Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки.

Порядок обжалования решения налогового органа в суде

Обжалование решения налогового органа в суде возможно в том случае, если процедура досудебного урегулирования споров не принесла желаемых результатов — налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа. Рассмотрим в нашей статье, в какие сроки происходит обжалование решений налоговых органов, основные этапы данной процедуры и документальное оформление.

Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

  • Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
  • Проконтролируйте исполнение формальных требований к содержанию заявления (они указаны в ч. 1 ст. 199 АПК РФ, п. 2 ст. 125 КАС РФ).
  • Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
  • Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.

Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.

Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Технические тонкости оформления заявления

Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

  • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
  • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
  • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.

Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

  • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
  • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
  • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.

Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Возражения на акт проверки — новая форма от ФНС» .

Обжаловать отказ

В соответствии со вторым абзацем п. 8 ст. 101 НК РФ в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, при этом в данном решении могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Несмотря на то что формально решение об отказе в привлечении к ответственности и не затрагивает интересов налогоплательщика, на самом деле данный документ крайне важен в случаях, когда налогоплательщик претендует на возмещение из бюджета НДС, поскольку согласно п. 3 ст. 176 НК РФ одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Системное толкование п. 7 ст. 101 НК РФ и п. 3 ст. 176 НК РФ позволяет сделать следующий вывод: решение налогового органа об отказе в возмещении НДС является производным от решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в котором излагаются мотивы отказа в возмещении НДС.

Читать еще:  Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года - таблица

Таким образом, обжалованию подлежат оба решения налогового органа: об отказе в привлечении к налоговой ответственности; об отказе в возмещении НДС.

На данное обстоятельство обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10, согласно которому решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы НДС и решение о частичном возмещении суммы НДС, как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах, могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении НДС, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

При составлении заявления в суд в предмет обжалования также входят оба указанных решения, поскольку выводы о том, что вычеты по НДС заявлены неправомерно, содержатся в каждом из них.

Обжалование обоих решений налогового органа присутствует в целом ряде судебных актов (см., в частности, постановления ФАС Московского округа от 21 апреля 2010 г. N КА-А40/3418-10 по делу N А40-91717/09-129-567, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2011 г. по делу N А27-15478/2010, ФАС Центрального округа от 11 октября 2011 г. по делу N А14-8855/2010/310/28, ФАС Северо-Кавказского округа от 16 марта 2011 г. по делу N А32-26881/2009 и от 18 июня 2012 г. по делу N А15-1374/2011).

Таким образом, если в решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности содержится мотивировочная часть, а в решении об отказе в возмещении НДС — лишь констатация этого факта и сумма не возмещенного из бюджета НДС, то обжалованию в суде подлежат оба решения налогового органа (см., в частности, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 января 2012 г. N Ф09-6262/2011).

На то, что решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС является производным от решения о привлечении к налоговой ответственности (решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности) указано в постановлениях ФАС Московского округа от 11 ноября 2010 г. N КА-А40/13330-10 по делу N А40-9333/10-140-100 и от 7 декабря 2011 г. по делу N А41-43984/09, а также в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2011 г. N А19-27017/09, ФАС Центрального округа от 3 ноября 2010 г. по делу N А64-1616/2010 (Постановлением Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10 указанное постановление оставлено без изменения), ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. по делу N А13-8549/2010.

В развитие данной темы в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 марта 2012 г. по делу N А53-11293/2011 констатируется: как следует из положений ст. 101 и 101.4 НК РФ, осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; все последующие ненормативные правовые акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа, принимаются (совершаются) исключительно во исполнение названных и являют собой механизм их реализации.

Принятое согласно ст. 101 НК РФ решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности должно содержать мотивы, по которым согласно п. 3 ст. 176 НК РФ налогоплательщику отказано в возмещении НДС. При этом форма решения об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, утвержденная приказом ФНС от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@, не предусматривает никакой мотивировочной части, что предопределяет, что судебному обжалованию подлежат оба решения:

1. Решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности: в мотивировочной части — в качестве первопричины для отказа в возмещении НДС; в результирующей части — в отношении предписаний по внесению исправлений в бухгалтерский учет.

2. Решение об отказе в возмещении НДС — в качестве незаконного следствия неправомерных мотивов.

Если же (вопреки приказу ФНС от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@) в решении об отказе в возмещении НДС присутствует мотивировочная часть, то все равно судебному обжалованию подлежат оба решения, поскольку первичным все-таки является решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а вторичным — решение об отказе в возмещении НДС.

При обжаловании же в суде только одного решения — об отказе в возмещении НДС — может сложиться парадоксальная ситуация: отменив следствие в виде отказа в возмещении НДС, суд фактически оставит в силе мотивы этого отказа, которые всегда первичны по отношению к последствиям.

Только после признания неправомерными мотивов отказа в возмещении НДС становятся незаконными и последствия в форме отказа в возмещении НДС.

Как обжаловать решение ИФНС, вынесенное по результатам проверки

Куда жаловаться

Если вы не согласны с решением налоговой инспекции, принятым по результатам проверки, то на такое решение можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (управление ФНС по вашему региону) или в суд. Причем жаловаться надо сначала в УФНС. И только после этого вы можете обратиться в суд. Сразу пойти в суд нельзя, даже если вы пропустили срок на обжалование в вышестоящем налоговом орган е пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ .

В какой срок подавать жалобу

Срок для подачи жалобы в УНФС зависит от того, вступило ли в силу решение ИФНС по проверке.

Условие. Решение по выездной налоговой проверке вынесено 20.06.2018.

Решение. Последним днем срока подачи обычной жалобы на это решение будет 20.06.2019.

Как оформить и подать жалобу

Порядок подачи обоих видов жалоб идентичен.

Образцы жалоб вы можете найти:

сайт ФНС → Юридические лица или индивидуальные предприниматели → Подача жалобы в налоговые органы → Я хочу обжаловать решение по налоговой проверке

В жалобе должны содержатьс я пп. 1— 3, 6 ст. 139.2 НК РФ :

• ваши данные. Это наименование организации или ф. и. о. предпринимателя, адрес с индексом, ИНН. Укажите также адрес электронной почты и номера контактных телефонов;

• реквизиты обжалуемого решения;

• основания, по которым, как вы считаете, ваши права нарушены.

• Это так называемая мотивировочная часть жалобы. Указывайте в ней все нарушения допущенные ИФНС, в том числе и процедурные. Если о каких-то своих претензиях вы в жалобе не заявите, то суд впоследствии их учитывать не буде т п. 68 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (далее — Постановление № 57) ;

• ваши требования. Например, отменить решение полностью или в части. Учтите, что требовать полной отмены решения вы можете даже в том случае, если в жалобе привели доводы не по всем его пунктам. Решение все равно будет считаться обжалованным целиком, а обязательная процедура обжалования будет соблюдена в отношении всех его эпизодов. В дальнейшем вы сможете обжаловать в суде любую часть решения, включая и те его пункты, по которым вы доводы в своей жалобе не заявлял и п. 67 Постановления № 57 ;

• способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;

• подпись руководителя организации/ ИП или представителя. В последнем случае к жалобе нужно приложить доверенность или ее нотариально заверенную копи ю п. 3 ст. 29, п. 4 ст. 139.2 НК РФ .

Также к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие доводы налогоплательщик а п. 5 ст. 139.2 НК РФ .

Если по итогам камеральной проверки НДС-декла ­рации налоговая вынесла два решения, к примеру о привлечении к ответственности и об отказе в возмещении налога, на оба эти решения можно подать одну жалоб у п. 49 Постановления № 57 .

Жалобу нужно подать в письменном виде в ИФНС, проводившую налоговую проверку. Это можно сделать:

• или по почте заказным письмом с описью вложения;

• или по ТКС в формате, утвержденном ФНС;

• или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы налоговая инспекция должна направить ее со всеми материалами в УФНС п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ .

Как рассматривается жалоба

По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без участия налогоплательщика или его представителя. За исключением ситуации, когда будет обнаружено противоречие в материалах, представленных ИФНС, или несоответствие между сведениями, указанными в жалобе, и сведениями, содержащимися в материалах налогового орган а п. 2 ст. 140 НК РФ .

О ходе рассмотрения вашей жалобы можно узнать:

сайт ФНС → Электронные сервисы → Узнать о жалобе

УФНС должно рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на 1 месяц. Однако если УНФС нарушит срок рассмотрения жалобы, этот факт не повлечет недействительности решения, принятого по ней п. 6 ст. 140 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 01.02.2010 № 13065/10 .

УФНС оставит жалобу без рассмотрения, если п. 1 ст. 139.3 НК РФ :

• или она подана в ненадлежащей форме либо не подписана;

• или в ней нет реквизитов обжалуемого решения;

• или нарушен срок подачи жалобы, при условии что она не содержит ходатайства о восстановлении срока или такое ходатайство оставлено без удовлетворения;

• или ИФНС сообщила об устранении нарушения прав налогоплательщика до вынесения решения по обычной жалобе;

• или жалоба отозвана до принятия решения по ней;

• или ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям.

Решение об отказе в рассмотрении должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве. О нем вам сообщат в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. При этом в первых трех случаях вы можете исправить недочеты и подать жалобу еще раз пп. 2, 3 ст. 139.3 НК РФ .

Читать еще:  Может ли ип уменьшить енвд на пенсионные взносы со «сверхдохода»?

До принятия решения по жалобе налогоплательщик вправ е п. 7 ст. 138, п. 1 ст. 140 НК РФ :

• представить дополнительные документы в обоснование своей позиции;

• отозвать жалобу полностью или в части, подав письменное заявление в УФНС. Однако в дальнейшем вы не можете подать повторную жалобу по тем же основаниям.

УФНС по итогам рассмотрения жалоб ы п. 3 ст. 140 НК РФ :

• или оставит первоначальное решение ИФНС без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

• или отменит первоначальное решение полностью либо в части;

• или отменит первоначальное решение полностью и примет новое решение.

Свое решение УФНС должно направить или вручить налогоплательщику в течение 3 рабочих дней с даты его приняти я п. 6 ст. 140 НК РФ .

Обращаемся в суд

У вас есть право обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде по месту нахождения инспекции в следующих случая х п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ; ч. 1 ст. 198 АПК РФ :

• или если ваша жалоба оставлена без удовлетворения;

• или если решение ИФНС отменено только в части;

• или если решение по поданной вами жалобе не принято УФНС в установленные сроки.

При этом в суде решение ИФНС можно обжаловать только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС п. 67 Постановления № 57 .

А если по итогам рассмотрения жалобы УФНС отменило решение ИФНС и приняло новое решение, в суде нужно обжаловать новое решение УФНС п. 2 ст. 138 НК РФ; п. 75 Постановления № 57 .

Срок на обращение в суд составляет 3 месяца с даты принятия УФНС решения по жалобе, а если решение не принято в срок, то с момента, когда такое решение должно было быть принято. Если срок пропущен по уважительной причине, то суд его может восстановит ь ч. 4 ст. 198 АПК РФ; п. 3 ст. 138 НК РФ .

Условие. УФНС получило апелляционную жалобу на решение ИФНС по проверке 19.06.2018. По состоянию на 23.07.2018 жалоба не была рассмотрена, а руководитель УФНС не принял решение о продлении срока ее рассмотрения.

Решение. Срок подачи заявления в суд начнется 20.07.2018 (19.07.2018 — последний день, когда УФНС должно было принять решение по жалобе), а последним днем этого срока будет 19.10.2018.

Если результат рассмотрения жалобы в УФНС вас не устраивает, то перед тем, как обращаться в суд, первоначальное решение ИФНС или новое решение УФНС можно обжаловать в ФНС. Подать жалобу в ФНС нужно в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС. А если решение ФНС вас опять не устроит, его уже можно обжаловать в суде. Главное, чтобы срок на обращение в суд к этому моменту не исте к п. 2 ст. 138 НК РФ; Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-02-08/7996 ; п. 75 Постановления № 57 .

Возражения на акт налоговой проверки подаём правильно

Ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения «Что делать Консалт»

Наверняка каждый налогоплательщик в процессе своей предпринимательской деятельности столкнулся с налоговыми проверками. И не всегда данные проверки проходят для них гладко. При этом часто налогоплательщики, и, скажем, не без оснований, не согласны с выводами, изложенными в материалах налоговых проверок. Налоговым законодательством предусмотрена ещё до вынесения решения, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, возможность оспорить выводы налоговиков. Для таких случаев ФНС России выпустила методичку по подаче возражений. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Порядок подачи возражений на акты налоговых проверок регламентирован

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки[1], результатами дополнительных мероприятий налогового контроля[2] или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[3]. При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

ФНС России в своём письме подробно изложила порядок подачи возражений на акты налоговых проверок (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»). Рассмотрим основные моменты данной инструкции.

Сроки, в которые представляются возражения

Возражения представляются в налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки[4];
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[5].

При этом если налогоплательщик не согласен с актом только в части, то можно представить письменные возражения по указанному акту не в целом, а только по его отдельным положениям, с которыми не согласен налогоплательщик.

А вот если у налогоплательщика проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, он также имеет право представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или части, но возражения представляются в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля[6].

Каким образом представляются возражения?

Налогоплательщики могут представлять возражения следующим образом:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
  • по почте.

Это может делать налогоплательщик лично и (или) через представителя.

Кто может подавать возражения?

Возражения в налоговый орган могут представлять:

  • представители организации по закону или на основании учредительных документов[7];
  • представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[8].
  • это представители, действующие на основании доверенности[9].

Как подать возражения на акты налоговых проверок?

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих возражения необходимо направить в адрес налогового органа, составившего акт.

Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса «Адрес и платёжные реквизиты Вашей инспекции».

Законные представители:

  • это представители организации, действующие по закону или на основании учредительных документов[10];
  • это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[11].

Уполномоченные представители:

  • это представители, действующие на основании доверенности[12].

Процедура рассмотрения возражений

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка[13].

Перед тем как начать рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, то:

  • в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

В случае выяснения, что лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было извещено ненадлежащем образом, то принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

При явке на рассмотрение материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого составлен акт, вправе давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы в обоснование своих доводов.

Перед тем как перейти к рассмотрению материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ должен:

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности[14];
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля[15];
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[16];
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[17];
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[18];
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[19].

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки ведётся протокол. Этот документ составляется по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 28 к данному Приказу). В нём проверяющие фиксируют все обстоятельства рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе наличие или отсутствие замечаний к протоколу. Кроме того, к протоколу могут прилагаться, например, фотографические снимки, аудио- и видеозаписи, копии документов, подтверждающих полномочия представителей, другие материалы. Информация о таких приложениях подлежит отражению в протоколе. Это следует из формы данного документа. Печатью налоговых органов протокол не удостоверяется[20].

Специальный бланк подачи возражений

Ранее возражение на акт налоговой проверки составлялось в произвольной форме. Теперь налогоплательщики, которые не согласны с актом налоговой проверки, могут воспользоваться специальным бланком. Его подготовила ФНС России (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»).

Читать еще:  С 01.01.2015 налогом на имущество по кадастровой стоимости облагаются «гибриды» деловых и торговых центров

Ничего необычного в этом бланке нет. Можно обратить внимание налогоплательщиков лишь на следующие особенности. Обстоятельства, которым не соответствуют факты, изложенные в акте проверки, налоговики предлагают указывать со ссылками на подтверждающие документы. Также рекомендуется приводить нормы законов, с которыми не соотносятся выводы контролёров.

Несмотря на то что налоговое законодательство не требует подавать возражения по определённой форме, удобнее воспользоваться бланком, предложенным ФНС России, чем разрабатывать свой собственный бланк.

Отстаивать свои позиции налогоплательщикам помогут решения высших судов

При отстаивании своих прав в споре с налоговиками налогоплательщикам могут помочь принятые в первом квартале 2018 года судебные решения КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения. Обзор таких решений сделала ФНС России. Документ размещён на сайте ведомства. Налоговики учитывают судебную практику в своей работе, поэтому налогоплательщикам стоит обратить внимание на обзор, так как в случае возникновения спорной ситуации в ходе налоговых проверок с налоговиками налогоплательщики в обоснование своей позиции могут воспользоваться судебной практикой, приведённой в обзоре.

Рассмотрим две наиболее интересных из них.

  1. Недопустимо создавать условия для взимания налогов сверх того, что требуется по закону

Налоговое ведомство указало своим подчинённым на то, что налоговое администрирование должно осуществляться с учётом принципа добросовестности, предполагающего учёт законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу № А33-17038/2015 (АО «БАМтоннельстрой» против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю).

В суде была рассмотрена следующая ситуация. В рамках выездной проверки налоговики отменили решение своих же коллег о возврате НДС по недействительной сделке. По мнению проверяющих, проводивших выездную налоговую проверку, возвращать переплату нужно было заявив вычет по НДС. Однако на момент вынесения решения об отмене трёхлетний срок для применения вычета уже истёк. Тем самым контролёры лишили налогоплательщика права на возврат переплаты. ВС РФ признал такое поведение недопустимым.

Представляется, что теперь налоговики при проверках не будут допускать подобных нарушений. Однако, если же налогоплательщики окажутся в подобной ситуации, они вправе сослаться в возражениях на это решение суда.

  1. Низкая цена — не повод для привлечения к ответственности

ФНС России в своём обзоре указала, что отличие применённой налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327 по делу № А04-9989/2016 (индивидуальный предприниматель против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области). Судом была рассмотрена следующая ситуация.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики сочли, что доказали необоснованную налоговую выгоду предпринимателя. В своём решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности проверяющие ссылались на его взаимозависимость с контрагентом и низкие цены в сделках с ним. Однако ВС РФ указал проверяющим, что цены могут отличаться. Только многократная разница может говорить о необоснованной налоговой выгоде, и то лишь в совокупности с другими обстоятельствами. Как видно из судебного акта, взаимозависимость таким обстоятельством не является. Кроме того, отклонение в данном случае не было многократным.

  1. Также в обзоре приведены другие судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
  • налоговый агент, допустивший просрочку в уплате НДФЛ (правильно исчисленного в представленном расчёте), не должен быть лишён права на освобождение от налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П);
  • обязанность по уплате процентов в повышенном размере (исходя из двукратной ставки рефинансирования) на сумму излишне возмещённого НДС не освобождает налогоплательщика от ответственности в виде штрафа за неуплату налога, поскольку указанные проценты являются лишь компенсацией потерь бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 16-О).

Мы желаем вам, чтобы по результатам налоговых проверок решение налогового органа было только об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обжалование решения налогового органа

Налогоплательщик имеет право обжаловать любые решения налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права. Как грамотно оспорить решение налоговой?

Условно разделим все акты, а также действия/бездействия налоговых органов на две большие группы.

К первой группе отнесём:

  1. – решения налоговых органов о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных);
  2. – решения об отказе в возмещении НДС (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10).

Ко второй группе отнесём:

  • – все иные акты налоговых органов (за исключением актов первой группы), принятые в ходе налоговых проверок (камеральных либо выездных). Примерами таких актов могут быть: решение о проведении выездной налоговой проверки или решение о ее приостановлении; требование о представлении документов и т.д.
  • – любые незаконные, по Вашему мнению, действия/бездействие налоговых органов;
  • -решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенные по результатам иных (кроме налоговых проверок) мероприятий налогового контроля. Например, такие правонарушения так: нарушение срока подачи в ИФНС сообщения об открытии обособленного подразделения; об открытии/закрытии счета в банке и т.д. Решения о привлечении к ответственности за указанные правонарушения можно назвать “безпроверочными” решениями, т.е. вынесенными по результатам иных (кроме проверок) мероприятий налогового контроля.

Обратите внимание! С 01.01.2014 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми, любые виды решений/действий налоговых органов перед обращением в суд необходимо обжаловать в досудебном порядке.

Досудебное урегулирование налогового спора по первой группе решений налоговых органов возможно по выбору налогоплательщика: в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе. Порядок обжалования ТАКИХ актов налоговых органов (условно назовем их «Проверочные решения») установлен в ст. ст. 138 – 139.1 НК РФ.

Куда подавать –жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение в вышестоящий налоговый орган.

Срок рассмотрения– 1 месяц с момента подачи жалобы, возможно продление на 1 месяц (до 03.08.13 – продление на 15 дней).

Апелляционная инстанция полномочна: оставить первоначальное решение без изменения, жалобу налогоплательщика без удовлетворения; отменить первоначальное решение полностью или в части; принять новое решение с отменой первоначального решения.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа
по апелляционной жалобе, можно еще раз обжаловать по выбору в ФНС России (и/или)
в суд, в течение трех месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе

Куда подавать– вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, вынесший решение.

Срок рассмотрения– 1 месяц с момента подачи жалобы, возможно продление на 1 месяц (до 03.08.13 – продление на 15 дней).

Полномочия вышестоящего органа при рассмотрении жалобы: оставить первоначальное решение без изменения, жалобу налогоплательщика без удовлетворения;отменить первоначальное решение полностью или в части; принять новое решение с отменой первоначального решения.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по жалобе, можно ЕЩЕ РАЗ обжаловать по выбору – в ФНС России (и/или) в судев течение трех месяцев со дня принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом

Порядок обжалования актов налоговых органов, не связанных с решением по результатам проверок, а также действий/бездействий должностных лиц налоговых органов (условно назовем их «Процедурные решения») установлен в ст. ст. 138 – 139 НК РФ.

Куда подавать– вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, вынесший решение

Срок – 1 год (до 03.08.13 – три месяца) со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав

Срок рассмотрения– 15 дней (до 03.08.13 – 1 месяц) с момента получения жалобы (возможно продление на 15 дней)

Вышестоящий орган вправе:

оставить жалобу налогоплательщика без удовлетворения;

– отменить акт нижестоящего налогового органа;

– признать действия/бездействие налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по жалобе, можно ЕЩЕ РАЗ обжаловать процедурное решение налогового органа по выбору в ФНС России (и/или) в суде, в течение трех месяцев с момента вынесения решения ФНС по жалобе/вышестоящего налогового органа по жалобе.

Если Вы не довольны результатом рассмотрения Вашей жалобы апелляционной инстанцией или вышестоящим налоговым органом, то имеете право обратиться в СУД с заявлением о признании решения налогового органа незаконным полностью/или в части.

Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца от даты, когда лицу стало известно о принятом вышестоящей инстанцией решении.

Обратите внимание! с 03.08.2013 для решений по результатам налоговых проверок датой отсчета трех-месячного срока для судебного обжалования считается также день истечения срока, установленного для принятия вышестоящим органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Срок рассмотрения налогового спора в суде – не более трех месяцев с момента подачи заявления (срок рассмотрения может быть продлен до шести месяцев).

Следует отметить, что если срок на судебное обжалование все же пропущен и не восстановлен судом (не имеется оснований для его восстановления) – налогоплательщик вправе в течение трех лет с момента необоснованного по его мнению взыскания налога, пени, штрафа обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм.

Грамотно подготовленная жалоба в УФНС на решение или действие налогового органа во многих случаях избавляет от судебного налогового спора – профессиональная юридическая помощь в обжаловании решений налоговых органов – залог успешного разрешения спора в пользу налогоплательщика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector