Все больше регионов переходят на налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению

Пояснения относительно налогообложения имущества физических лиц от кадастровой стоимости

В настоящее время активно обсуждается предстоящее получение физическими лицами налоговых уведомлений по налогу на имущество физических лиц от кадастровой стоимости за налоговый период 2015 года в конце 2016 года. С 2015 года переход на налогообложение физических лиц от кадастровой стоимости осуществлен в 28 субъектах Российской Федерации.

Высказываются различные мнения по указанному вопросу, в частности, о неадекватности налоговой нагрузки на физических лиц в связи с переходом на налогообложение от кадастровой стоимости.

Необходимо иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется на основе рыночной информации.

Существует две основные ситуации:

1. Кадастровая стоимость соответствует рыночной стоимости (абсолютное большинство квартир).

В таком случае налогообложение на примере двухкомнатной квартиры в г. Москве площадью 50 кв.м. с инвентаризационной стоимостью 500 000 рублей (за 2014 г.) и с кадастровой стоимостью 10 млн. рублей происходит следующим образом.

В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость квартиры (10 млн. рублей), уменьшенная на величину налогового вычета, предусмотренного в размере кадастровой стоимости, приходящейся на 20 кв.м. этой квартиры. Органами государственной власти Москвы размер такого налогового вычета может быть увеличен.

Фактически облагаться налогом будет 30 кв.м. квартиры, что соответствует кадастровой стоимости в размере 6 млн. рублей.

За первый год (2015 год) в налоговом уведомлении будет содержаться величина налогового платежа, определенного в соответствии с частью 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 400 рублей.

При этом в случае налогообложения такой квартиры от инвентаризационной стоимости величина налога составляла бы порядка 1720 рублей (0,3 процентов от инвентаризационной стоимости, представленной до 1 марта 2013 года и скорректированной на коэффициент-дефлятор (1, 147).

Введение налога на имущество физических лиц осуществляется поэтапно с ростом на 20 % от кадастровой стоимости ежегодно. Для указанного периода платежи будут следующие:

Такое введение налога неправильно называть резким ростом налогового бремени, с учетом поэтапности и того, что коммунальные платежи в сопоставимой сумме уплачиваются ежемесячно, а налоговый платеж – раз в год.

Более того, облегчается налоговая нагрузка при налогообложении новостроек, поскольку фактически величины налоговых платежей меньше, чем при исчислении налога от инвентаризационной стоимости. Это связано с тем, что инвентаризационная стоимость по новым объектам зачастую выше их рыночной стоимости, и это влекло несправедливое налогообложение, так как по более старым объектам жилого фонда, например, в центре Москвы налог был существенно ниже, а стоят эти объекты на рынке значительно выше.

На федеральном уровне установлен также перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты указанного налога по видам объектов недвижимости, к которым относятся, прежде всего, пенсионеры, инвалиды.

Несмотря на в целом сбалансированный подход к постепенному переходу к налогообложению от рыночных показателей было возможным проведение новых оценок в течение этого пятилетнего периода, а рост налоговой нагрузки мог оказаться непредсказуемым.

Для исключения такого роста налоговой нагрузки принципиально было зафиксировать налоговую базу в указанный период.

В этой связи принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ), предусматривающий в том числе:

  1. фактический запрет на проведение новых государственных кадастровых оценок рыночными оценщиками в период с 2017 по 2020 год;
  2. применение в течение указанного периода меньшей кадастровой стоимости, определенной после 1 января 2014 г. или года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Согласно Федеральному закону № 360-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам оспаривания кадастровой стоимости, должны учитываться в пользу налогоплательщиков.

2. Кадастровая стоимость определена с «ошибками», не соответствует рыночной стоимости (небольшое количество жилых объектов).

Исправление допущенных в предыдущих периодах при кадастровой оценке ошибок возможно в упрощенном порядке. Так, например, органы исполнительной власти, утвердившие ошибочно определенные результаты кадастровых оценок, вправе инициировать такое исправление.

Также существует возможность оспаривания кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости.

Для совершенствования процедуры кадастровой оценки принят и 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки постоянно действующим специализированным государственным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.

За таким учреждением закрепляется комплекс функций, направленных на непрерывное сопровождение процесса определения кадастровой стоимости:

  • определение кадастровой стоимости по единой федеральной методологии;
  • представление детальных разъяснений определения кадастровой стоимости, рассмотрение жалоб, связанных с несогласием с ее определением;
  • оперативное внесудебное исправление допущенных при определении кадастровой стоимости ошибок;
  • осуществление постоянного сбора, обработки, систематизации и накопления сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.

Ответственность за результаты кадастровой оценки концентрируется на таком учреждении.

К работникам такого учреждения Федеральным законом № 237-ФЗ представлены минимальные требования, при этом предусмотрена возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственной кадастровой оценки, дополнительных требований к ним.

Федеральным законом № 237-ФЗ предусмотрена подготовка к проведению кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Важным аспектом Федерального закона № 237-ФЗ является также существенное упрощение процедур исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, путем непосредственного обращения в учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило.

Таким образом, проведение кадастровых оценок в будущем будет осуществляться под полной ответственностью субъекта Российской Федерации учрежденным им бюджетным учреждением только после накопления им в полном объеме необходимой для проведения кадастровой оценки информации. Первые оценки по новому порядку возможны не ранее 2018 года, а применение их результатов не ранее 2019 года.

Ниже приводятся наиболее распространенные вопросы по применению кадастровой стоимости.

1. В каких субъектах осуществлен переход к налогообложению от кадастровой стоимости? Когда перейдут на этот расчет остальные?

Закон подписан: новый расчет налога на имущество с 2019 года. Кому оставили льготы?

Президент подписал закон о новом порядке расчета налога на имущество физических лиц. Со вступлением нового закона в силу в России меняется порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость: дома, квартиры, земельные участки, гаражи и машино-места. Как теперь будет рассчитываться налог на имущество граждан России, начиная с 2019 года? Какой коэффициент применяется при расчете налога? Как будет применяться кадастровая стоимость при налогообложении недвижимости? Кому и какие льготы предусмотрены при уплате налога на имущество — квартиру, земельного участка, машино-места. Новая формула расчета налога на имущество, начиная с 2019 года. Примеры расчета налога на имущество.

Данный документ призван сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Сделать это по итогам своего Послания Федеральному Собранию глава государства поручил в марте этого года. Ранее уже сообщалось, что ведется работа по пересмотру расчета налога на имущество.

Как расчет налога ведется с 2015 по 2018 гг

Напомним, что поэтапный переход на расчет налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости, которая ближе к рыночной, начался в нашей стране в 2015 году. За это время реформа стартовала в 64 регионах. Формула исчисления налога подразумевала ежегодное увеличение платежа на 20 процентов.

Авторы нововведения рассчитывали на то, что в первый год применения кадастровой стоимости граждане будут платить налог с повышающим коэффициентом 0,2, затем 0,4, 0,6, 0,8 соответственно.

И только с пятого года налог должен был уплачиваться в полном объеме. Однако реформа привела к резкому увеличению налоговой нагрузки на собственников недвижимости. Они начали массово оспаривать результаты кадастровой оценки в судах и комиссиях при Росреестре.

На это обстоятельство обратил внимание президент. В 28 регионах, включая Москву и Подмосковье, Татарстан, Новосибирскую, Новгородскую области, где реформа стартовала в 2015 году, повышающий коэффициент успел вырасти до 0,6.

Еще в 21 субъекте, который перешел на новые правила чуть позже, он увеличился до 0,4. Нагрузка на владельцев недвижимости стала еще более ощутимой и недовольных прибавилось.

Новый порядок расчета налога на имущество с 2019 г.

Новый документ предполагает отказ от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога. То есть коэффициент будет доходить до значения 0,6 и больше расти не будет.

Читать еще:  Каков штраф за непробитие чека ккм?

Кроме того, поправки вводят ограничение в 10 процентов в части увеличения суммы налога к платежу за предыдущий год. Также они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

Что же касается оспаривания результатов кадастровой стоимости, то в том случае, если налогоплательщик сумел доказать, что она была рассчитана неверно, закон предписывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость.

Причем не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Ежегодное увеличение суммы налога на имущество по кадастровой стоимости теперь ограничено 10 процентами.

Формула расчета и пример расчета налога


Новые понижающие коэффициенты

В 2019 году вся Россия переходит на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. По этому принципу налог на имущество начали исчислять с 2015 года в первых 28 регионах. С 2016 года к ним добавился 21 регион, а в прошлом, 2017 году — еще 15 субъектов РФ.

Максимальная ставка налога составляет 0,1% от кадастровой стоимости объекта обложения. Но для комфортного перевода плательщиков на новую систему расчетов, чтобы избежать резкого увеличения суммы налога, была разработана система исчисления налога с понижающими коээфициентами. Каждый год коэффициент увеличивается, а вместе с ним растет и сумма налога, в частности:

  • для регионов которые перешли на кадастровую стоимость с 2015 года, коэффициент за налоговый период 2017 года — 0,6;
  • для регионов с 2016 года — коэффициентом 0,4;
  • для регионов с 2017 года — коэффициент 0,2.

Рост составляет по 20% в год. Но Владимир Путин еще в конце прошлого года предложил уточнить механизм начисления налога на имущество физлиц, поскольку кадастровая стоимость, по которой начисляется налог, часто превышает рыночную. «Кадастровая стоимость недвижимости зачастую значительно превышает рыночную. Мы так не договаривались», — сказал тогда глава государства. И вот уже есть действующий закон, вступивший в силу с 4 августа, но распространивший действие на правоотношения прошлых лет. Поправки внесены в статью 408 НК РФ, и теперь сумма налога на имущество физлиц будет расти не более чем на 10% в год по сравнению с предыдущим годом. Для этого за 3 первых налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения будет применяться специальная формула с понижающим коэффициентом, который будет равен:

  • 0,2 — применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ;
  • 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется по кадастровой стоимости;
  • 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется по кадастровой стоимости.

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется по кадастровой стоимости, исчисление суммы налога производится без учета формулы и понижающих коэффициентов, а его рост не должен превышать 10% в год. В 2018 году это правило будет применяться в 28 субъектах РФ, где налог исчисляется с коэффициентом 0,6.

Налог для физлиц – владельцев частей жилых домов, гаражей и машино-мест

Сообщается, что по отдельным объектам недвижимости Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» снижен налог на имущество физлиц (информация ФНС России от 14 августа 2018 г.).

Так, для частей жилых домов установлен необлагаемый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м, ограничена предельная налоговая ставка не более 0,3% исходя из кадастровой стоимости, а также введена федеральная льгота, которая освобождает от уплаты налога на один объект.

Кроме того, введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Отменены особенности налогообложения гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах. Прежде они облагались по предельной налоговой ставке 2%, и к ним не применялись федеральные налоговые льготы. Теперь для таких гаражей и машино-мест, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать предельная налоговая ставка не более 0,3%, а также федеральная льгота, освобождающая от уплаты налога.

Перечисленные изменения, как улучшающие положение налогоплательщиков, действуют с налогового периода 2017 года.

Новый порядок перерасчета суммы налога в результате ошибок

Также Федеральный закон предусматривает новый порядок перерасчета платежей в случае ошибочной кадастровой стоимости. Измененная оценка будет применяться не с года подачи заявления об оспаривании, а с момента ошибки в оценке имущества. Соответствующие поправки внесены в статью 409 НК РФ. И это даст возможность налогоплательщикам снизить суммы налога за прошлые периоды, если кадастровая стоимости их недвижимости оказалась завышена.

Новые льготы и вычеты

Теперь налогоплательщики получили право сделать вычет из налоговой базы в размере величины кадастровой стоимости 20 кв. метров общей площади не только в отношении квартиры, но и части жилого дома. Предусмотрен вычет и в отношении части квартиры, но он в 2 раза меньше и составляет всего 10 кв.метров. Аналогичный порядок предусмотрен в отношении налогообложения комнат. А в статью 407 НК РФ добавили льготников по данному налогу, и теперь налоговую льготу могут получить дети-инвалиды.

При принятии закона было озвучено, что в результате начала действия всех этих поправок в НК РФ бюджет России недополучит около 6 млрд. рублей. А это значит, что налогоплательщики-граждане реально смогут сэкономить.

Налоговые льготы на имущество для категорий граждан

Надо учесть, что ранее собственники гаражей и машино-мест, расположенных в офисных и нежилых зданиях бытового назначения, при расчете налога не имели права претендовать на льготы и пониженные налоговые ставки в отличие от владельцев таких же объектов, расположенных в жилых домах. Теперь налоговые преимущества распространяются и на них.

Закон гарантирует, что положениям о новых налоговых льготах придается обратная сила. То есть будет производиться возврат налога или перерасчет. С 2015 года — в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года — по налогообложению гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения.

Разумеется, закрепленные законом изменения могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в шесть миллиардов рублей. И это признают в Федеральной налоговой службе.

В то же время, правительство РФ, давая положительное заключение по поправкам, согласилось, что недополученные доходы должны быть компенсированы из федерального бюджета. Об этом рассказал глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

По данным Росреестра, за шесть месяцев этого года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели почти 13 тысяч заявлений граждан в отношении более чем 20,2 тысячи объектов.

Причем свыше 60 процентов решений были приняты в пользу граждан. По сравнению с таким же периодом прошлого года число заявлений тех, кто не согласился с результатами кадастровой оценки своих земельных участков, квартир и домов, уменьшилось на 22 процента.

Как известно, до 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в России определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти.

Всю ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

Теперь кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России. Новый механизм направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости, отмечают в Росреестре.

Также данный закон предусматривает переход на новые правила с 2020 года. Но регионы по своему желанию могут сделать это уже в 2018 году. По данным Росреестра, такое решение уже приняли региональные власти 36 регионов.

Порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости

C 1 января 2019 года порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости будет изменен. Соответствующий закон подписан Президентом РФ и опубликован в пятницу 3 августа на официальном интернет-портале правовой информации (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налоговогокодекса Российской Федерации»).

Закон вводит единые правила применения кадастровой стоимости при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. С 2019 года налогообложение недвижимости будет осуществляться только на основании кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН. А также в случае ее изменения в результате установления рыночной стоимости объекта недвижимости по решению комиссии при органе Росреестра или суда.

В случае изменения качественных или количественных характеристик объекта налогообложения, корректировка кадастровой стоимости будет учитываться со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для корректировки. При исправлении в ЕГРН технической ошибки или ее уменьшения в связи с исправлением других ошибок, новая измененная кадастровая стоимость будет применяться с той даты, с которой применялись сведения об ошибочной кадастровой стоимости. Если указанная стоимость изменится на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или суда, то сведения об измененной стоимости будут учитываться с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости при определении налоговой базы.

Такие правила будут применяться в отношении сведений об изменении кадастровой стоимости, внесенных в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Читать еще:  Чем характеризуется эффективность использования оборотных активов?

Все больше регионов переходят на налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года изменится система налогообложения. Будем платить больше?

С 1 января 2020 года Россия переходит на новую систему налогообложения имущества физических лиц, а именно — недвижимости с кадастровой стоимостью. 80 из 85 субъектов уже исчисляют налоги по новой методике. В Курганской области для этого даже создано специальное учреждение — Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости. Теперь определять кадастровую стоимость будут конкретные люди, а не независимый оценщик, который выиграл торги.

Олег Молчанов, руководитель Управления Росреестра по Курганской области считает, что у новшества есть явные преимущества:

— Производилась массовая обезличенная оценка объектов недвижимости. Возникало много вопросов. У нас была и до сих пор существует комиссия при Управлении, которая регулирует эти вопросы оценки-переоценки кадастровой стоимости. Часто возникали спорные ситуации, но мы не могли видеть тех людей, которые делали оценку. Существовали и вопросы к методике, в том числе, как она производилась.

Прежде всего, изменится сама процедура оценки. Кадастровая оценка всех объектов области, исключая земельные участки, назначена государственным ФЗ 237 о новом налогообложении на 2020 год. Сейчас в новом ведомстве собирают информацию об этих объектах. Владельцу объекта важно будет указать в декларациях на имеющуюся недвижимость все до мелочей: менялась ли площадь объекта при реконструкции, материал стен и т.д. В конечном итоге все это повлияет на конечную кадастровую цену. При оценке жилья учтут даже близость остановочных комплексов и всю инфраструктуру. Главная задача оценщиков — максимально приблизить стоимость по кадастру к рыночной стоимости, но не превысить ее. Если она не устроит владельца, то у него будет 50 дней на опровержение. В этот период может состояться переоценка.

— Закон в принципе сейчас позволяет до момента утверждения стоимости установить ту цену, которая устраивала бы владельца. У нас сейчас функции такие «миротворческие», чтобы дело не доходило до судов, — говорит Александр Чередниченко, генеральный директор ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости».

Теперь о налогах. Тут ничего не изменилось. Их расчетом по-прежнему занимается налоговая служба. Бизнес-сообщество уже уплачивает налог по кадастровой стоимости, по новым ставкам — демократичным, подчеркивают налоговики. Сейчас, с января 2019 года, налоговой базой станет кадастровая стоимость имущества, а не инвентаризационная, как было раньше. То есть исходя из нее определят новый налог для обычных налогоплательщиков. Специалисты уверяют: новых взносов бояться не стоит. И в первый год даже обещают их снижение. По словам Натальи Комарских, начальника отдела налогообложения УФНС России по Курганской области, первые три года будут применяться понижающие коэффициенты. В первый год будет применяться 0,2%, второй — 0,4%, третий — 0,6%. Сумма налога еще будет снижаться с учетом этих понижающих коэффициентов.

Преференции сохранятся для пенсионеров и тех, кто раньше имел право на льготу. Новшество этого года — уменьшить налоговые расходы смогут еще и люди предпенсионного возраста. Льготы, как и ранее, будут применяться относительно одного из объектов недвижимости. Каким будет финал перехода на новые налоги, покажет время. Стоит отметить, что в Курганской области с 2013 года под кадастровую оценку вообще не попадали почти 90 тысяч объектов собственности. По крайне мере, здесь справедливость точно восторжествует — их владельцы точно будут платить налоги, как и все остальные налогоплательщики.

Право заменить инвентаризационную стоимость на кадастровую: первый взгляд на Постановление КС РФ от 15.02.2019 № 10-П

Предыстория дела

Гражданка Низамова с 2013 года имела в собственности жилой дом в селе Гоньба Алтайского края. В Алтайском крае налог на имущество граждан рассчитывается от инвентаризационной стоимости недвижимости, переход к обложению по кадастровой стоимости произойдет лишь в 2020 году.

Инвентаризационная стоимость дома Низамовой была определена в размере 3,1 млн рублей. С учетом ставки налога в 1,5% размер налога составил 47,5 тыс. рублей. В отношении дома также была установлена и кадастровая стоимость в размере 2,8 млн рублей. Низамова подсчитала, что если бы Алтайский край уже перешел к налогообложению объектов недвижимости граждан по их кадастровой стоимости, то размер налога составил бы всего 2,8 тыс. рублей. Такое положение дел она сочла нарушающим принцип равенства налогообложения, поскольку она вынуждена платить налог в гораздо большем размере по сравнению с гражданами тех субъектов РФ, которые уже перешли к налогообложению по кадастровой стоимости.

Позиция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ согласился с заявительницей, выдвинув несколько тезисов.

1. Вполне допустимо само по себе установление переходного периода, в пределах которого субъекты РФ самостоятельно решают, проводится ли налогообложение недвижимости по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

2. Но введение такого периода не должно приводить к тому, что на граждан, обладающих сопоставимой по рыночной стоимости недвижимостью, возлагалось бы существенно различное налоговое бремя.

3. Из-за несовершенства инвентаризационной стоимости и большого диапазона ставок, применяемых при обложении по инвентаризационной стоимости (от 0 до 2%) может сложиться ситуация, при которой налог на имущество, рассчитанный от инвентаризационной стоимости объекта окажется существенно больше налога, определенного исходя из кадастровой стоимости того же объекта. Это нарушает справедливость и соразмерность налогообложения.

С учетом всего сказанного КC РФ признал конституционной ст. 402 НК РФ, допускающую переходный период. Одновременно он указал на право налогоплательщиков в регионах, где в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, требовать расчета налога на основании кадастровой стоимости (а при ее отсутствии – рыночной стоимости, определенной самим налогоплательщиком) и соответствующей ей налоговой ставки, но лишь в случае, если сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости в два или более раз превышает налог, исчисленный исходя из кадастровой (рыночной) стоимости[1].

Таким образом КС РФ, по существу, позволил налогоплательщикам самим решить, продолжать ли им платить налог по инвентаризационной стоимости, или перейти к налогообложению по кадастровой стоимости, не дожидаясь соответствующего решения на уровне субъекта РФ.

Наделение подобным правом – это вполне эффективный способ решения проблемы неравенства налогоплательщиков в переходный период. В то же время этот подход ставит ряд вопросов, на три из которых хочу обратить внимание в этой заметке.

1. За какие налоговые периоды налогоплательщики вправе требовать расчета налога на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости?

Видится три основных варианта ответа:

1.1. С 2015 года, когда в НК РФ появилась глава 32 «Налог на имущество физических лиц» и начался переходный период, в течение которого расчет налога в различных субъектах РФ мог проводится по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

Если право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости, предоставленное Конституционным Судом РФ, – это мера защиты против неравного положения налогоплательщиков, вызванного переходным периодом, то такое право должно возникать одновременно с введением переходного периода. То есть сейчас в 2019 году граждане вправе требовать пересчета налога на имущество с 2015[2] года и далее.

1.2. С налогового периода, в котором налогоплательщик обратился к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

По общему правилу последствия реализации права наступают только на будущее время. Поэтому если налогоплательщик реализует право на изменение налоговой базы по налогу на имущество, то он не может претендовать на пересчет налогов за предыдущие налоговые периоды, поскольку иное прямо не предусмотрено законом или в нашем случае – Постановлением № 10-П.

То есть на текущий момент граждане смогут потребовать пересчета налога на имущество лишь за 2019 год. Сумма налога за 2018 и предыдущие годы, исчисленная от инвентаризационной стоимости, останется неизменной.

1.3. С налогового периода, предшествующего году обращения налогоплательщика к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

Данный подход основывается на буквальном прочтении резолютивной части Постановления № 10-П. В ней КС РФ указывает, что право на переход к налогообложению по кадастровой (рыночной) стоимости возникает в том случае, «когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости». В силу ст. 408 сумма налога исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода. То есть в 2019 году будет исчислен налог за 2018 год, и при существенном расхождении с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой (рыночной) стоимости, у налогоплательщика появится право в 2019 году заявить о перерасчете налога за 2018 год, но не за 2017 и предыдущие годы.

По первому впечатлению, Конституционный Суд РФ основывался на третьем варианта ответа. Для меня пока он тоже ближе, хотя я и не готов предложить ему достаточное обоснование в сопоставлении с первым вариантом. Возможные аргументы про принцип сбалансированности бюджетов и необходимость прогнозируемости бюджетных поступлений, которые могут быть выдвинуты против пересчета налога на имущество за предыдущие налоговые периоды, звучат неубедительно. Каких-то других пока не вижу. Возможно, кто-то из читателей сможет предложить свой взгляд на этот вопрос.

2. Вправе ли юридические лица по аналогии применять позицию КС РФ к налогу на имущество организаций?

В отдельных регионах налог на имущество организаций по-прежнему рассчитывается на основании остаточной стоимости недвижимости (в отношении всех или части объектов). Вправе ли юридические лица в таких регионах на основании Постановления № 10-П требовать расчета налога на имущество на основании кадастровой (рыночной) стоимости своей недвижимости?

Читать еще:  У фсс — новый сервис для работы с электронными больничными

Не уверен, что наберется много случаев, когда организации будут заинтересованы в таком расчете, поскольку обычно сумма налога, определенная по кадастровой стоимости, оказывается выше. Тем не менее ко мне несколько раз обращались организации, недовольные тем, что они не попали в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости. Исходя из этого предполагаю, что в отдельных случаях у организации может быть заинтересованность в переходе к обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Что касается возможности применения позиции Конституционного Суда РФ по аналогии, то можно отметить, что к тому нет, по крайней мере, формальных препятствий. Для того, чтобы признать право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости Конституционному Суду РФ не потребовалось признавать неконституционной ст. 402 НК РФ. Основания к данному праву он усмотрел в общих положениях НК РФ о равенстве и справедливости налогообложения, которые применимы и в случае, если мы говорим о налоге на имущество организаций.

В части обоснованности подобной аналогии нужно учитывать, что глава 32 НК РФ, по существу, также устанавливает переходный период, в течение которого субъекты РФ самостоятельно решают, когда им перейти к обложению налогом по кадастровой стоимости. В результате также может возникнуть ситуация, при которой, обладая недвижимостью одинаковой рыночной стоимости, организации из разных регионов будут вынуждены платить существенно отличающиеся размеры налогов из-за того, что в одном случае налог определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, а в другом – исходя из его остаточной стоимости. В этом смысле предпосылки для признания права на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости одинаковы для налогов на имущество физических лиц и организаций.

На этом основании можно предположить, что и юридические лица вправе требовать перехода к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением № 10-П.

3. По каким правилам должна определяться рыночная стоимость для целей определения налоговой базы?

Как уже отмечалось, если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена, то Конституционный Суд РФ признает за гражданином право требовать использования для расчета налоговой базы рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что эта рыночная стоимость должна рассчитываться без учета прав аренды, залога и пр. частных ограничений; исходя из текущего вида использования недвижимости, а не наиболее эффективного; то есть в целом — исходя из тех правил определения, которые характерны для кадастровой стоимости, как стоимости налогооблагаемой. Иными словами, в действительности речь должна идти не о чисто рыночной стоимости, а об ограниченной рыночной стоимости – той, которая определяется в делах об оспаривании кадастровой стоимости. Подробнее об этом -см. Что такое правила определения кадастровой стоимости и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной? При противоположном подходе создается существенный риск злоупотребления гражданами правом, предоставленным Конституционным Судом РФ, за счет искусственного занижения рыночной стоимости, например, путем заключения фиктивных договоров аренды или залога.

Во-вторых, остается неопределенным, на какую дату следует рассчитывать рыночную стоимость? Конституционный Суд РФ не уточняет свою позицию на этот счет. Исходя из того, что налоговая база по налогу на имущество является количественным выражением капитала, как экономического основания данного налога, и с учетом действующих правил п. 2 ст. 375 НК РФ можно предположить, что рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 1 января налогового периода, в котором она будет применяться для целей расчета налога.

Коллеги, буду рад услышать ваше мнение по Постановлению № 10-П в целом и выделенным проблемам в частности.

[1] Дословная цитата: «Признать не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости».

[2] Пункт 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ создает препятствия для пересчета налога в административном порядке за 2015 год, поскольку с тех пор прошло уже более 3 налоговых периода. Однако это не должно служить препятствием для пересчета в судебном порядке.

События года

Страхование

Энергетика

Здравоохранение

Недвижимость

Нефть и газ

Образование

Промышленность

Технологии

Дом платежом красен

В наступившем году к 63 регионам страны, где налог на имущество — квартиру, дом, дачу, гараж и другие капитальные постройки — рассчитывается исходя не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости объекта (она ближе к рыночной), добавились еще семь. Это Пермский край, Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области. Там к налогообложению впервые будут привлечены объекты, права граждан на которые зарегистрированы в упрощенном порядке без проведения технической инвентаризации и определения инвентаризационной стоимости. Речь идет о садовых, дачных домах, гаражах, хозяйственных постройках площадью более 50 квадратных метров, уточняла в своем сообщении Федеральная налоговая служба. Также впервые будут обложены налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости жилые постройки, введенные в эксплуатацию с 2013 года. (По ним не определялась инвентаризационная стоимость, но есть кадастровая оценка). При этом будет применен коэффициент 0,2 к первому налоговому периоду расчета.

В 14 регионах, где расчет налога исходя из кадастровой стоимости будет применяться второй год подряд, коэффициент к налоговому периоду составит 0,4. В 21 регионе, где кадастровая стоимость используется для начисления налога третий год подряд, такой коэффициент будет равен 0,6.

Что касается субъектов, где базой для начисления налога до сих пор служит инвентаризационная стоимость объектов капитального строительства, там для расчета налога эта стоимость будет индексирована на коэффициент-дефлятор 1,481.
Поэтапный переход на расчет налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости начался в России в 2015 году.

Предполагалось, что налоговая нагрузка будет расти постепенно, увеличиваясь каждый год на 20 процентов (тот самый коэффициент к налоговую периоду).

Однако даже в такой конструкции реформа привела к резкому увеличению платежей собственников. Поэтому были приняты поправки, подразумевающие 10-процентное ограничение роста налога по сравнению с его суммой за предыдущий период. Это правило действует для регионов, где налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости третий и последующие годы, поясняли в ФНС.

В 2018 году для 18,8 миллиона налогоплательщиков в 28 регионах налоговики уже рассчитали платежи с коэффициентом 10-процентного ограничения роста. В 2019-м такой порядок расчета будет применен уже в 49 регионах.

Кстати, теперь документы для расчета имущественных налогов можно подавать не только в саму налоговую, но и в многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг.

С 1 января изменился и порядок применения кадастровой стоимости для налогообложения недвижимости. Если налогоплательщик сумел доказать, что она неправильная, при расчете налога измененная кадастровая стоимость будет использоваться не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Еще одна новая норма касается порядка перерасчета налога на имущество и земельного налога, которые платят граждане. Вступившие в силу 1 января поправки в Налоговый кодекс РФ устанавливают два ограничения.

Во-первых, перерасчет налогов может производиться не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления.

Во-вторых, он вообще не допускается, если приведет к росту платежа. Простой пример: человек владеет загородным домом или земельным участком и в 2018 году полностью заплатил за них налог согласно налоговому уведомлению. Начиная с 2019 года перерасчет налога, например, из-за обнаруженной в расчетах кадастровой стоимости дома или участка ошибки, нельзя будет произвести, если это приведет к росту платежа.

Что касается льгот, то с 1 января их получили граждане предпенсионного возраста: женщины 55 лет и мужчины 60 лет. Новые нормы были приняты для обеспечения дополнительных социальных гарантий в связи с изменениями в пенсионной системе.

По новым правилам эта категория налогоплательщиков освобождается от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости определенного вида. Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машино-место, хозяйственная постройка площадью не более 50 квадратных метров. Из каждой категории можно выбрать по одному объекту и не платить налог за него. Действует только одно условие: объект не должен использоваться для предпринимательской деятельности.

На людей, достигших предпенсионного возраста, также распространяется налоговый вычет на 6 соток. При расчете земельного налога его сумма уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог вообще не нужно. Если он больше, налог рассчитывается на оставшуюся площадь.

Человек, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую инспекцию. По умолчанию вычет будет применен автоматически для одного участка с наибольшей суммой налога.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector