Штрафы, полученные резидентом казахстана, облагаются налогом у него на родине

Об НДФЛ с доходов гражданина РФ — налогового резидента Республики Казахстан, полученных за работу в РК и в РФ

Вопрос: О налогообложении НДФЛ доходов гражданина РФ — налогового резидента Республики Казахстан, полученных за работу в Республике Казахстан и в РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 февраля 2015 г. N 03-04-05/9207

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных за работу в Республике Казахстан, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор), заключенный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, к которому присоединилась Республика Армения.

Статьей 73 Договора предусмотрено, что в случае если одно государство — член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянными местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Таким образом, доходы в связи с работой по найму в Российской Федерации, полученные физическими лицами — налоговыми резидентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются в Российской Федерации по налоговой ставке 13 процентов, применяемой в отношении налоговых резидентов Российской Федерации, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

То есть статья 73 Договора применяется в отношении доходов от работы по найму, которые резиденты одного государства-члена (например, Республики Казахстан) получают за работу по найму в другом государстве-члене (например, в Российской Федерации).

Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства-члена.

В соответствии с положениями главы 23 Кодекса доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, от работы по найму в другом государстве не подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Если же физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющееся налоговым резидентом Республики Казахстан, будет также получать доход от работы по найму в Российской Федерации, налогообложение этого дохода в соответствии с Договором с 1 января 2015 г. будет осуществляться с применением налоговой ставки 13 процентов, но при этом такое физическое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации.

Что касается размера суточных, выплачиваемых работникам коммерческих организаций, то указанные вопросы не относятся к компетенции Минфина России.

НДФЛ с дивидендов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% для всех доходов, получаемых физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ. Исключение составляют доходы, получаемые в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, для которых устанавливается налоговая ставка в размере 15% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Правила и нормы международных договоров применяются в случае, если международным договором РФ, содержащим положения, которые касаются налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Дивиденды, выплачиваемые организацией — резидентом договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом государстве (п. 2 и п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»).

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, резидентом которого является организация, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства. Если получатель является фактическим владельцем дивидендов, то взимаемый налог не будет превышать 10% общей суммы дивидендов.

НДФЛ с нерезидентов РФ в 2019 году

Подоходный налог с нерезидентов РФ: когда применяются другие ставки

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ ставка налога на доходы нерезидентов составляет 30%.

Перечислим все возможные случаи, когда ставка НДФЛ для нерезидентов будет составлять отличную от 30% величину:

  1. Налоговая ставка равна 15%, если любые физические лица, которые не признаны резидентами РФ, получали доходы в виде дивидендов как участники российских компаний (п. 3 ст. 224 НК РФ).
  2. Налоговая ставка равна 13%, если доходы получены от трудовой деятельности в РФ следующими категориями нерезидентов:
  • иностранцами, работающими по патенту (п. 3 ст. 224, ст. 227.1 НК РФ);
  • иностранцами, являющимися высококвалифицированными специалистами (п. 3 ст. 224 НК РФ);

Не все доходы высококвалифицированных иностранцев облагаются по ставке 13%. Подробнее об этом – в материале «По какой ставке НДФЛ облагаются доходы высококвалифицированного иностранного сотрудника?».

  • соотечественниками, ранее работавшими за рубежом и ныне являющимися участниками госпрограммы по их добровольному переселению в Россию, а также членами их семей (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • гражданами зарубежных стран или не имеющими гражданства, если они признаны беженцами или им предоставлено временное убежище в РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • членами экипажей тех судов, которые приписаны к портам РФ и ходят под ее флагами (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • иностранцами, если их страны входят в Евразийский экономический союз (ст. 73 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, который вступил в силу с 1 января 2015 года). Важный нюанс по этой категории лиц — здесь.
Читать еще:  Гражданско-правовой договор с физическим лицом

Отдельно следует указать, что на нерезидентов распространяется тот же принцип, что и на резидентов: доходы, освобожденные от налогообложения для отечественных налогоплательщиков, не нужно облагать НДФЛ. Подробнее об этом — в письме Минфина России от 29.10.2012 № 03-04-05/4-1226.

О том, кто является нерезидентом и как подтверждается резидентство, читайте в статьях:

НДФЛ-2019: иностранцы продают недвижимость

Для налогообложения доходов нерезидентов, полученных от продажи имущества, срок владения им не имел значения до конца 2018 года, и НДФЛ в любом случае взимался. Но с января 2019 года в п. 17.1 ст. 217 НК РФ внесены правки, согласно которым доход, полученный от продажи недвижимости после 01.01.2019, освобождается от налогообложения НДФЛ при соблюдении минимального предельного срока владения.

Напомним минимальный срок владения имуществом:

  • для приобретенного до 2016 года — более 3 лет;
  • для приобретенного начиная с 2016 года (закон РФ «О внесении изменений…» от 29.11.2014 № 382-ФЗ) — более 5 лет, при этом для некоторых ситуаций получения имущества сохраняется 3-летний срок.

Минфин России в письме от 26.12.2018 № БС-3-11/10138 разъясняет тонкости процесса продажи квартиры нерезидентом. Если срок владения продаваемого имущества менее 5 лет, то нерезидент уплачивает налог с суммы дохода по ставке 30%. При этом имущественные вычеты применить он не вправе.

Кроме приведенного письма аналогичное утверждение содержится в письмах Минфина России от 27.05.2019 № 03-04-05/38392, от 14.06.2019 № 03-04-05/43619 и некоторых других.

Г-н Ключник С. И. продал в апреле 2019 года загородный дом, принадлежавший ему на праве собственности менее 5 лет.

Как и все физические лица, получившие самостоятельный доход, в 2020 году он должен до 30.04.2020 подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, а затем до 15.07.2020 заплатить причитающийся налог, рассчитанный по ставке 30%.

Могут ли нерезиденты воспользоваться налоговыми вычетами?

Если физические лица не признаны резидентами РФ, то имущественные налоговые вычеты им не положены. Такой вывод можно сделать, если рассмотреть в комплексе положения подп. 3 и 4 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 220, п. 3 ст. 224 НК РФ.

Более того, им недоступна элементарная операция по уменьшению дохода, полученного от продажи имущества, на величину затрат, произведенных при приобретении данного имущества. То, что нерезидентам нельзя пользоваться подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ и вычитать расходы из доходов, отражено в нескольких письмах Минфина России, например, от 08.04.2013 № 03-04-05/4-347, от 26.03.2013 № 03-04-05/4-285 и от 11.10.2010 № 03-04-06/6-248.

Авторы приводят в пользу такого утверждения следующие аргументы. Снижение величины доходов на сумму произведенных затрат, по их мнению, не что иное, как налоговый вычет. А в абз. 1 данного пункта мы уже нашли решение: вычеты нерезидентам недоступны. Значит, и операция «доходы минус расходы» тоже.

О том, надо ли взимать НДФЛ с доходов иностранных работников — фрилансеров, узнайте из материала «Дистанционный работник — иностранец: как быть с НДФЛ».

Можно ли все-таки снизить доход нерезидентов?

Судебной практики на этот счет не сложилось, поэтому альтернативная точка зрения теоретически существовать может, но нигде не проявилась и свою состоятельность не доказала.

Тем не менее приведем аргументы в пользу такого подхода. Итак, в п. 4 ст. 210 НК РФ указано, что налоговые вычеты, определяемые ст. 218–221 НК РФ, для нерезидентов не применяются. Однако эта норма не говорит, что налоговую базу нельзя уменьшить на сумму расходов, если они связаны с покупкой впоследствии реализованного имущества. То есть прямого запрета на такую операцию в НК РФ нет.

А поскольку она не носит название налогового вычета, то и ссылаться на п. 4 ст. 210 НК РФ как на содержащий запретительную норму некорректно.

Кроме того, есть еще одна говорящая в пользу такого решения позиция. Она содержится в самом определении дохода, установленном в ст. 41 НК РФ. Доход представляет собой экономическую выгоду в натуральной или денежной форме, если такую выгоду можно оценить.

Применительно к данной ситуации НДФЛ должен взиматься лишь с той части дохода, которую можно признать экономически выгодной. А оценить эту выгоду можно лишь путем вычитания из общего дохода расходов по приобретению имущества. Такое право предоставляет подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ. То есть подоходный налог с нерезидентов теоретически можно взимать с чистого дохода, определение которого содержится в постановлении Конституционного суда РФ от 01.03.2012 № 6-П (п. 2), от 13.03.2008 № 5-П (п. 3).

Читать еще:  Усн: переходить или не переходить?

Однако, учитывая отсутствие судебной практики по данному вопросу, перед сдачей налоговой декларации лучше все-таки сделать запрос в налоговый орган с просьбой указать наиболее правильный путь.

Доход нерезидентов, полученный от источников в РФ, облагается НДФЛ по ставке 30%, за исключением дохода в виде дивидендов и трудовых доходов отдельных категорий нерезидентов. При этом нерезиденты не могут уменьшить полученные доходы на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ.

НДФЛ с выплат работникам из ЕАЭС по итогам года: 13% или все же 30%?

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

В настоящей статье речь пойдет о налоге на доходы с физических лиц (НДФЛ), который удерживает и перечисляет в бюджет работодатель в том числе и с выплат в адрес иностранных сотрудников-граждан стран ЕАЭС за выполнение ими трудовых обязанностей.

Прежде всего следует напомнить, что доходы сотрудников, которые признаются налоговыми резидентами РФ, облагаются НДФЛ по ставке в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). А вот большинство доходов нерезидентов РФ облагаются по ставке 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Однако нас интересуют сотрудники-граждане ЕАЭС, поэтому обязательно следует обратить внимание на положения ст. 7 НК РФ, которыми установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор).

Статьей 73 Договора установлено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Другими словами, доход сотрудника-иностранца из стран ЕАЭС, с первого дня работы в российской компании облагается по ставке 13%, независимо от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ.

При этом не требуется какого-либо подтверждения статуса работника со стороны налоговых органов РФ (Письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и от 30.04.2015 № ОА-3-17/1811@).

Однако здесь важно отметить, что наличие статуса налогового резидента РФ принципиально в том случае, когда сотрудник имеет право на налоговые вычеты. С того момента как статус резидента РФ получен, налог начинает исчисляться с учетом налоговых вычетов, а сам налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если налоговый статус работника в течение года изменился, потребуется пересчитать НДФЛ исходя из нового статуса (п. п. 1, 3 ст. 226 НК РФ) с учетом вычетов, при этом налоговая ставка в данном случае остается прежней 13 процентов (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Рассмотрим это на примере.

С января по июнь работнику — гражданину Казахстана (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 35 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 27 300 руб. (35 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть два ребенка, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 2 800 руб. в месяц (1 400 руб.*2).

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

35 000 руб. x 7 мес. — 2 800 руб. x 7 мес. = 245 000 руб. — 19 600 руб. = 225 400 руб.

Итого: налоговая база = 225 400 руб.

2. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

225 400 руб. x 13% = 29 302 руб.

Итого: налог = 29 302 руб.

3. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:

29302 руб. — 27 300 руб. = 2 002 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 2 002 руб.

Читать еще:  Ндс при переходе на усн с осно: учет и восстановление налога

Важен ли факт резидентства работника на конец года для ставки налога?

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2018 № 03-04-05/34859).

Что это означает? Получается, если работник принят, скажем в октябре месяце, он физически не может еще получить статус резидента РФ, пробыв на территории РФ 183 дня, поскольку до конца года успел отработать только три месяца, поэтому по итогам года налог по такому работнику должен быть пересчитан по ставке 30 %?

Похожие разъяснения, кстати, Минфин выдавал и ранее, например, в Письме от 10.06.2016 № 03-04-06/34256.

А можно ли поспорить?

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2015 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Поэтому, учитывая вышеизложенные нормы международного законодательства, НК РФ, а также позицию Конституционного суда Росси, полагаем, что Организация вправе не пересчитывать НДФЛ по ставке 30 процентов относительно выплат иностранных сотрудников, граждан ЕАЭС, которые не получили статус налогового резидента РФ на конец года.

Однако не исключено, что налоговые инспекции на местах, следуя разъяснениям Минфина России, будут настаивать на применении ставки НДФЛ в рассматриваемом случае в размере 30 процентов. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. С учетом позиции Конституционного суда России, полагаем у нее на это есть все шансы.

НДФЛ по ставке 13% взимается с граждан ЕАЭС, работающих в России, независимо от их статуса налогового резидентства

ФНС России разъяснила, что доходы граждан государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) за выполнение трудовых обязанностей в РФ облагаются по ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ, независимо от срока проживания данных лиц в стране. Данное правило действует для граждан республик Беларусь, Казахстан и Армения с 1 января 2015 года, а для граждан Киргизии – с 12 августа 2015 года (письмо ФНС России от 28 ноября 2016 г. № БС-4-11/22588@ «О налогообложении доходов физических лиц»).

Напомним, что международные договоры РФ, содержащие положения, касающиеся налогообложения и сборов, имеют приоритет над нормами российского законодательства (ст. 7 Налогового кодекса).

В то же время, с 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), в котором предусмотрено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физлиц – налоговых резидентов этого первого государства-члена (ст. 73 Договора).

При этом, перерасчет налоговых обязательств граждан государств-членов в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физлиц, не предусмотрен.

Добавим, что налоговые резиденты РФ – это физлица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Причем, период нахождения физлица в РФ не должен прерываться на периоды его выезда за пределы территории страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а с 2014 года – также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Правовой статус физлица (гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства, основания пребывания или проживания на территории РФ) не являются определяющими показателями при определении статуса налогового резидента РФ.

Также отметим, что налоговая ставка по НДФЛ в отношении доходов, получаемых физлицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливается в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector