Ст. 101 нк рф (2017): вопросы и ответы

Ст. 101 нк рф (2017): вопросы и ответы

Вопрос: Правомерно ли принятие обеспечительных мер в порядке п. 10 ст. 101 НК РФ в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа в отношении дебиторской задолженности налогоплательщика?

Ответ: Обеспечительная мера в виде наложения запрета на отчуждение имущества может быть применена в отношении дебиторской задолженности налогоплательщика, но существует судебная практика, в которой выражена противоположная позиция.

Обоснование: Согласно п. 10 ст. 101 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть в том числе запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов.
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Нормами налогового законодательства не предусмотрено каких-либо исключений из состава имущества, в отношении которого могут быть применены обеспечительные меры в виде запрета на его отчуждение и передачу в залог.
Дебиторская задолженность (право требования к третьему лицу по оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) в установленном в абз. 4 — 9 п. 10 ст. 101 НК РФ перечне прямо не поименована. В данной норме говорится о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика. Имущественные права, к которым относится право требования к третьему лицу по оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (дебиторская задолженность), в данном пункте не упоминаются. При этом п. 2 ст. 38 НК РФ исключает имущественные права из понятия «имущество».
Согласно п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Вместе с тем согласно разъяснениям Минфина России определение имущества, данное в п. 2 ст. 38 НК РФ, применяется только с целью определения объекта налогообложения (Письмо от 19.01.2007 N 03-02-07/1-15).
Следовательно, можно сделать вывод, что данная норма не подлежит применению при определении имущества, на которое могут быть наложены обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.
Аналогичный вывод встречается и в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 N Ф06-7184/2016 по делу N А72-7998/2015). Дебиторская задолженность налогоплательщика признается иным имуществом, на которое может быть наложен запрет на отчуждение, прежде чем запрет на отчуждение (передачу в залог) будет наложен на готовую продукцию, сырье и материалы. При этом отмечается, что п. 10 ст. 101 НК РФ не устанавливает в целях принятия обеспечительных мер и соблюдения последовательности применения групп имущества учет соотношения кредиторской и дебиторской задолженности.
В то же время в Постановлении от 29.08.2017 N Ф10-3292/2017 по делу N А68-6675/2016 Арбитражный суд Центрального округа, признавая обоснованными доводы налогового органа о том, что имущественные права не относятся к имуществу, на отчуждение (передачу в залог) которого может налагаться запрет в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ, отметил, что обеспечительные меры в порядке ст. 101 НК РФ могут касаться лишь того имущества налогоплательщика, которое может быть отчуждено исключительно им самим. При этом уменьшение имущества налогоплательщика в виде дебиторской задолженности может произойти без его волеизъявления и, соответственно, без согласия налогового органа — по заявлению контрагента о зачете взаимных требований — при наличии у налогоплательщика встречных однородных требований с контрагентами.
В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А41-38655/13 судьи также признали несостоятельными доводы о том, что дебиторская задолженность должна была быть учтена инспекцией в качестве имущества при принятии обеспечительных мер.
Как указал суд, дебиторская задолженность не является реальным имуществом, которым обладает то или иное лицо на конкретную дату, а представляет собой имущественное право требования к третьим лицам.
В силу п. 2 ст. 38 НК РФ имущественные права исключены из объектов гражданских прав, относимых к имуществу в целях определения объекта налогообложения, то есть не могут использоваться при определении имеющегося у налогоплательщика имущества в целях определения возможности принятия обеспечительных мер.

Подготовлено на основе материала
М.И. Дедусовой
Консалтинговая группа «ТаксАртГрупп»
20.08.2018

Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Ст. 101.3 НК РФ ч. 1 в последней действующей редакции от 1 января 2017 года.

Читать еще:  Фнс пояснила, как заполнить ндс-декларацию при уточнении книги покупок или книги продаж

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

2. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трёх дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

3. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьёй 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Статья 101 нк рф

Комментарий к изменениям Налогового Кодекса, которые вступили с силу с По уже сложившейся многолетней традиции, каждое полугодие а иногда и чаще вносятся очередные изменения в Налоговый кодекс. Обычно это связано с формированием судебной практики или наличием спорных вопросов по налогам, которые необходимо разрешить чаще в пользу налогового органа и усиления нагрузки на налогоплательщика. Важные изменения касаются процедуры ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки. Часто при подаче налогоплательщиком подобных заявлений налоговый орган просто отказывал налогоплательщику в ознакомлении, ссылаясь на то, что все документы в подтверждение нарушения уже были ему предоставлены.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Новые правила проведения налоговых проверок

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ГК РФ, Статья 101, Уменьшение уставного капитала акционерного общества, Гражданский Кодекс Российско

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля когда они нужны , руководитель ИФНС замруководителя может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства п. Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий. ФСС проводит выездные проверки работодателей, чтобы проконтролировать, соблюдают ли они законодательства об обязательном социальном страховании ст.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда ст. Максимальный срок камеральной проверки — 3 месяца! Помимо камеральных проверок Пенсионный фонд проводит и выездные проверки работодателей ст.

Совместная налоговая проверка — это такая выездная проверка, к проведению которой помимо сотрудников ИФНС привлекаются полицейские. Выездная налоговая проверка может как изначально быть совместной, так и стать совместной в ходе ее проведения. Повторная выездная проверка — это проверка, которая проводится в уже проверенной организации, когда заново проверяются те же налоги за тот же период независимо от того, когда проводилась предыдущая выездная проверка.

Эксперт Отправить заявку. Как ФСС проводит выездные проверки ФСС проводит выездные проверки работодателей, чтобы проконтролировать, соблюдают ли они законодательства об обязательном социальном страховании ст.

Как Пенсионный фонд проводит камеральные проверки Камеральные проверки проводятся по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда ст. Как Пенсионный фонд проводит выездные проверки Помимо камеральных проверок Пенсионный фонд проводит и выездные проверки работодателей ст. Повторная налоговая проверка Повторная выездная проверка — это проверка, которая проводится в уже проверенной организации, когда заново проверяются те же налоги за тот же период независимо от того, когда проводилась предыдущая выездная проверка.

Все статьи. Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте. Отправить заявку. Напишите нам. Название организации:. Электронная почта:.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом его представителем письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель заместитель руководителя налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.

Мероприятия налогового контроля

Вопрос: В соответствии с п. В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. Поэтому, принимая во внимание положения п. Вправе ли налоговый орган осуществлять мероприятия налогового контроля направлять запросы в кредитные учреждения, проводить встречные проверки, составлять протоколы допросов свидетелей и т. Отвечают ли доказательства, добытые налоговым органом за пределами сроков на проведение мероприятий налогового контроля, принципу допустимости?

Читать еще:  Налоговые последствия увольнительных выплат

Решение по результатам налоговой проверки

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом его представителем письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем заместителем руководителя налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом его представителем письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем заместителем руководителя налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6. Руководитель заместитель руководителя налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дорогие налоговики, не смешите бизнесменов и изучите НК РФ

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах п. Мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов ст. Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в соответствии с п. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту налоговой проверки, которое вместе с материалами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка его представителю , под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом его представителем. Если налоговая проверка проведена в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту проверки должно быть вручено ответственному участнику этой группы в течение десяти рабочих дней с даты этого дополнения к акту. Если же дополнительные мероприятия проводились в отношении иностранной организации, не ведущей деятельность на территории РФ через обособленное подразделение за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.

ПИСЬМО Минфина РФ от 26.05.2017 № 03-02-08/32453

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля когда они нужны , руководитель ИФНС замруководителя может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства п. Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий. ФСС проводит выездные проверки работодателей, чтобы проконтролировать, соблюдают ли они законодательства об обязательном социальном страховании ст.

В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными: — В акте налоговой проверки п. В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части п. Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки п. При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы. В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными: — в акте налоговой проверки п. Возражения направляются в адрес налогового органа, составившего акт. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель заместитель руководителя налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт. В случае явки лица руководитель заместитель руководителя налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки или материалы дела и возражения лица в случае их наличия. В случае неявки лица руководитель заместитель руководителя налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. При надлежащем извещении: — в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки; — в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица. При ненадлежащем извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

Читать еще:  Можно ли работать без кассового аппарата?

Статья 101 НК РФ. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Остановимся на данных судебных актах, проанализировав основные выводы, следующие из них. Налоговый орган уведомлением пригласил индивидуального предпринимателя участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, назначенном на 1 марта года с При этом согласно почтовому штемпелю на конверте и реестру почтовых отправлений уведомление было направлено индивидуальному предпринимателю 7 марта года и получено им 9 марта года. Таким образом, индивидуальный предприниматель был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить свои объяснения. Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа, принятого в его отсутствие, недействительным. Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, в удовлетворении заявленного требования индивидуальному предпринимателю было отказано. Президиум ВАС РФ решение арбитражного суда первой инстанции и постановление федерального арбитражного суда отменил, решение налогового органа признал незаконным. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ст. 101 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Скачать ст. Разберем ключевые нюансы соответствующих положений кодекса, а также тех, что корреспондируют с ними, и сведения из иных источников права, имеющие отношение к отмеченной сфере действий ФНС. В чем сущность положений статьи НК РФ? Какие правонарушения рассматриваются в порядке ст. В каких случаях ФНС вправе не удовлетворять жалобу налогоплательщика? Может ли налогоплательщик отказаться от участия в рассмотрении документов?

Нарушение налоговым органом сроков, установленных ст. 101.4 НК РФ

Краткое содержание:

Итак, предположим, что вам не повезло, и налоговая инспекция обнаружила в ваших действиях (бездействии) признаки какого-то нарушения и составила в отношении вас акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ).

Название длинное и угрожающее, но прежде, чем пугаться, стоит приглядеться повнимательнее.

Для начала несколько фраз о процессуальном порядке (это сама по себе тема для целого научного исследования). НК РФ предусматривает всего два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:

ст. 101 НК РФ – для нарушений, выявленных в ходе камеральных и выездных проверок;

ст. 101.4 НК РФ – для всех остальных нарушений.

Как показывает практика, у каждой налоговой инспекции вал производств в порядке ст. 101.4 НК РФ (равно как и вал в порядке ст. 101 НК РФ), что означает повсеместное нарушение инспекцией всех мыслимых и немыслимых сроков, которыми НК РФ изобилует.

Типовые сроки

Нормативно в ст. 101.4 НК РФ установлены следующие сроки:

10 дней – для составления акта об обнаружении нарушения;

5 дней – на его отправку налогоплательщику;

1 месяц – для возражений налогоплательщика;

10 дней – для вынесения решения.

Сразу убью всю интригу и скажу, что за нарушение трех из них инспекции ничего не будет. То есть нарушение этих сроков не влечет вывода о незаконности принятых решений. И судебная практика единодушна.

Исключение из правил

Единственный срок, нарушение которого влечет недействительность принятого решения по причине грубого процессуального недочета, – нарушение месячного срока на представление налогоплательщиком объяснений.

А обоснование следующее:

1) сроки, предусмотренные п. 4, п. 6 ст. 104.1 НК РФ, не являются пресекательными в отношении совершения тех действий, для которых они установлены (вручения/направления акта, вынесения решения), а являются основным моментом при определении срока давности взыскания санкций, установленных ст. 115 НК РФ, и не препятствуют совершению этих действий по истечении указанного срока;

2) нарушение указанных сроков не является существенным нарушением процедуры привлечения к налоговой ответственности, предусмотренным абз. 2, 3 п. 12 ст. 101.4 НК РФ, которое может послужить безусловным основанием для отмены решения, так как:

a) нарушение указанных сроков не препятствовало обеспечению возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя;

б) нарушение указанных сроков не препятствовало обеспечению возможности заявителя представить объяснения.

в) нарушение указанных сроков никак не могло привести к принятию неправильного решения, а значит существенным не является;

3) абзац второй п. 31 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» гласит, что «доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предьявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ».

Таким образом, Инспекцией обеспечена возможность представлять объяснения и участвовать в процессе рассмотрения материалов, нарушение налоговым органом сроков, закрепленных положениями ст. 101.4 НК РФ, не оказало существенного влияния на обеспечение соответствующих прав налогоплательщика в ходе рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля.

Этот материал – еще один кирпич в стену постулата о катастрофической пробельности российского налогового права.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector