительными суммами), спешить с выводами не следует. Бухгалтерам «упрощенцев» не привыкать к проблемам, связанным с налоговым учетом. Будем ждать разъяснений по данному вопросу, тем более что срок подачи налоговой декларации по УСНО за 2010 год еще не подошел. В крайнем случае придется сдавать уточненную декларацию.

Изменения по НДФЛ

Со дня официального опубликования Федерального закона № 395-ФЗ вступают в силу следующие изменения в гл. 23 НК РФ:

– по операциям с ценными бумагами, операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами изменения внесены в п. 4 ст. 212, ст. 214.1, 220.1, п. 2 ст. 226 НК РФ. Уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 214.1 НК РФ). Также уточнено понятие «налоговый агент» для целей данной статьи и ст. 214.3 и 214.4 НК РФ (устанавливающих особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО и операциям займа ценными бумагами), а также скорректирован порядок исчисления и удержания налога налоговым агентом;

ст. 217 НК РФ дополнена п. 17.2, в соответствии с которым не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 настоящего Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет;

– к профессиональным налоговым вычетам (ст. 221 НК РФ) отнесены также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период в установленном законодательством РФ порядке.

Новшества по налогу на прибыль
В главу 25 НК РФ внесены следующие изменения, напрямую не затрагивающие налогообложение «упрощенцев»:

– освобождение от уплаты налога на прибыль в особом порядке участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

– новые положения по определению срока полезного использования нематериальных активов (ст. 258 НК РФ);

– изменения в порядке признания доходов (ст. 271 НК РФ) и расходов (ст. 271 НК РФ) при методе начисления в случае получения и перечисления аванса, задатка, выраженного в иностранной валюте. Изменения внесены также в ст. 316 НК РФ для налогоплательщиков, работающих по методу начисления, при получении аванса в иностранной валюте;

ст. 284 «Налоговые ставки» НК РФ дополнена новыми положениями для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, и по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций. Новые ставки – 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 и 284.2 НК РФ.

Также изменения и дополнения внесены в ст. 289, 331, 333.35 НК РФ. В новой редакции теперь представлены пп. 48.1 и 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Новый вид расходов при УСНО и другие изменения в НК РФ

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 2

По старой, но не очень доброй традиции в канун нового года был опубликован новый Закон, вносящий изменения в налоговое законодательство. Это один из пакета законов, которые были приняты в конце 2010 г. Данные изменения непосредственно затрагивают интересы «упрощенцев».

Рассмотрим внесенные изменения и порядок вступления их в силу.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 395-ФЗ) опубликован в «Российской газете» N 296 от 30 декабря 2010 г. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ он вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, то есть начало действия документа (за исключением отдельных положений) — 30 января 2011 г. Почему мы так подробно говорим о вступлении данного документа в силу, объясним ниже.

Федеральным законом N 395-ФЗ внесены изменения в следующие главы НК РФ:

  • гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»;
  • гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»;
  • гл. 25 «Налог на прибыль»;
  • гл. 25.3 «Государственная пошлина»;
  • гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»;
  • гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения»;
  • гл. 31 «Земельный налог».

Подробно остановимся на тех изменениях, которые непосредственно влияют на налогообложение «упрощенцев» по уплате единого налога при УСНО либо на уплату таких налогов, как НДФЛ, которые уплачиваются независимо от применяемого налогового режима.

Читать еще:  Налог уплачен за третье лицо: можно ли учесть его в расходах?

Новые расходы по УСНО

Начнем с изменений, которые внесены непосредственно в гл. 26.2 НК РФ.

Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен пп. 32.1, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

До этих изменений права учесть в расходах при УСНО взносы в саморегулируемые организации (СРО) «упрощенцы» не имели. На протяжении всего 2010 г. представители Минфина категорически запрещали это делать. Логика была такова. Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень является закрытым.

Поскольку вступительные и членские взносы, уплачиваемые СРО, в нем отсутствуют, налогоплательщик не вправе включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО (Письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-11-06/2/170, от 10.08.2010 N 03-03-06/4/75, от 12.04.2010 N 03-11-06/2/57).

Это новшество вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона N 395-ФЗ. Как мы уже сказали выше, данный Закон был опубликован 30 декабря 2010 г. Отсюда следует, что учитывать расходы в виде взносов в СРО «упрощенцы» имеют право с 30 декабря 2010 г.

Напомним, что налоговый период по налогу при УСНО — календарный год. Встает вопрос: можно ли учесть расходы по уплате взносов в СРО, произведенные в течение 2010 г. до 30 декабря? Здесь мнения специалистов расходятся: одни считают, что можно (есть такие выводы и в специализированных изданиях), другие — что можно учитывать только с 2011 г.

Наше мнение по поводу 2011 г. однозначно — взносы в СРО, уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», с 1 января 2011 г. учитывать можно и нужно.

Что касается учета взносов в СРО за 2010 г., в данном случае смущает то, что те положения Федерального закона N 395-ФЗ, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., прописаны в п. 3 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ. И в этом пункте не указаны изменения, которые внесены в гл. 26.2 НК РФ.

Поскольку цена вопроса достаточно велика (взносы в СРО являются значительными суммами), спешить с выводами не следует. Бухгалтерам «упрощенцев» не привыкать к проблемам, связанным с налоговым учетом. Будем ждать разъяснений по данному вопросу, тем более что срок подачи налоговой декларации по УСНО за 2010 г. еще не подошел. В крайнем случае, придется сдавать уточненную декларацию.

Изменения по НДФЛ

Со дня официального опубликования Федерального закона N 395-ФЗ вступают в силу следующие изменения в гл. 23 НК РФ:

  • по операциям с ценными бумагами, операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами изменения внесены в п. 4 ст. 212, ст. 214.1, 220.1, п. 2 ст. 226 НК РФ. Уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 214.1 НК РФ). Также уточнено понятие «налоговый агент» для целей данной статьи и ст. ст. 214.3 и 214.4 НК РФ (устанавливающих особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО и операциям займа ценными бумагами), а также скорректирован порядок исчисления и удержания налога налоговым агентом;
  • ст. 217 НК РФ дополнена п. 17.2, в соответствии с которым не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 настоящего Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет;
  • к профессиональным налоговым вычетам (ст. 221 НК РФ) отнесены также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные за соответствующий период в установленном законодательством РФ порядке.

Новшества по налогу на прибыль

В гл. 25 НК РФ внесены следующие изменения, напрямую не затрагивающие налогообложение «упрощенцев»:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль в особом порядке участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • новые положения по определению срока полезного использования нематериальных активов (ст. 258 НК РФ);
  • изменения в порядке признания доходов (ст. 271 НК РФ) и расходов (ст. 272 НК РФ) при методе начисления в случае получения и перечисления аванса, задатка, выраженного в иностранной валюте. Изменения внесены также в ст. 316 НК РФ для налогоплательщиков, работающих по методу начисления, при получении аванса в иностранной валюте;
  • ст. 284 «Налоговые ставки» НК РФ дополнена новыми положениями для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, и по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций. Новые ставки — 0% при соблюдении условий, установленных ст. ст. 284.1 и 284.2 НК РФ.

Также изменения и дополнения внесены в ст. ст. 289, 331, 333.35 НК РФ. В новой редакции теперь представлены пп. 48.1 и 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Изменение Налогового кодекса РФ с 29 сентября 2019 года

Редакцию Налогового кодекса РФ с 29 октября 2019 года изменил масштабный Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ, вступающий в силу в несколько этапов. В день официального опубликования закона вступили в силу поправки в первую и вторую части НК РФ, связанные с новыми налоговыми льготами по НДФЛ, особенностями определения контролирующих лиц международных компаний, прав органов ФНС России по общению с налогоплательщиками, порядком внесения платежей в патентной системе налогообложения, порядком осуществления налогового контроля и проведением выездных проверок и другими новациями.

Международные компании и международные холдинговые компании

В соответствии с новой редакцией статьи 24 НК РФ определено, что контролирующие лица международной компании на дату регистрации этой международной компании в порядке редомициляции иностранной организации становятся контролирующими лицами такой иностранной организации, если в период с 1 января 2017 года до даты регистрации международной компании в порядке редомициляции иностранной организации в составе контролирующих лиц такой иностранной организации появилось новое контролирующее лицо, являющееся российским юридическим лицом, акционерами (участниками) которого являются исключительно контролирующие лица такой иностранной организации, являвшиеся таковыми по состоянию на 1 января 2017 года. При этом контролирующие лица иностранной организации, являвшиеся таковыми по состоянию на 1 января 2017 года, являются контролирующими лицами международной компании на дату ее регистрации в порядке редомициляции иностранной организации.

Новые правила общения ФНС с налогоплательщиками

Нормами статьи 31 НК РФ в новой редакции установлено, что ФНС России может направлять документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам, которым они адресованы, или их представителям в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Статья дополнена новым абзацем следующего содержания:

В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Патентная система налогообложения и другие спецрежимы налогообложения

Нормами статьи 55 НК РФ «Налоговый период» определено, что правила, предусмотренные ее пунктами 2–3.4 не применяются в отношении налогов, уплачиваемых в соответствии со специальными налоговыми режимами, предусмотренными главами 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Налогового кодекса РФ.

Статьей 346.43 НК РФ установлены новые ограничения для применения патентной системы налогообложения:

  • по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
  • по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 10, 11, 32 и 33 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
  • по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 45–48 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.

При этом размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается:

  • на единицу средней численности наемных работников;
  • на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта;
  • на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 10, 11, 32 и 33 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
  • на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
  • на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 квадратный метр площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети, объекта организации общественного питания — по видам предпринимательской деятельности;
  • в зависимости от территории действия патента.
Читать еще:  Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)

Статьей 346.49 НК РФ определено, что если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с даты начала действия патента до даты прекращения такой деятельности.

Зачет излишне уплаченных налогов

Статья 78 НК РФ дополнена новым пунктом, в соответствии с которым:

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Налоговый контроль

Нормами статьи 86 НК РФ определено, что кредитные организации, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, обязаны исполнять обязанности по налоговому контролю за организациями и ИП вплоть до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение 7 дней со дня наступления соответствующего события. Банки даже в случае отзыва лицензии обязаны ответить и выполнить требования налоговиков в течение 7 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Статья 89 НК РФ в новой редакции дает право принять решение о проведении выездной налоговой проверки налоговому органу, уполномоченному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ. На основании решения этого же налогового органа также может быть проведена самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства.

Льготы по НДФЛ

В перечень статьи 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» добавлены такие виды доходов, как:

  • доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательства по уплате задолженности, доходы в виде материальной выгоды, а также иные доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории РФ, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями;
  • доходы, полученные в качестве платы за наем (арендной платы) жилых помещений от физических лиц, указанных в пункте 46 статьи 217 НК РФ, в пределах сумм, предоставленных таким лицам на цели найма (аренды) жилого помещения из средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Налоговые имущественные вычеты по НДФЛ

По нормам статьи 220 НК РФ при продаже имущества (за исключением ценных бумаг), полученного на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также по договору дарения, налогоплательщик теперь имеет право уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества. При этом:

Если при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования или дарения налог в соответствии с пунктами 18 и 18.1 статьи 217 НК РФ не взимается, при налогообложении доходов, полученных при продаже такого имущества, учитываются также документально подтвержденные расходы наследодателя (дарителя) на приобретение этого имущества, если такие расходы не учитывались наследодателем (дарителем) в целях налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

При получении дохода от продажи доли в объекте недвижимого имущества налогоплательщик может уменьшить сумму своего облагаемого налогом дохода на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение этого объекта недвижимого имущества в размере, пропорциональном указанной доле налогоплательщика в объекте недвижимого имущества, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • расходы на приобретение объекта недвижимого имущества произведены членом семьи налогоплательщика — владельцем сертификата (иного документа) на материнский (семейный) капитал и (или) его супругом (супругой);
  • величина расходов на приобретение объекта недвижимого имущества в доле, приходящейся на налогоплательщика, уменьшающая сумму облагаемого налогом дохода налогоплательщика, не учитывалась другими членами семьи налогоплательщика (их супругами) в целях налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ.

Налог на прибыль

Статьей 251 НК РФ определено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики имеют право не учитывать:

  • доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником организации (его правопреемником или наследником), при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками;
  • доходы в виде платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор), взимаемой операторами курортного сбора;
  • доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ.

Нормами статьи 277 НК РФ теперь предусмотрено, что:

При передаче имущества в уставный фонд унитарного предприятия собственником его имущества стоимостью этого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание), осуществленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бухучет инфо

Классификация расходов в налоговом учете

В налоговом учете расходы делятся на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя (ст. 253 НК РФ):

√ расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

√ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

√ расходы на освоение природных ресурсов;

√ расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

√ расходы на обязательное и добровольное страхование;

√ прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Внереализационные расходы определены законодателем через критерий отсутствия непосредственной связи с производством и реализацией и через конкретный перечень статей, которые могут быть учтены в составе внереализационных расходов. Перечень расходов является не закрытым. Поэтому любые обоснованные расходы, иные, чем прямо перечисленные, которые не связаны непосредственно с производством и реализацией, могут быть учтены в составе внереализационных расходов.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются в целях налога на прибыль на (ст. 253 НК РФ):

● расходы на оплату труда;

● суммы начисленной амортизации;

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе относятся расходы расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В связи с внесением изменений в 2005 г. в гл. 25 НК РФ с 1 января 2005 г. организациям предоставляется право самим определять перечень прямых расходов, закрепив свое решение в учетной политике для целей налогообложения.

Налоговым кодексом предусмотрены следующие прямые расходы:

√ материальные затраты в части затрат на:

■ приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

■ приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

√ расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

√ суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров (работ, услуг).

К прямым расходам относятся также стоимость покупных товаров (ст. 320 НК РФ), реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров в случае, если данные расходы не включены в цену приобретения этих товаров. В связи с внесением изменений в 2005 г. в гл. 25 НК РФ с 1 января 2005 г. организациям предоставляется право формировать стоимость покупных товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

В соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 315 НК РФ должны быть обособленно учтены следующие расходы, произведенные в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающие сумму доходов от реализации:

1) на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в пп. 2 – 6 этого пункта;

2) понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

3) понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

Читать еще:  Несколько арендованных помещений могут быть одним торговым залом

4) понесенные при реализации покупных товаров;

5) связанные с реализацией основных средств;

6) понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

Новый вид расходов при УСНО

У «упрощенцев», применяющих объект налогообложения «доходы минус расходы», в середине 2016 года появился новый вид расходов – расходы в виде суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т (далее – плата за возмещение вреда). Мы изучили особенности учета нового вида расходов при УСНО и готовы поделиться ими с вами.

Плата за возмещение вреда: сущностные характеристики

С 15 ноября 2015 года собственники транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, при использовании данного транспорта обязаны вносить плату за возмещение вреда. Порядок расчета внесения и администрирования такого платежа регулируется:

  • статьей 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»;
  • статьей 12.21.3 «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» КоАП РФ.

Вопрос о соответствии указанных нормативных положений Конституции РФ был предметом рассмотрения в Постановлении КС РФ от 31.05.2016 № 14-П. Данные нормы были признаны в целом соответствующими Конституции РФ.

КС РФ указал на ряд характерных черт платы за возмещение вреда, касающихся вопросов налогообложения:

  • плату за возмещение вреда следует квалифицировать не в качестве налога или сбора, а в качестве обязательного публичного индивидуально-возмездного платежа компенсационного фискального характера;
  • поскольку данная плата не является налоговым платежом, федеральный законодатель был вправе установить ее не в НК РФ, а в специальном законодательном акте, регулирующем общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности;
  • в отличие от транспортного налога объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом – мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 357 и 358, пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым признается реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (п. 1 ст. 182 НК РФ), в качестве объекта платы за возмещение вреда выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение;
  • плата за возмещение вреда с учетом условий ее взимания в сопоставлении с условиями взимания транспортного налога является в настоящее время основным финансовым бременем для собственников (владельцев) указанных транспортных средств, которые регулярно осуществляют перевозки по этим дорогам и, соответственно, участвуют в финансировании публичной деятельности по их поддержанию в надлежащем состоянии.

Плата за возмещение вреда: налоговый учет

Плата за возмещение вреда была введена, как сказано выше, 15 ноября 2015 года. Минфин заранее (еще в октябре 2015 года) дал разъяснения по вопросам налогового учета при УСНО рассматриваемого платежа (Письмо от 06.10.2015 № 03-11-11/57133).

«Упрощенцам», применяющим объект налогообложения «доходы минус расходы», было отказано в возможности учета в расходах платы за возмещение вреда. Логика финансистов следующая.

«Упрощенцы» учитывают расходы в соответствии с порядком их определения на основании ст. 346.16 НК РФ. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной согласно положениям гл. 26.2 НК РФ (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Перечень налогов и сборов установлен ст. 13 – 15 НК РФ.

Плата за возмещение вреда в данный перечень не включена.

В связи с изложенным указанная плата не должна относиться к расходам налогоплательщика, находящегося на УСНО.

«Упрощенцы» предлагали учесть плату за возмещение вреда в качестве материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Но и в этом случае Минфин им отказал (Письмо от 18.01.2016 № 03-11-06/2/1319), приведя следующие доводы.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, платежи за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

При этом ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ
в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие УСНО и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, не вправе при определении объекта налогообложения учитывать расходы, связанные с внесением платы за возмещение вреда.

Таким образом, ни в 2015 году, ни в первом полугодии 2016 года «упрощенцы» не имели права учитывать в расходах плату за возмещение вреда.

3 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 249-ФЗ), который урегулировал вопросы налогового учета платы за возмещение вреда.

Федеральный закон № 249-ФЗ разработан и принят во исполнение Поручения Президента РФ от 17.12.2015 № ПР-2743 в связи с введением в действие системы взимания платы за возмещение вреда.

Внесены поправки в гл. 25 (ст. 270), 26.1 (ст. 346.5), 26.2 (ст. 346.16), 28 (ст. 361.1, 362, 363) НК РФ. В рамках данного материала рассмотрим подробнее новшества гл. 26.2 и 28 НК РФ.

Изменения в главе 28 НК РФ

Налогоплательщикам – индивидуальным предпринимателям

Глава 28 «Транспортный налог» НК РФ дополнена ст. 361.1 «Налоговые льготы». Согласно внесенным поправкам освобождаются от уплаты налога физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее – реестр), если сумма платы за возмещение вреда, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает сумму исчисленного налога за данный налоговый период или равна ей.

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.

Физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, подает в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Положения ст. 361.1 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года включительно.

Эти нормы касаются в том числе индивидуальных предпринимателей, которые в порядке уплаты транспортного налога приравнены к физическим лицам. Соответственно, они должны представить в налоговый орган заявление и необходимые документы, чтобы уменьшить сумму транспортного налога к уплате в бюджет.

Федеральный закон № 249-ФЗ приведет в 2016 году к выпадающим доходам дорожных фондов субъектов РФ в сумме 8,7 млрд руб., которые будут возмещаться за счет средств, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд от сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т.

Таким образом, поскольку расчет транспортного налога индивидуальные предприниматели сами не делают, им надо срочно подать заявление о предоставлении налоговой льготы в виде платы за возмещение вреда за 2015 год с подтверждающими документами. При этом документы можно представить в любой налоговый орган по своему выбору. Напомним, что срок уплаты транспортного налога физическими лицами – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). Транспортный налог уплачивается на основании уведомления, которое пришлет налоговый орган.

По окончании 2016 года индивидуальные предприниматели должны будут написать новое заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу с приложением соответствующих документов.

Налоговый орган сделает расчет транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет, с учетом налоговой льготы в виде платы за возмещение вреда по формуле:

Транспортный налог, подлежащий уплате в бюджет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector