Основные принципы и методы налогового планирования

Принципы налогового планирования

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой — величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

В истории налогообложения процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал различные формы. Но, несмотря на многообразие форм и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути — законный или противозаконный.

Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством.

Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, противоречат действующим нормам налогового, уголовного и административного права. Такие явления рассматриваются не только как противоправные, антиконституционные, но и как нарушающие интересы сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов выделяют:

1. Недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит.

2. Происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и мешает рыночной конкуренции.

3. Нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.

Основными факторами, определяющими активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющими на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности, являются:

1. Степень политической и экономической стабильности в стране.

2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.

3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.

4. Уровень налогового законодательства, а именно:

— степень его устойчивости и предсказуемости;

— соответствие нормам всех других отраслей права;

— четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.

5. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.

6. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.

7. Степень криминогенности обстановки в стране.

8. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.

9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).

На современном этапе развития страны создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона.

Во-первых, укрепляется законодательная база: действуют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского учета и отчетности приводятся в соответствие с международными стандартами. Но наиболее существенную роль играет НК РФ, который представляет собой фундамент российского налогового права и свидетельствует о переходе налоговой системы на качественно новый правовой уровень.

Во-вторых, укреплению законности в сфере налогообложения способствует усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.

В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов.

И наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, и со стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.

Создаются предпосылки к переходу от «дикого капитализма» к цивилизованным формам экономической деятельности предприятий, от уклонения от налогов, неуплаты и избежания их — к сознательному, целенаправленному налоговому планированию.

Сущность налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

Основополагающий принцип — неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности — это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие «налоговое планирование» от понятий «избежание налогов», «уход от налогов», «уклонение от налогов» и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

Второй принцип налогового планирования — принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.

Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.

Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Третий важный принцип налогового планирования — принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование — не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

Налоговое планирование, как и планирование вообще в микроэкономике, имеет свои ограничения. К ним относятся:

1. Неопределенность внешней среды, обусловленная продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и пр., процесс реформирования российского налогового права.

2. Величина издержек, затрачиваемых на организацию, внедрение и осуществление системы планирования.

Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.

3. Масштабы деятельности фирмы.

Преимущества принадлежат крупным фирмам и предпринимательским объединениям, так как они обладают:

— необходимым потенциалом для предвидения своего будущего;

— более высокими финансовыми возможностями;

— высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать подобных специалистов со стороны и т.д.

Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.

4. Принципы и условия налогообложения хозяйствующих субъектов определяются и регламентируются государством (специфическое ограничение налогового планирования). Это ограничивает возможности организаций-налогоплательщиков для регулирования уровня своей налоговой нагрузки.

Особенно это касается налогового планирования в группе взаимозависимых лиц, к хозяйственной деятельности которых с точки зрения налогообложения предъявляются дополнительные требования и уделяется повышенное внимание со стороны контрольных органов.

Цели, задачи и формы налогового планирования на предприятии: как оптимизировать налоги

Руководитель любой организации старается отладить производство, совершенствовать его работу, правильно стимулировать персонал. Не только внутренние процессы организации подлежат оптимизации.

В России, как в развивающейся стране, на многих предприятиях внедряется налоговое планирование и этому процессу уделяется определенное количество времени и сил, так как его положительный результат может сократить дополнительные издержки на выплату налогов в бюджет государства.

Понятие налогового планирования

Каждая фирма, основанная на принципе законности, обязана как юридическое лицо отчислять пенсионные и налоговые выплаты из собственного бюджета. Если пренебрегать этим аспектом, то организацию может постичь административная ответственность.

Такой процесс как налоговое планирование дает возможность уменьшить размер налоговых выплат. Данное явление влечет за собой существенную экономию на выплате налогов, которая происходит законным способом. В смысл такой деятельности входит использование максимально возможных преимуществ и льгот, установленных государством.

Читать еще:  Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?

Для того чтобы правильно планировать и прогнозировать выплату налогов, необходимо знать основы налоговой, инвестиционной и бюджетной политики, видеть недостаточно точно определенные или неоднозначно истолкованные нормы права, чтобы пользоваться ими, используя в своих интересах.

Цели и задачи, формы

У налогового планирования, как и у каждого организационного процесса, существуют свои цели:

  • снизить потери денежных средств, которые могут уйти на уплату налогов, сборов, государственных пошлин и других выплат (сэкономленные суммы можно вложить в более приоритетные для организации статьи расходов, чтобы повысить качество выпуска продукции или оказания услуг);
  • оптимизировать налоговые платежи;
  • повысить объем оборотных средств организации;
  • получить реальную возможность фирмы стремительно развиваться и быть лидером на рынке производства.

Задачами планирования потока налогов являются:

  • минимизация налогообложения за счет эффективности составленных и спрогнозированных схем по платежам в бюджет государства;
  • повышение целесообразности принимаемых руководителем решений, неправильная формулировка которых, может дать отрицательный результат налогового планирования.

Формами, позволяющими сократить расходы по налогам, могут быть:

  • сбор информации о тенденциях системы налогообложения, постоянное отслеживание существенных изменений в законодательстве, их фиксация и использование;
  • точное следование пунктам этапов процесса планирования, контроль правильного соблюдения обязательств, связанных с выплатой налогов;
  • сочетание решений, принимаемых аппаратом управления организации с нормами действующего законодательства;
  • в случае роста нагрузки по налоговым платежам – отладка оптимизационного процесса путем выполнения запланированных мероприятий.

Цели, задачи и формы налогового планирования склонны менять свои направления, зависят от изменений в законодательстве, формируются непосредственно при изучении всех аспектов уплаты налогов конкретной организацией.

Кто этим занимается

Ведение функционалом регулирования налоговых выплат в разных организациях координируется по-разному. В больших фирмах может существовать целый отдел, занимающийся налоговым планированием, а его начальник выполняет следующие функции:

  • ведет контроль качественного планирования уплаты налогов организацией;
  • выявляет резервы учреждения, за счет которых можно оптимизировать процесс налогообложения;
  • рассматривает возможность поиска ресурсов в целях наиболее качественного планирования;
  • участвует в разработке планов, благодаря которым, фирма будет успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в законодательстве, на рынке труда и производства;
  • рассматривает и предлагает руководству перспективы, при которых происходит поэтапное изучение стратегий отечественных и зарубежных предприятий, где на высоком уровне действует налоговое планирование;
  • дает рекомендации специалистам для того, чтобы избежать ошибок и просчетов при разработке стратегий;

В таком отделе обязательно должен присутствовать бухгалтер, экономист по налоговому планированию, финансовой работе, бухгалтер-ревизор, юрист.

Если организация по численности небольшая, то все функции по планированию налоговой деятельности может осуществлять один или два специалиста, но их компетенция и уровень образования должен соответствовать заявленным требованиям.

Принципы построения

Для того чтобы правильно применить методы налогового планирования, необходимо придерживаться принципов, которые помогут выполнять данную работу в соответствии с нормами законодательства. Такими принципами являются:

  • законность – благодаря чему, налогоплательщик не нарушает норм законодательства, не рискует понести ответственность за неуплату налоговых платежей;
  • своевременность – в условиях изменения законодательства в части налоговых сборов, планы и стратегии действия организации должны оперативно пересматриваться и редактироваться в соответствии с новыми нормами;
  • оптимальность – методы, используемые юридическим лицом должны снижать налоговую нагрузку, но без ущерба для других отраслей деятельности фирмы. Специалистами просчитываются все перспективы экономии на налоговых платежах, из них подлежит выбору максимально адаптированная и подходящая для конкретного учреждения;
  • обоснованность – налоговый специалист всегда имеет аргументы и готов для объяснения политики организации в части уплаты налогов перед налоговыми агентами;
  • комплексность — изучению и анализу подлежат не только нормы налогового кодекса, но и аспекты всего законодательства, прямо или косвенно касающегося планирования налогов;
  • профессионализм – деятельность по налоговому планированию могут осуществлять только квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере, а также соответствующее образование;
  • конфиденциальность – работники налогового отдела не имеют права распространяться за пределами фирмы о методиках планирования уплаты налогов, которые применяются в ней.

Благодаря этим принципам, работа над стратегией по оптимизации налогообложения должна выстраиваться грамотно, перспективно и обоснованно.

Методы налогового планирования и прогнозирования

С помощью специально разработанных методик, юридические лица формируют план и стратегию по снижению налоговой нагрузки на учреждения, такими методами можно считать:

  • построение учетной политики – утверждается отдельно на каждый год работы, заключается в анализе и переоценке основных и оборотных средств, в результате чего, получается существенная экономия на налоге на прибыль и имущество;
  • расчетно-аналитический метод — процесс планирования основывается на анализе показателей за предыдущие годы, с его помощью можно сформировать планы на текущий год по объему выполняемых работ (оказывает влияние на уплату НДС, налога на прибыль), состава работников (играет роль при уплате НДФЛ), объема использования активов (участвует в планировании уплаты налогов на имущество, землю);
  • метод балансов – применяется при построении бухгалтерской модели в ситуации с определением планов по ведению финансовой и хозяйственной деятельности. Специалистами рассчитываются возможности извлечения прибыли на основе балансовых показателей;
  • нормативный способ – суммы уплаты налоговых платежей и сборов прогнозируются с помощью действующих норм законодательства, ставок и льготных систем;
  • оптимизационный метод – разрабатывается несколько прогнозов, из них выбирается один, более подходящий для реализации;
  • создание налогового поля – формирование таблицы, где прописываются особенности фирмы, список налогов, которые подлежат уплате, система налогообложения, льготные условия и сроки в соответствии с которыми необходимо осуществить платежи. На её основе создается налоговая база, подлежит расчету каждый платеж.

Данные методы позволяют активно и качественно вести налоговое планирование, прогнозировать риски и рассчитывать возможности.

Основные этапы

Налоговое планирование можно разделить на несколько этапов, в соответствии с которыми определяется общий механизм данного процесса.

Они являются основополагающими, поддаются редакции, так как составление прогноза — это не только обращение к нормам законодательства, но и умение проявить логику и аналитику.

К основным этапам относятся:

  • сформулировать цели и задачи, которые преследует организация;
  • сформировать налоговое поле (то есть провести мониторинг всех норм законодательства, касающихся налогообложения, аккумулировать льготы для каждого налога);
  • проанализировать все сделки, которые происходили за определенный период времени, чтобы оценить характер финансовых и хозяйственных ситуаций;
  • проанализировать всевозможные риски, связанные с тем или иным методом планирования, рациональным использованием прибыли и расходов;
  • использовать в работе налоговый менеджмент и различные методы и подходы к минимизации расходов на налоговые платежи.

Налоговое планирование на предприятии – сложный и поэтапный процесс, он формируется из применения аналитических способностей, знаний нормативно-правовых актов, умения аргументировать позицию предприятия, правильного планирования и прогнозирования затрат на уплату налогов и связи с этим перспектив организации к осуществлению прибыльной деятельности.

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи о том, как грамотно строить схемы оптимизации налогов.

Налоговое планирование понятие и принципы (стр. 1 из 3)

1. Принципы налогового планирования

2. Основные подходы к минимизации налоговых платежей

Список использованной литературы

1. Принципы налогового планирования.

Налоговое планирование – это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Вставая на путь уменьшения налоговых платежей, каждый налогоплательщик неизбежно сталкивается с достаточно серьезным и жестким противодействием государства в лице его фискальных и правоохранительных органов.

Справедливости ради стоит отметить, специальные методы налогового контроля за деятельностью налогоплательщика весьма трудоемки и дорогостоящи и поэтому в настоящее время пока еще не приобрели всеобщего характера. Однако возможность того, что активная деятельность налогоплательщика по оптимизации налогового бремени привлечет «особое» внимание фискальных органов, существует. Также необходимо учитывать опасность наивного заблуждения (пусть даже возникшего в результате многолетней практики налогоплательщика) по поводу того, что с налоговыми органами можно «договориться». Это относится как к незаконным методам ведения переговоров с должностными лицами (подарки, товары со скидкой, откровенный подкуп и т. п.), которые преследуются уголовным законодательством, так и абсолютно правомерными попытками налогоплательщиков согласовать свои позиции по вопросам налогообложения с налоговыми органами. Например, получая устные консультации от налоговых органов, вы рискуете получить при проверке штрафные санкции из-за некорректной консультации и в лучшем случае моральное удовлетворение по поводу заявления руководителя налоговой инспекции о том, что сотруднику, давшему ответ, объявлен выговор.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, следует осуществлять налоговое планирование:

1. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.

2. Принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.

3. Принцип реальности и эффективности – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

4. Принцип альтернативности – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.

5. Принцип оперативности – корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

6. Принцип понятности и обоснованности – требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

Принцип разумности и экономической обоснованности: любая схема должна быть продумана до мелочей. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства.

Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной. Выбрав метод снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.

Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Читать еще:  Проверьте справки 2-ндфл, сданные на работников из еаэс

Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

2. Основные подходы к минимизации налоговых платежей.

Налоговая минимизация (уменьшение налогов) в общем смысле слова – это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Учитывая направленность действий налогоплательщика при уменьшении налогов (налоговой минимизации), их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

— это активные, волевые и осознанные действия;

— эти действия прямо направлены на снижение размера сумм налога.

То есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Иными словами, субъект рассматриваемых отношений должен действовать умышлено, заранее осознавая характер своих действий, желая наступление определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей – основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации).

В этой связи необходимо отметить, что сами по себе неумышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников) повлекшие за собой снижение налоговых выплат не могут рассматриваться в качестве уклонения (избегания) от налогов, хотя по действующему налоговому законодательству налогоплательщик в этом случае не освобождается от финансовых санкций, предусмотренных законодательством.

Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.

Однако принципиально все способы можно подразделить на две самостоятельные категории: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе – правомерное уменьшение налогов.

Незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов.

В эту категорию входят способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин «уклонение от уплаты налогов».

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства. Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения не бывает.

Эти действия могут быть направлены, как на снижение положенного размера подлежащих внесению в бюджет суммы налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога или налогов.

Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Так как уход от уплаты налогов достигается противозаконными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством предусмотрены различные виды ответственности, а именно: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.

При рассмотрении множества способов данной категории необходимо отметить, что они, находясь в единой категории, тем не менее, неоднородны. Однако, исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие способы.

Налоговое планирование

Налоговое планирование — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

«налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Читать еще:  Для выездной проверки ифнс требует расшифровку строк бухотчетности. исполнять ли требование?

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Принципы налогового планирования

«Налоговое планирование», 2008, N 2

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой — величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

В истории налогообложения процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал различные формы. Но, несмотря на многообразие форм и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути — законный или противозаконный.

Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством (рис. 1).

Пути снижения налоговой нагрузки и модели поведения налогоплательщиков

Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, противоречат действующим нормам налогового, уголовного и административного права. Такие явления рассматриваются не только как противоправные, антиконституционные, но и как нарушающие интересы сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов выделяют:

  1. Недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит.
  2. Происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и мешает рыночной конкуренции.
  3. Нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.

Основными факторами, определяющими активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющими на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности, являются:

  1. Степень политической и экономической стабильности в стране.
  2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.
  3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.
  4. Уровень налогового законодательства, а именно:
  • степень его устойчивости и предсказуемости;
  • соответствие нормам всех других отраслей права;
  • четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.
  1. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.
  2. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.
  3. Степень криминогенности обстановки в стране.
  4. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.
  5. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).

На современном этапе развития страны создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона.

Во-первых, укрепляется законодательная база: действуют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского учета и отчетности приводятся в соответствие с международными стандартами. Но наиболее существенную роль играет НК РФ, который представляет собой фундамент российского налогового права и свидетельствует о переходе налоговой системы на качественно новый правовой уровень.

Во-вторых, укреплению законности в сфере налогообложения способствует усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.

В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов.

И наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, и со стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.

Создаются предпосылки к переходу от «дикого капитализма» к цивилизованным формам экономической деятельности предприятий, от уклонения от налогов, неуплаты и избежания их — к сознательному, целенаправленному налоговому планированию.

Сущность налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

Принципы, на которых базируется налоговое планирование, представлены на рис. 2.

Основополагающий принцип — неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности — это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие «налоговое планирование» от понятий «избежание налогов», «уход от налогов», «уклонение от налогов» и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

Второй принцип налогового планирования — принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.

Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.

Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Третий важный принцип налогового планирования — принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование — не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

Налоговое планирование, как и планирование вообще в микроэкономике, имеет свои ограничения. К ним относятся:

  1. Неопределенность внешней среды, обусловленная продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и пр., процесс реформирования российского налогового права.
  2. Величина издержек, затрачиваемых на организацию, внедрение и осуществление системы планирования.

Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.

  1. Масштабы деятельности фирмы.

Преимущества принадлежат крупным фирмам и предпринимательским объединениям, так как они обладают:

  • необходимым потенциалом для предвидения своего будущего;
  • более высокими финансовыми возможностями;
  • высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать подобных специалистов со стороны и т.д.

Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.

  1. Принципы и условия налогообложения хозяйствующих субъектов определяются и регламентируются государством (специфическое ограничение налогового планирования). Это ограничивает возможности организаций-налогоплательщиков для регулирования уровня своей налоговой нагрузки.

Особенно это касается налогового планирования в группе взаимозависимых лиц, к хозяйственной деятельности которых с точки зрения налогообложения предъявляются дополнительные требования и уделяется повышенное внимание со стороны контрольных органов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector