В 2015 году придется сообщать в инспекцию об участии в российских и иностранных организациях

Владеешь иностранной компанией — сообщи в ФНС

С 1 января 2015 г. вступил в силу Закон, направленный на деофшоризацию российской экономик и Закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (далее — Закон № 376-ФЗ) . Он обязывает налогоплательщиков подавать в ИФНС новые виды уведомлений об участии в иностранных компаниях. Кроме того, организации и граждане, которые признаются контролирующими лицами иностранных компаний, должны будут платить налоги с доходов таких компаний в России. Собеседник помог разобраться в нововведениях.

Сергей Александрович, в связи с принятием Закона № 376-ФЗ о каких конкретно ситуациях российским налогоплательщикам нужно информировать ИФНС?

С.А. Тараканов: У российских налогоплательщиков появилась обязанность подавать уведомления в связи с участием в иностранных компаниях и иностранных структурах без образования юридического лица подп. 1— 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ . Для выполнения этих обязанностей предусматривается два вида уведомлени й ст. 25.14 НК РФ .

Уведомление первого вида подают налогоплательщики, участвующие в иностранных компаниях или иностранных структурах без образования юридического лица. В месячный срок с начала (прекращения, изменения) участия в иностранной компании или структуре надо проинформировать налоговый орган об этих фактах.

Уведомление второго вида должны подавать налогоплательщики, контролирующие иностранные компании или структуры либо имеющие право на доход, полученный такими структурами. Это уведомление подается по итогам календарного года.

Остальные уведомления, введенные Законом № 376-ФЗ, касаются обязанностей иностранных юридических лиц и структур. Теперь они могут быть признаны налоговыми резидентами РФ по основаниям, не связанным с их созданием в соответствии с законодательством РФ. Также появились новые обязанности у иностранных компаний и структур, владеющих в России имуществом, облагаемым налогом на имущество организаций.

Какова цель введения новых обязанностей? Что конкретно входит в понятие контроля над иностранной структурой без образования юридического лица, помимо ее учреждения и участия?

С.А. Тараканов: По большому счету все изменения, внесенные в НК РФ Законом № 376-ФЗ, направлены на пресечение использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованных преференций и налоговой выгоды.

Раньше механизм оценки экономической выгоды от использования низконалоговых юрисдикций почти полностью отсутствовал в НК, если не считать правила «тонкой капитализации» по ст. 269.

Новая гл. 3.4 НК РФ введена Законом № 376-ФЗ предусматривает создание механизма оценки и налогообложения в России прибыли контролируемых российскими налогоплательщиками иностранных компаний и структур. Понятие контроля над иностранной структурой без образования юридического лица, согласно НК РФ, достаточно формальное и, помимо ее учреждения и участия, других вариантов не подразумевает.

Если иностранную компанию контролирует физическое лицо, прибыль этой компании включается в его налоговую базу по НДФЛ. Если иностранную компанию контролирует организация, прибыль контролируемой компании включается в ее базу по налогу на прибыль.

Составная часть этого механизма — подсистема информирования налогоплательщиками налоговых органов о фактах, имеющих значение для такого налогообложения.

Организации и граждане, доля участия которых в иностранных компаниях превышает 10%, обязаны сообщать об этом в ИФНС подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ . При определении размера участия физического лица учитывается не только единоличное, но и семейное участие — вместе с супругом и несовершеннолетними детьм и п. 4 ст. 25.13 НК РФ . Предположим, что гражданину принадлежит 10% акций иностранной компании, а его супруге — 5%. Семейное участие превышает 10%-й барьер. Сколько уведомлений нужно направить в ИФНС — одно на всю семью или два отдельно от мужа и от жены?

С.А. Тараканов: Следуя буквальному прочтению новой нормы, подавать уведомления должны оба супруга. Совместное участие не предусматривает ни подачу «семейного» или «группового» уведомления, ни освобождение одного из супругов от необходимости представления уведомления.

Сообщать в ИФНС нужно не только о прямом, но и о косвенном участии в иностранной компании. Как обычный гражданин, которому принадлежат акции российской организации, может получить такую информацию? Как акционер, он вправе узнать о том, где участвует его организация. Но вытянуть всю цепочку он вряд ли сможет.

С.А. Тараканов: У тех, кто полностью контролирует иностранные компании и структуры, сложностей не возникнет. А вот у некоторых налогоплательщиков, косвенно участвующих в иностранных компаниях, действительно, могут быть проблемы с получением информации о таком косвенном участии.

Конечно, этот вопрос необходимо было всесторонне проработать до издания новых норм. Тем более что со сложностями получения подобной информации могут столкнуться не только налогоплательщики, но и налоговые органы. Но невозможно создать с нуля идеальный правовой механизм.

Думаю, что здесь все-таки имеются в виду случаи, когда налогоплательщику объективно известна информация о своем косвенном участии в иностранной компании. Или когда он может получить эту информацию из отчетности иностранной компании, к которой имеет доступ на законных основаниях.

А проводить собственные налоговые расследования налогоплательщики не обязаны. НК не наделяет их для этого какими-то полномочиями и инструментами.

Уведомление о контролируемой иностранной компании (далее — КИК) нужно подавать в ИФНС не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица п. 3 ст. 25.14 НК РФ . Такой учет необходим только в случаях, когда величина прибыли КИК достигает установленного порога, к примеру за 2015 г. она должна составлять не менее 50 млн руб. пп. 2, 3, 7 ст. 25.15 НК РФ; п. 2 ст. 3 Закона № 376-ФЗ Значит, если прибыль КИК меньше такого порога и не подлежит учету, то и уведомление о КИК подавать не нужно?

С.А. Тараканов: Статья 25.14 НК определяет не только сроки представления уведомления о КИК, но и информацию, которая содержится в таком уведомлении. В частности, уведомление о КИК может содержать описание оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложени я подп. 9 п. 6 ст. 25.14 НК РФ .

Это определенно указывает на то, что подача уведомления о КИК не зависит от факта превышения порога прибыли иностранной компании, при достижении которого эта прибыль подлежит учету у контролирующего лица. Указанный порог установлен только в целях учета такой прибыли у контролирующего лица. Так что налогоплательщик все равно должен представить уведомление о КИК и описать в нем основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения в соответствии с НК РФ.

Хочу обратить ваше внимание на то, что 50-мил ­лионный порог рассчитывается в целом по одной иностранной компании, до определения доли из этой прибыли, приходящейся на одного акционера. Таким образом, исключаются ситуации, когда одни контролирующие лица компании обязаны уплатить налог, а другие контролирующие лица этой же компании уплатить налог не обязаны.

Если в 2016 г. организация подаст уведомление о КИК с указанием оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения, а в 2017 г. у нее таких оснований не будет, нужно ли будет что-то сообщать в налоговую?

С.А. Тараканов: Уведомление об участии в иностранных организациях, если причины для его представления не изменились, повторно подавать не нужн о п. 3 ст. 25.14 НК РФ . Но эта норма касается только уведомления об участии в иностранных организациях, она не касается уведомления о КИК.

Уведомление о КИК может содержать причины, по которым прибыль КИК освобождается от налогообложения. Так что в ситуации, о которой вы говорите, уведомление о КИК необходимо представить.

А в обратной ситуации, если в 2016 г. организация подаст уведомление о КИК и учтет прибыль для целей налогообложения, а в 2017 г. сумма прибыли будет меньше предельного значения и компания будет освобождена от налогообложения, надо ли будет подавать уведомление снова?

С.А. Тараканов: Да, и в этой ситуации организация, хотя и освобождается от налогообложения, должна снова подать уведомление.

На какую величину прибыли КИК должен ориентироваться российский налогоплательщик для решения вопроса о том, должен ли он учитывать ее при налогообложении и подавать уведомление в ИФНС?

Прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компание й п. 1 ст. 25.15 НК РФ . При этом в самом порядке расчета суммы прибыли КИК о вычете выплаченных дивидендов ничего не сказан о ст. 309.1 НК РФ .

С.А. Тараканов: Для избежания двойного налогообложения дивиденды исключаются из подлежащей налогообложению прибыли КИК п. 1 ст. 25.15, ст. 309.1 НК РФ; п. 2 ст. 3 Закона № 376-ФЗ . При этом 50-мил ­лионный порог рассчитывается по прибыли уже за вычетом дивидендов.

По общему правилу российские налогоплательщики должны учитывать прибыль КИК у себя в учете на дату принятия решения о распределении прибыл и п. 3 ст. 25.15 НК РФ . Эта норма действует с 1 января 2015 г. Предположим, решение КИК о распределении прибыли принято в апреле 2015 г. Означает ли это, что, к примеру, индивидуальный предприниматель должен в 5-днев ­ный срок по истечении месяца со дня принятия такого решения подать в ИФНС декларацию о предполагаемом доход е п. 7 ст. 227 НК РФ ?

С.А. Тараканов: Финансовый год у иностранных организаций, по итогам которого определяется прибыль, может не совпадать с налоговыми периодами по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Но дата признания доходов КИК в учете установлена единообразно для всех российских налогоплательщиков. Такой доход надо признавать на дату принятия решения о распределении прибыли. Либо, если решение о распределении прибыли за закончившийся финансовый год (определяемый по личному правилу конкретной компании) не было принято по 31 декабря, — на конец финансового года п. 3 ст. 25.15 НК РФ .

Полученный от КИК доход надо отражать в налоговых декларациях за соответствующий налоговый период. Думаю, что применение п. 7 ст. 227 НК РФ здесь вполне возможно и предприниматель действительно должен в 5-днев ­ный срок подать в налоговый орган декларацию о предполагаемом доходе. Ведь экономическая выгода, полученная от КИК, учитывается при его налогообложении.

За непредставление уведомления об участии в иностранной организации (просрочку, неверные сведения) грозит штраф в размере 50 тыс. руб. п. 2 ст. 129.6 НК РФ А в отношении непредставления уведомления об участии в иностранной структуре без образования юридического лица (фонд, партнерство, траст) штрафа прямо не установлено. Значит, если налогоплательщик не подаст уведомление об участии в иностранной структуре без образования юридического лица, его не оштрафуют?

Всем нужна страховка. Вот и в налоговой сфере так: лучше подстраховаться и подать уведомление, чтобы не попасть на штраф

С.А. Тараканов: Оштрафуют. Налогоплательщик обязан представлять в ФНС два вида уведомлений (их наименования прописаны в НК) — об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компания х подп. 1— 3 п. 3.1 ст. 23, ст. 25.14 НК РФ . Определен состав сведений, которые указываются в этих уведомлениях: сведения об иностранных структурах без образования юридического лица, в том числе контролируемых налогоплательщико м пп. 5, 6 ст. 25.14 НК РФ .

Читать еще:  Лимит доходов для упрощенки поднимут, а для псн нет

Нормативные наименования этих документов фигурируют в формулировках составов правонарушений: ответственность наступает за непредставление именно этих документов или за их представление с недостоверными сведениям и пп. 1, 2 ст. 129.6 НК РФ . Поэтому следует признать, что санкции за непредставление уведомления об участии в иностранной структуре без образования юридического лица все-таки установлены.

1 апреля Совет Федерации одобрил Закон о переносе срока подачи уведомления о более чем 10%-м участии (прямом и (или) косвенном) в иностранной организации. По нему организации и граждане, имеющие долю участия в таких структурах по состоянию на 15 мая 2015 г., должны подать уведомление не позднее 15 июня (прежний срок — 1 апреля). Новых форм таких уведомлений пока нет. А если к 15 июня их так и не утвердят?

С.А. Тараканов: Думаю, что к 15 июня формы уведомлений уже будут утверждены. Но в любом случае до утверждения специальных форм представить сведения с практической точки зрения невозможно. Ведь не определен будет, в частности, состав этих сведений. Так что до тех пор, пока новые формы не будут утверждены, будет отсутствовать и ответственность за их непредставление по ст. 129.6 НК РФ.

Также отмечу, что по новому Закону, если к 15 июня 2015 г. участие в иностранной структуре уже будет прекращено или сама структура будет ликвидирована, уведомление об участии в ней не нужно будет подавать.

1 апреля 2015 года ФНС ожидает уведомления об участии в иностранной организации от физлиц

Большинство лиц сдаваться налоговой не обязаны по закону!

С 1 января 2015 года в силу вступил Федеральный закон № 376-ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс, известный как закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» или первый антиофшорный.

Для того, чтобы этот закон реально заработал, государству в лице налоговой требуется информация о владении российскими налогоплательщиками акциями или долями в иностранных организациях, которую государству легче, конечно, получить от своих граждан или местных организаций (по понятным причинам), ведь, от иностранных партнеров получить информацию пока достаточно непросто, а с учетом санкций может стать и практически невозможно.

Именно поэтому в части 3.1 статьи 23 Налогового кодекса и появился пункт 1, согласно которому налогоплательщики – физические лица обязаны до 1 апреля 2015 года уведомлять налоговый орган соответственно по месту жительства физического лица о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). Для этого доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2. Важно заметить, что обязанность уведомления об участии в иностранных организациях для российских организаций и индивидуальных предпринимателей уже существовала ранее (см. Форму С-09-2, утвержденную приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ в редакции от 28.10.2014).

Таким образом, к 1 апреля 2015 года в налоговую обязаны подать уведомления российские налоговые резиденты – физические лица, которые:

— участвуют непосредственно в иностранной организации в качестве акционеров или участников,

— участвуют косвенно в иностранной организации через другую организацию,

— участвуют косвенно в иностранной организации через иностранную структуру без образования юридического лица (к таким, безусловно, относятся партнерства или товарищества), для чего появилась часть 3.3 в статье 105.2.

В большинстве случаев иностранные компании и компании из списка офшоров Минфина, как правило, оформлены на номинальных акционеров, которые действуют по непубличному абсолютно конфиденциальному номинальному трасту (bare trust), который является, скорее, больше понятийным, и аналог которого является основной неразрешимой проблемой в существовании такого российского явления, как компании-однодневки. Преодолеть его во внесудебном порядке в большинстве государств для получения иностранной налоговой службой информации о реальных бенефициарах составляет довольно непростую задачу (если только расследование не ведется по делам о противодействии терроризму, отмыванию денежных средств и аналогичных по степени общественного вреда преступлениях), не говоря о практической невозможности о раскрытии такой информации на массовой основе. Об эффективности автоматического обмена информацией до 2018 – 2019 года с учетом сложившейся геополитической ситуации пока действительно рано.

Ряд консультантов (в основном экономисты и представители бухгалтерско-аудиторских компаний, которые имеют слабое или поверхностное представление об институте траста по общему праву преимущественно используемом в офшорном структурировании бизнеса) полагает, что положения части 3.3 статьи 105.2 Налогового кодекса смогли помочь распространить обязанность по уведомлению об участии в иностранных организациях (пункт 1 части 3.1 статьи 23 НК РФ) на учредителей или бенефициаров трастов. Собственно, почему такие консультанты настоятельно и рекомендуют своим клиентам добровольно сдаться налоговой, не смотря на то, что законом такой обязанности для них не установлено.

Дело в том, что в действительности институт траста по общему праву не предусматривает такой формы правовых отношений для учредителя как участие, поскольку при учреждении траста, учредитель становится бывшим собственником имущества или активов, передаваемых в траст, утрачивая полностью право собственности на такие имущество или активы, и, следовательно, контроль (известно, что об этой проблеме для российских правоприменителей были проинформированы и основные авторы законопроекта). А бенефициар, как правило, не имеет возможности влиять на решения и действия доверительного собственника – трасти (trustee), который для всех третьих лиц является практически полноценным собственником, за исключением ограниченных полномочий по распоряжению доходов от управления имуществом или активами траста.

Единственной возможностью, когда бенефициара траста власти могут попытаться привлечь к ответственности за неуведомление об участии (штраф составляет 50 тысяч рублей) является момент, в случае если он примет решение подать уведомление о контроле в соответствии с пунктом 2 части 3.1 статьи 23 НК РФ.

И здесь нужно заметить, что законную обязанность по раскрытию контроля перед налоговой уже в 2016 году в соответствии с пунктом 2 части 3.1 статьи 23 НК РФ рассмотренный выше аргумент (о фактическом отсутствии участия лица в трасте) автоматически не снимает с физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, в случае самостоятельного обнаружения и установления налоговым органом такого факта, и последующего привлечения к налоговой ответственности в форме штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Вместе с этим, положения названного пункта прямо выделяют условия, при отсутствии которых такая обязанность признается отсутствующей для российских налогоплательщиков в отношении трастов:

— когда российский налогоплательщик не учреждал траст,

— когда он не контролирует траст (что должно исключать возможность для российского налогового резидента занимать должность доверительного управляющего, его исполнительного органа или назначенного протектора),

— когда российский налогоплательщик не обладает фактическим правом на доход от траста.

Необлагаемый размер доходов контролируемых иностранных компаний (установленных налоговой службой либо на основании заявлений контролирующих лиц, либо на основании информации из иностранных источников, полученных самостоятельно налоговой службой) составит:

— за 2015 год — 50 миллионов рублей,

— за 2016 год — 30 миллионов рублей,

— за 2017 год и далее — 10 миллионов рублей.

Почему так важна вышеизложенная позиция?

Для большинства российских заинтересованных лиц скорое принятие закона о деофшоризации и его подписание президентом стало большим сюрпризом. В результате чего многие состоятельные граждане, по мнению их не совсем ориентировавшихся в тонких деталях правил российской деофшоризации консультантов, к 1 апреля 2015 года стали лишены самой главной и самой простой возможности законно уйти от деофшоризации, стать налоговым нерезидентом России, что, однако, не совсем так.

Как отсрочить деофшоризацию по закону?

Передать акции иностранной компании в траст, или продать их номиналу (под трастов) до 1 апреля 2015 года. Тогда в соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 23 и части 3.3 статьи 105.2 НК РФ на вас не будет распространяться обязанность по уведомлению об участии в срок до 1 апреля 2015 года (срок прямо предусмотрен в статье 4 Федеральный закон № 376-ФЗ).

Теперь у вас есть время до марта 2016 года, чтобы принять решение либо выйти из-под деофшоризации как российскому налоговому нерезиденту, либо подумать лично и без давления со стороны российских заинтересованных лиц об иных перспективах согласно глобальной ситуации и реальным обстоятельствам. Искренне желаем удачи! Не поддавайтесь дезинформированию!

Успеют ли плательщики уведомить налоговые органы об участии в иностранных компаниях

Налоговые резиденты России обязаны уведомить инспекцию об участии в зарубежных компаниях (об учреждении иностранных структур без образования юрлица), о контролируемых иностранных организациях.

ФНС России подготовила проект приказа об утверждении формы и формата уведомления, порядка составления и направления. Документ уже прошел ряд процедур. Срок публичного обсуждения истек 28 марта 2015 г., независимой антикоррупционной экспертизы — 17 апреля. Акт направят на госрегистрацию. Она должна быть проведена в течение 15 рабочих дней. Этот период может быть продлен до 30 дней.

Подать уведомления нужно не позднее 15 июня 2015 г.

С учетом упомянутых сроков подготовки и принятия приказа будет обеспечена возможность своевременно исполнить данную обязанность.

Письмо

Федеральной налоговой службы

от 14 апреля 2015 г. № ЕД-17-13/40

Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше письмо от 13.03.2015 № ВН-КСМ-13/3-1/29293 и по вопросам, входящим в компетенцию, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ) (далее — Кодекс) налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.14 Кодекса, формы и форматы уведомлений об участии в иностранных организациях и контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления указанных уведомлений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (далее — Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009), а также Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 (далее — Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318), установлены обязательные этапы и процедуры подготовки и принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с указанной процедурой, разработанный ФНС России проект Приказа «Об утверждении формы и формата уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)» (далее — проект Приказа) в настоящее время проходит оценку регулирующего воздействия.

Читать еще:  Формы, виды и основные методы финансового контроля

В соответствии с пунктом 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318, срок проведения публичного обсуждения устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта, но не может составлять менее 30 календарных дней — для проектов актов, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия.

В соответствии с указанным пунктом проект Приказа был размещен 27.02.2015 для публичного обсуждения, с учетом средней степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта, на срок не менее 30 календарных дней. Срок проведения публичного обсуждения истек 28.03.2015.

Проект приказа, а также сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия размещены на официальном сайте http://regulation.gov.ru/project/22762.html.

Согласно пункту 25 и 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318, письмом ФНС России от 08.04.2015 № СА-4-14/5839@ в Министерство экономического развития Российской Федерации направлен проект Приказа и сводный отчет для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия. Заключение для проектов актов, содержащих положения, имеющие высокую и среднюю степень регулирующего воздействия, подготавливается в течение15 календарных дней со дня поступления проекта акта в Министерство экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1, 6 правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, в настоящее время проект Приказа проходит независимую антикоррупционную экспертизу (далее — Экспертиза) на сайте regulation.gov.ru. Срок проведения Экспертизы истекает 17.04.2015.

По завершении вышеуказанных этапов ФНС России направит проект Приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта. При этом указанный срок может быть продлен до 30 дней.

По завершению указанной процедуры, Федеральная налоговая служба доведет Приказ до сведения территориальных налоговых органов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» положения Кодекса, предусматривающие обязанность налогоплательщика по подаче уведомлений об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур), подлежат исполнению не позднее 15 июня 2015 года.

Таким образом, с учетом вышеуказанных сроков подготовки и принятия Приказа федеральными органами исполнительной власти налогоплательщикам будет обеспечена возможность исполнения обязанности по подаче уведомлений об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в установленный срок.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров

Участие в иностранных организациях

действительный государственный советник РФ 3 класса

С 2015 года Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ введена обязанность налогоплательщиков, в том числе физических лиц, уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях и об учреждении иностранных структур без образования юридического лица. Причем уже Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ были изменены сроки исполнения данной обязанности в отношении ранее возникшего участия в иностранных организациях (ранее учрежденных структур). Порядку уведомления об участии в иностранных лицах посвящено это интервью.

— Кто должен сообщать об участии в иностранных организациях? Есть ли у физических лиц такая обязанность?
Пунктом 3.1 статьи 23 и статьей 25.14 НК РФ на всех налогоплательщиков – налоговых резидентов РФ возложена обязанность по направлению в налоговые органы уведомлений об участии в иностранных организациях.

К налогоплательщикам – налоговым резидентам РФ согласно статьям 207, 246.2 НК РФ относятся:

  • физические лица, на момент начала участия в иностранной организации фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
  • все российские организации;
  • иностранные организации, местом фактического управления которых является РФ (исключения могут быть установлены международным договором);
  • иностранные организации с постоянным местонахождением в государствах, с которыми у РФ имеются действующие международные договоры по вопросам налогообложения, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленные подразделения и самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации.

Таким образом, физические лица – налоговые резиденты РФ, независимо от того являются они или нет индивидуальными предпринимателями, должны направлять соответствующие уведомления.

О каком участии в иностранных организациях нужно сообщать в налоговый орган, если такое участие возникло до принятия поправок в НК РФ и продолжается в настоящее время?
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ уведомление о ранее возникшем участии в иностранных организациях представляется по состоянию на 15 мая 2015 года. Крайний срок представления уведомления о таком участи и – 15 июня 2015 года.

При этом основанием для представления уведомления признается превышение доли участия 10% (подпункт 1 пункта 3.1 статьи 23 НК РФ).
С учетом системного толкования представлению подлежит уведомление об участии в иностранных организациях, если по состоянию на 15 мая 2015 года доля такого участия составляет более 10%.
Итак, до 16 июня 2015 года лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ по состоянию на 15 мая 2015 года, должны представить уведомление о существующем по состоянию на 15 мая 2015 года участии в иностранных организациях (если доля такого участия больше 10%).

— Есть ли обязанность уведомлять об иностранных структурах без образования юридического лица, которые были учреждены до 2015 года?
Уведомлению об участии в иностранных организациях посвящена статья 25.14 НК РФ. Само по себе уведомление об участии в иностранных организациях является наименованием документа. В этом документе также отражается информация об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (пункт 5 статьи 25.14 НК РФ).
Таким образом, до 16 июня 2015 года должна быть исполнена обязанность по уведомлению налоговых органов:

— об учрежденных иностранных структурах без образования юридического лица, существующих по состоянию на 15 мая 2015 года;
— о контроле над такими структурами или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами (фондом, партнерством, товариществом, трастом, иной формой коллективных инвестиций или доверительного управления), существующем по состоянию на 15 мая 2015 года.

Требуется ли представление в налоговый орган уведомления, если участие в иностранных организациях прекращено?
Уведомление о ранее возникшем участии в иностранной организации не представляется, если обязанность направить такое уведомление в налоговые органы возникла после того, как участие в иностранной организации прекратилось (соответствующие акции, доли в уставном капитале проданы).
Следовательно, уведомление не представляется, если по 14 июня 2015 года включительно участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 № 85-ФЗ)).

— Нужно ли сообщать в налоговый орган об участии в иностранных организациях, если такое участие возникло в декабре 2015 года и размер доли участия 5%?
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 23 НК РФ (в редакции, действовавшей до 2015 года) налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны были сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех случаях участия в иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
Пунктом 3.1. статьи 23 НК РФ введена новая обязанность – направлять уведомления в случае, если доля участия в иностранной организации превышает 10%.
Таким образом, если участие в иностранной организации возникло в декабре 2014 года и размер доли участия меньше 10%, сообщать или уведомлять налоговый орган о таком участии не нужно.

— Следует ли уведомлять налоговый орган об участии в иностранных организациях, которое возникло до 2015 года, если доля такого участия не изменялась?
С 2015 года обязанность по направлению сообщений об участии в иностранной организации отменена.
Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ была утверждена форма № С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях», в которой предусмотрены поля для указания о начале участия, внесении изменений о доле участия.
НК РФ предусмотрен новый документ – уведомление об участии в иностранных организациях и введена специальная ответственность за непредставление такого уведомления.
На основании пункта 2 статьи 129.6 НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Таким образом, уведомление об участии в иностранных организациях (с долей участия более 10%) подлежит направлению в налоговые органы, в том числе, если до 2015 года организацией было направлено в налоговый орган сообщение об участии в иностранной организации и доля участия в иностранной организации за все время владения не изменялась.

— Как определять дату возникновения основания для уведомления об участии в иностранной организации, возникшем до 16 мая 2015 года?
В части 4 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 № 85-ФЗ) 15 мая 2015 года указана как дата, с которой отсчитывается месячный срок направления уведомления. Именно эту дату и можно принять за дату возникновения основания для представления уведомления (дату возникновения участия).

— Какие сроки направления уведомлений о начале нового участия в иностранных организациях?
На основании пункта 3 статьи 25.14 НК РФ уведомление об участии в иностранной организации представляется в срок не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации, являющегося основанием для представления уведомления.
При этом в случае прекращения участия в иностранной организации налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия.
Срок направления уведомлений об участии в иностранных компаниях, которое возникает с 16 мая, составляет один месяц. Причем, положения о месячном сроке направления уведомлений вводятся в действие с 15 июня 2015 года (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 № 85-ФЗ).
То есть, о приобретении 10% (и более) доли в иностранной компании 16 мая 2015 года нужно сообщить не позднее 16 июня.

— В какой срок необходимо уведомлять об учреждении иностранных структур без образования юридического лица?
Налоговые резиденты РФ обязаны уведомить налоговый орган об учреждении иностранных структур без образования юридического лица.
Вместе с тем, понятия «иностранная организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» НК РФ различаются (статья 11 НК РФ).
В необходимых, по мнению законодателя, случаях понятия «иностранная организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» используются, по сути, в одинаковом значении (в основном для обозначения возможности признания иностранной организации и иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией – например, пункты 2, 3, 6, 8, 9 статьи 25.13 НК РФ).
В иных случаях понятия «иностранная организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» используются раздельно (например, пункт 1 статьи 25.15 НК РФ), либо используется только понятие «иностранная организация» (например, пункт 3 статьи 25.14 НК РФ).
Срок направления уведомления установлен пунктом 3 статьи 25.14 НК РФ только применительно к участию в иностранных организациях: в течение месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации.
Срок уведомления об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, учрежденных с 16 мая 2015 года, или о контроле над такими структурами или о фактическом праве на доход, получаемый такими структурами, возникшим с указанной даты, НК РФ не установлен. Получается, что уведомление следует направлять до момента вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности.

Читать еще:  Приказ о праве подписи первичных документов - образец

— Как следует заполнять и направлять уведомление об участии в иностранных организациях?
Формы, форматы, порядок заполнения и порядок представления уведомлений должны быть установлены ФНС России. В уведомлении должна содержаться информация, указанная в пункте 5 статьи 25.14 НК РФ. Участие в иностранной организации может быть прямым, косвенным, смешанным (складываются доли прямого и косвенного участия). Если участие реализовано через других лиц, то для заполнения уведомления потребуется присвоить уникальный номер участника каждой соответствующей иностранной организации (ИО), российской организации (РО), иностранной структуре без образования юридического лица (ИС).
В случае косвенного участия при заполнении уведомления должны быть приведены все установленные в порядке статьи 105.2 НК РФ последовательности (группы) участия, которые должны заканчиваться искомой иностранной организацией. Доля участия рассчитывается перемножением процентов участия в каждой последовательности и сложением получившихся долей участия по всем группам.

— Что будет, если налогоплательщик не дождется выхода приказа или, например, уже направил такое уведомление в произвольной форме?
До внесения поправок большинство налогоплательщиков оказалось нарушителями – ими не было представлено уведомление в первоначально установленный срок – до 2 апреля. Основной причиной непредставления было отсутствие утвержденной формы уведомления.
С 7 апреля вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ, который перенес крайний срок представления уведомлений на 15 июня.
Тем самым, нет оснований считать непредставление уведомлений за период со 2 апреля до 7 апреля просрочкой. Статья 3 Федерального закона от 06.04.2015 № 85-ФЗ исключила даже теоретическую возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 129.6 НК РФ за деяния, которые должны были быть совершены по направлению уведомлений в период с 1 января по 7 апреля 2015 года.
Однако отсутствие утвержденной формы документа само по себе не отменяет исполнение обязанности по его представлению.
Следует обратить внимание, что ответственность за несоблюдение формы и способа представления уведомления НК РФ не установлена.
Если ФНС России своевременно не утвердит форму (формат) уведомления об участии в иностранных организациях, налогоплательщик может направить указанное уведомление в письменном виде в произвольной форме.
Налогоплательщик, исполнивший обязанность по направлению уведомления, не может быть повторно привлечен к исполнению этой же обязанности.

— Нужно ли направлять уведомление об изменении доли участия в иностранных организациях, если в последующем размер доли такого участия, например, с 30% снижен до 25% или, наоборот, с 10% увеличен до 30%?
Основанием для представления уведомления является превышение доли участия 10% (подпункт 1 пункта 3.1 статьи 23 НК РФ).
Если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.
Можно сделать вывод, что по отношению к уведомлению об участии, размер которого превысил 10%, последующие уведомления об изменении доли участия (увеличении или снижении), в результате которого доля не становится менее 10%, являются повторными и представляться не должны.
Если же доля участия в организации вначале была 5%, а затем увеличена до 10%, то уведомление об участии в такой иностранной организации представляется в срок не позднее одного месяца с даты изменения доли.

1 апреля 2015 года ФНС ожидает уведомления об участии в иностранной организации от физлиц

Большинство лиц сдаваться налоговой не обязаны по закону!

С 1 января 2015 года в силу вступил Федеральный закон № 376-ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс, известный как закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» или первый антиофшорный.

Для того, чтобы этот закон реально заработал, государству в лице налоговой требуется информация о владении российскими налогоплательщиками акциями или долями в иностранных организациях, которую государству легче, конечно, получить от своих граждан или местных организаций (по понятным причинам), ведь, от иностранных партнеров получить информацию пока достаточно непросто, а с учетом санкций может стать и практически невозможно.

Именно поэтому в части 3.1 статьи 23 Налогового кодекса и появился пункт 1, согласно которому налогоплательщики – физические лица обязаны до 1 апреля 2015 года уведомлять налоговый орган соответственно по месту жительства физического лица о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). Для этого доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2. Важно заметить, что обязанность уведомления об участии в иностранных организациях для российских организаций и индивидуальных предпринимателей уже существовала ранее (см. Форму С-09-2, утвержденную приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ в редакции от 28.10.2014).

Таким образом, к 1 апреля 2015 года в налоговую обязаны подать уведомления российские налоговые резиденты – физические лица, которые:

— участвуют непосредственно в иностранной организации в качестве акционеров или участников,

— участвуют косвенно в иностранной организации через другую организацию,

— участвуют косвенно в иностранной организации через иностранную структуру без образования юридического лица (к таким, безусловно, относятся партнерства или товарищества), для чего появилась часть 3.3 в статье 105.2.

В большинстве случаев иностранные компании и компании из списка офшоров Минфина, как правило, оформлены на номинальных акционеров, которые действуют по непубличному абсолютно конфиденциальному номинальному трасту (bare trust), который является, скорее, больше понятийным, и аналог которого является основной неразрешимой проблемой в существовании такого российского явления, как компании-однодневки. Преодолеть его во внесудебном порядке в большинстве государств для получения иностранной налоговой службой информации о реальных бенефициарах составляет довольно непростую задачу (если только расследование не ведется по делам о противодействии терроризму, отмыванию денежных средств и аналогичных по степени общественного вреда преступлениях), не говоря о практической невозможности о раскрытии такой информации на массовой основе. Об эффективности автоматического обмена информацией до 2018 – 2019 года с учетом сложившейся геополитической ситуации пока действительно рано.

Ряд консультантов (в основном экономисты и представители бухгалтерско-аудиторских компаний, которые имеют слабое или поверхностное представление об институте траста по общему праву преимущественно используемом в офшорном структурировании бизнеса) полагает, что положения части 3.3 статьи 105.2 Налогового кодекса смогли помочь распространить обязанность по уведомлению об участии в иностранных организациях (пункт 1 части 3.1 статьи 23 НК РФ) на учредителей или бенефициаров трастов. Собственно, почему такие консультанты настоятельно и рекомендуют своим клиентам добровольно сдаться налоговой, не смотря на то, что законом такой обязанности для них не установлено.

Дело в том, что в действительности институт траста по общему праву не предусматривает такой формы правовых отношений для учредителя как участие, поскольку при учреждении траста, учредитель становится бывшим собственником имущества или активов, передаваемых в траст, утрачивая полностью право собственности на такие имущество или активы, и, следовательно, контроль (известно, что об этой проблеме для российских правоприменителей были проинформированы и основные авторы законопроекта). А бенефициар, как правило, не имеет возможности влиять на решения и действия доверительного собственника – трасти (trustee), который для всех третьих лиц является практически полноценным собственником, за исключением ограниченных полномочий по распоряжению доходов от управления имуществом или активами траста.

Единственной возможностью, когда бенефициара траста власти могут попытаться привлечь к ответственности за неуведомление об участии (штраф составляет 50 тысяч рублей) является момент, в случае если он примет решение подать уведомление о контроле в соответствии с пунктом 2 части 3.1 статьи 23 НК РФ.

И здесь нужно заметить, что законную обязанность по раскрытию контроля перед налоговой уже в 2016 году в соответствии с пунктом 2 части 3.1 статьи 23 НК РФ рассмотренный выше аргумент (о фактическом отсутствии участия лица в трасте) автоматически не снимает с физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, в случае самостоятельного обнаружения и установления налоговым органом такого факта, и последующего привлечения к налоговой ответственности в форме штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Вместе с этим, положения названного пункта прямо выделяют условия, при отсутствии которых такая обязанность признается отсутствующей для российских налогоплательщиков в отношении трастов:

— когда российский налогоплательщик не учреждал траст,

— когда он не контролирует траст (что должно исключать возможность для российского налогового резидента занимать должность доверительного управляющего, его исполнительного органа или назначенного протектора),

— когда российский налогоплательщик не обладает фактическим правом на доход от траста.

Необлагаемый размер доходов контролируемых иностранных компаний (установленных налоговой службой либо на основании заявлений контролирующих лиц, либо на основании информации из иностранных источников, полученных самостоятельно налоговой службой) составит:

— за 2015 год — 50 миллионов рублей,

— за 2016 год — 30 миллионов рублей,

— за 2017 год и далее — 10 миллионов рублей.

Почему так важна вышеизложенная позиция?

Для большинства российских заинтересованных лиц скорое принятие закона о деофшоризации и его подписание президентом стало большим сюрпризом. В результате чего многие состоятельные граждане, по мнению их не совсем ориентировавшихся в тонких деталях правил российской деофшоризации консультантов, к 1 апреля 2015 года стали лишены самой главной и самой простой возможности законно уйти от деофшоризации, стать налоговым нерезидентом России, что, однако, не совсем так.

Как отсрочить деофшоризацию по закону?

Передать акции иностранной компании в траст, или продать их номиналу (под трастов) до 1 апреля 2015 года. Тогда в соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 23 и части 3.3 статьи 105.2 НК РФ на вас не будет распространяться обязанность по уведомлению об участии в срок до 1 апреля 2015 года (срок прямо предусмотрен в статье 4 Федеральный закон № 376-ФЗ).

Теперь у вас есть время до марта 2016 года, чтобы принять решение либо выйти из-под деофшоризации как российскому налоговому нерезиденту, либо подумать лично и без давления со стороны российских заинтересованных лиц об иных перспективах согласно глобальной ситуации и реальным обстоятельствам. Искренне желаем удачи! Не поддавайтесь дезинформированию!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector