Подтвердить транспортные расходы можно только транспортной накладной

Транспортные расходы: чем подтвердить и как учесть

Для того чтобы расходы на доставку товаров, материалов, на служебные поездки можно было учесть в расходах при начислении налога на прибыль, необходимы первичные документы. О том, какие документы понадобятся в различных ситуациях, нам рассказывает специалист Минфина.

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса.

На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте. Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает. В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена.

Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике.

— В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно. Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)?

Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается. Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г. и была согласована с Минфином.

— Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется. Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает.

Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов?

— Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  • экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно.

— По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом). На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара?

— Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг. При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью. Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно.

Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

— Организация занимается перевозкой грузов. В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов.

Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ? Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением?

— Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152. В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов. Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника.

В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением.

— Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан. Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки. И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан. При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах. Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях. Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы?

— В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Читать еще:  Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2017-2018 годах?

Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным.

Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  • должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  • письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  • ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров. Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами.

Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные. Не изменилась ли позиция Минфина? Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась.

На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки.

При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  • стоимость приобретения реализованных товаров;
  • расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст. 320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Транспортная накладная как подтверждение расходов на перевозку

«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 10

После вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» уполномоченным лицам Минфина приходилось отвечать на многочисленные вопросы налогоплательщиков о применении тех или иных первичных документов в связи с отменой их обязательных форм. Были разъяснения и об использовании транспортной накладной. С тех пор прошло время, многие оценили удобство применения первичных документов, разработанных самостоятельно, и стали забывать, что из этого приятного правила есть исключения. И снова финансовое ведомство высказало свою позицию по вопросу «форменных» и «самодельных» документов в недавнем Письме от 20.07.2015 N 03-03-06/1/41407. О чем же нам, налогоплательщикам, напомнили в министерстве?

Действительно, п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ гласит, что первичные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. Но существует ряд документов, которые будут подтверждать расходы для налогообложения только в случае, если их форма соответствует определенным установленным образцам. Об этом было сказано в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: формы, установленные на основании отдельных федеральных законов, являются обязательными к применению. И это касается не только кассовых документов, о которых, конечно, все помнят.

В Письме от 20.07.2015 N 03-03-06/1/41407 финансисты указали, что к таким документам относится транспортная накладная, заменять ее самостоятельно разработанной формой нельзя!

На чем основана эта позиция? На положениях ГК РФ и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом , разработанных во исполнение требований Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Этот Закон, а также п. 2 ст. 785 ГК РФ называют транспортную накладную документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

Интересно, что в ранних письмах Минфина ссылки на Гражданский кодекс не было (Письмо от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@). На вопрос о подтверждении расходов организации на перевозку грузов в целях исчисления налога на прибыль был дан ответ, что в этих целях можно применять и транспортную накладную, и товарно-транспортную накладную по форме 1-Т. А уже в 2013 г. в многочисленных письмах по данному вопросу Минфин занял позицию с опорой на ГК РФ — причем и в аналогичном вопросе о замене транспортной накладной на товарно-транспортную в качестве первичного документа. В Письме от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014 заявлено, что организация не вправе подтверждать затраты на перевозку груза только товарно-транспортной накладной, поскольку Гражданский кодекс прямо указывает на необходимый вид первичного документа.

Налогоплательщики предлагали еще один вариант подтверждения транспортных расходов — путем представления сведений в своем адаптированном аналоге формы 1-Т с приложением акта об оказании услуг на перевозку груза — и спрашивали, правомерно ли такое представление. Ответ финансистов тоже был отрицательным: нужна товарная накладная, поскольку документально подтвержденными являются затраты по документам, оформленным в соответствии с законодательством РФ, а в данном случае существуют Закон, содержащий требование о составлении транспортной накладной (Устав автомобильного транспорта), и официально установленная форма (Письмо от 28.01.2013 N 03-03-06/1/36).

Так есть ли случаи, когда транспортную накладную составлять не нужно? Да, есть. Во-первых, она не нужна при доставке груза самовывозом, поскольку при этом договор на перевозку не заключается. Ведь, как мы помним, основная задача товарной накладной — подтвердить факт существования договорных отношений. В данной ситуации организация принимает расходы на основании путевого листа, где зафиксированы цель и место назначения осуществленной поездки служебного автомобиля.

Во-вторых, если составлен договор купли-продажи, по которому доставка товара входит в цену и отдельно не оплачивается, транспортные расходы отдельной строкой не выделяются и договора перевозки нет — ни юридически, ни фактически. Подтверждением затрат в этой ситуации также будет служить путевой лист как внутренний документ продавца.

В остальных случаях перевозки груза транспортная накладная — обязательный документ, в том числе при заключении договора транспортной экспедиции на услуги перевозчика.

Претензии по оказанным услугам экспедитора были рассмотрены ФАС ЗСО, который в своем решении опирался в том числе на корректное оформление первичных документов (Постановление от 20.12.2012 N А45-12968/2012). Суть спора заключалась в том, что покупатель отказался оплачивать услуги по доставке груза, который оказался некомплектным, мотивируя свой отказ тем, что услуги фактически оказаны не были, поскольку документы на перевозку не были оформлены: отсутствовали товарно-транспортная накладная и акт выполненных работ. Однако судом аргументация не принята, потому что в материалах дела имелась надлежащим образом оформленная товарная накладная как доказательство факта оказания услуг, в которой указан груз, предусмотренный спецификацией к договору. Заявление покупателя о том, что этот документ должен содержать перечень характеристик товара, признано не соответствующим нормам права. Таким образом, отмечено, что между сторонами существуют отношения, регулируемые нормами ГК РФ о транспортной экспедиции, и постановлено взыскать с покупателя задолженность за оказанные услуги по перевозке. Суд высказал точку зрения, совпадающую с позицией финансового ведомства, об оформлении транспортной накладной как первичного документа, подтверждающего оказание транспортных услуг.

В рамках рассмотрения темы оформления первичных документов упомянем о необходимости их заверения печатью организации.

Федеральный закон N 402-ФЗ не называет печать в качестве обязательного реквизита первичного учетного документа, есть лишь требование подписи его уполномоченным лицом. Однако, если организация сама утвердила для использования в учете форму документа, которая предусматривает реквизит «Место печати», такие документы следует заверять.

В последнее время этот вопрос вновь стал актуален после вступления в силу изменений в Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

С 07.04.2015 организации, созданные в форме АО или ООО, могут не иметь печати, поскольку требование об обязательности наличия круглой печати теперь отсутствует как в первом, так и во втором Законе. Для разъяснения ситуации с оформлением налоговых деклараций, первичных документов и заверением копий Минфин выпустил Письмо от 06.08.2015 N 03-01-10/45390, где отметил, что налоговые органы не могут требовать проставления печати на налоговых декларациях и копиях документов, которые налогоплательщик представляет по их требованию. Что касается «первички», финансисты снова сделали акцент на том, что организация вправе установить обязательность проставления печати на некоторых формах по своему выбору. Логично, что, если такая обязанность установлена, ее следует соблюдать. К слову, форма транспортной накладной, которая является предметом нашего рассмотрения, заверения печатью не требует.

Читать еще:  Фнс рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов

Как подтвердить расходы на автоперевозку: ТН или ТТН?

Минфин России считает, что при автомобильной перевозке грузов необходимо оформлять не только транспортную накладную, но и товарно-транспортную накладную. Но соглашаться с этим мнением необязательно.

Если ваша компания нанимает для перевозки товарно-материальных ценностей стороннюю фирму, то отношения сторон регулирует Закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Вы должны оформить договор перевозки. Подтверждением его заключение считается транспортная накладная (далее – ТН). Ее форма установлена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее – Правила). ТН – обязательный первичный документ (ст. 3, п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Она необходима для подтверждения расходов компании в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).

Минфин России (письма от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123, от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/746 и др.) считает, что одной ТН для подтверждения услуг по перевозке недостаточно. Чиновники настаивают, что в дополнение к ТН необходимо оформлять товарно-транспортную накладную (далее – ТТН) по унифицированной форме № 1-Т.

По правде сказать, такая позиция удивляет. Ведь задолго до введения Правил сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, форму № 1-Т не применявших (пример – постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 г. по делу № А55-15139/2010). Дело в том, что утвердившее ТТН постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 не зарегистрировано в Минюсте России, а значит, не является нормативным правовым актом. Поэтому нельзя ссылаться на него при разрешении споров и штрафовать за его неприменение (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

В ближайшее время форма транспортной накладной изменится. И заверять ее печатями не придется. Эти новшества подготовлены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1208. Однако пока оно официально не опубликовано.

Компания должна утвердить в составе учетной политики документооборот компании, в том числе по автоперевозкам. Но перед тем как определиться, какими именно документами оформлять перевозку, следует разобраться в нюансах этой хозоперации.

Перевозится груз, а не товар

Предположим, ваша компания продает товары, доставляя их покупателю с помощью стороннего перевозчика. В этой ситуации она выступает грузоотправителем, а покупатель – грузополучателем. Однако перевозчику вручается упакованный (затаренный) и маркированный груз (п. 30 Правил), а вовсе не конкретные товары, числящиеся на балансе продавца. Передачу товаров от продавца к покупателю подтверждает товарная накладная, в большинстве случаев составляемая по унифицированной форме № ТОРГ-12. Перевозчик ее подписывает, так В целях налогообложения прибыли как к товарам он отношения не имеет. транспортные услуги по перевозке грузов

Очевидно, сама по себе ТН не доказывает перевозку товаров. Задача бухгалтера – убедительно для контролеров увязать между собой транспортную и товарную накладные. А сделать это нетрудно.

Транспортная накладная предусматривает указание отгрузочного наименования груза. Оно определяется весьма обобщенно — на основании справочника «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ), без указания конкретных характеристик товаров, существенных в сделке купли-продажи.

В транспортной накладной предусмотрен пункт 4 «Сопроводительные документы на груз», в котором имеется отдельная строка для перечня прилагаемых к грузу документов, включая товаросопроводительные. В ней достаточно указать реквизиты ТОРГ-12, а в самой ТОРГ-12 – наименование перевозчика и реквизиты ТН. Тем самым и подтверждается связь между перевозкой груза и перемещением товаров. А транспортная накладная с приложенной к ней товарной накладной окажется аналогом товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Правда, московские налоговики возражают против применения неунифицированных форм (письмо УФНС по г. Москве от 16 июня 2011 г. № 16-15/ 058245@). Но вряд ли эта точка зрения будет поддержана судом (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А40-114362/10-4-649).

Налоговая выгода должна быть обоснованной

Обеспечить получение вычета НДС, предъявленного перевозчиком, и признание провозной платы в расходах по налогу на прибыль – одна из немаловажных задач бухгалтера. На какие нормы при этом нужно опираться?

С точки зрения налогового законодательства грузоперевозка является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Счет-фактура может быть выставлен перевозчиком при условии реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). А реализация подразумевает оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Вычет применяется только при наличии первичных документов о приобретении услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли транспортные услуги по перевозке грузов внутри организации, а также по доставке готовой продукции (в том числе товаров) в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (п. 2 ст. 72 НК РФ).

Как видно, налоговое законодательство требует подтверждения факта оказания услуг. Лишь при таком условии налоговая выгода от расходов на перевозку будет обоснованной. Эта позиция соответствует определению, закрепленному в Законе № 259-ФЗ, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу. Значит, услуга не может считаться оказанной без предъявления груза грузополучателю.

В то же время Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 разъясняет: для признания расходов по гражданско-правовым договорам акт оказанных услуг является обязательным подтверждающим документом только в случае, если его составление обязательно в соответствии с гражданским законодательством или заключенным договором. А при договоре перевозки закон составление акта не предусматривает. Сдачу груза, то есть оказание услуги, подтверждает подпись грузополучателя в транспортной накладной. Это событие определит и дату составления перевозчиком счета-фактуры.

Грузоотправителю, оплатившему перевозку, остается позаботиться о получении экземпляра транспортной накладной с подписью грузополучателя. Нового, дополнительного документа, то есть акта между грузоотправителем и перевозчиком, составлять не требуется.

Четвертый экземпляр транспортной накладной

До введения ТН возражать против применения ТТН не имело особого смысла. Оформление ТТН хотя и не считалось обязательным, но относилось к разряду обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Товарно-транспортная накладная составлялась в четырех экземплярах, из которых экземпляр с подписью грузополучателя возвращался к грузоотправителю. Такой порядок снимал с повестки дня вопрос о подтверждении оказания услуг перевозчиком. Появление транспортной накладной породило сомнения в необходимости сохранения ТТН.

Между тем Правила устанавливают, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется в трех экземплярах (оригиналах) – соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В общем случае у грузоотправителя останется лишь экземпляр, подписанный перевозчиком. Он подтверждает заключение договора перевозки (п. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). И обязанности по возврату грузоотправителю экземпляра с подписью грузополучателя Правила не предусматривают.

По-видимому, эта особенность Правил и стала «яблоком раздора» в налоговой сфере. Между тем для восстановления согласия с налоговиками достаточно договором перевозки установить составление транспортной накладной в четырех экземплярах и обязать перевозчика возвратить грузоотправителю четвертый экземпляр ТН, подписанный грузополучателем. Такое условие не может считаться обременительным для перевозчика, ибо обязанности по выставлению счета-фактуры по факту оказания услуг с него никто не снимал.

Комплект перевозочных документов на партию перевозимого груза состоит из документа, подтверждающего факт передачи материальных ценностей к перевозке, и документа, подтверждающего факт транспортировки груза в место назначения. Следовательно, документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на приобретение транспортных услуг, являются акты выполненных работ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. по делу № А14-12511/ 2010413/28).

А теперь вчитаемся в одно из писем Минфина России, изданное на волнующую нас тему, – от 25 ноября 2011 г. № 03-03-06/ 1/780. С содержащимся в нем утверждением об обязательности применения формы № 1-Т можно поспорить. Но нельзя не согласиться, что документооборот на основе ТТН обеспечивает документирование факта оказания услуги по перевозке товаров. Действительно:

1) экземпляр ТТН предъявляется грузоотправителю (заказчику) после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги;

Читать еще:  В 2015 году начисление взносов на выплаты при увольнении зависит только от их размера

2) назначение ТН отличается от назначения формы № 1-Т.

Тем не менее документооборот, предлагаемый министерством, является избыточным и при этом не имеет под собой нормативных оснований. Ничто не запрещает заказчику расширить назначение ТН, закрепив свои «налоговые» интересы в договоре перевозки. Если четвертый экземпляр ТН с подписью грузополучателя возвращается грузоотправителю (заказчику), то необходимость в ТТН отпадает. Транспортная накладная выполняет роль транспортного раздела товарно-транспортной накладной. Разумеется. при условии, что в качестве товаросопроводительного документа в ТН указана форма ТОРГ-12, а в последней приведены реквизиты ТН.

В итоге приходится признать: о предотвращении споров с налоговыми органами и оптимизации документооборота можно и нужно позаботиться заблаговременно, на стадии заключения договора перевозки.

Суровые будни бухгалтера

В этом году Минфин России письмом от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/99 подтвердил свои прошлогодние позиции. В нем сообщается следующее: «Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов». Хотя не так давно чиновники отказывались от разъяснений о применении унифицированных форм (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 07-02-10/ 24, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 20 мая 2009 г. № ВЕ-17-3/96@). Добавим, что приверженность финансистов к унифицированным формам – это даже анахронизм, поскольку упоминание о них исключено из нового закона о бухгалтерском учете.

К сожалению, названное письмо имеет особый статус. Дело в том, что с 1 января 2012 года Минфин России получил полномочия давать разъяснения и налоговым органам. Это нововведение закреплено в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, письмо Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-02-08/89). Во взаимосвязи с обязанностью налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ) новая норма влечет обязательность писем Минфина для налоговых инспекций. А раньше статус обязательных имели лишь письма министерства, непосредственно доведенные до налоговых органов ФНС России.

Теперь можно ожидать, что разногласия с налоговыми инспекторами в рамках возражений по акту налоговой проверки урегулировать не удастся. Завершать налоговый спор по применению ТТН в дополнение к ТН предстоит в суде. Поскольку ТН введена с августа 2011 года, арбитражным судам еще предстоит сформировать свою позицию. Но арбитры письмами Минфина России руководствоваться не обязаны.

Е.Ю. Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС -БУХГАЛТЕР»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Комментарии и мнения

То, что чиновники считают транспортную накладную единственным первичным документом, который подтверждает понесённые автотранспортные расходы, давно не секрет. Не выпадает из этого ряда и письмо Минфина России от 15.10.18 № 03-03-06/1/73696.

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной — коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ. При этом в соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утверждена форма транспортной накладной.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. При этом их формы определяет руководитель организации по представлению главного бухгалтера с учётом перечня обязательных реквизитов первичного учётного документа, установленного в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Таким образом, пришли к выводу чиновники, для целей налогообложения прибыли подтверждением произведённых налогоплательщиком затрат по договору перевозки груза будут являться любые документы, оформленные в соответствии с требованиями ГК РФ к такому договору и отраслевым законодательством, при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

Следовательно, в случае заключения договора перевозки груза подтверждение затрат компании на перевозку груза производится на основании транспортной накладной. В общем, подтверждением является любой документ, если этот документ – транспортная накладная.

Просто напомним, что согласно Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 не все формы первичной документации были отданы на откуп самим налогоплательщикам. Так, в письме ФНС России от 17.05.16 № АС-4-15/8657@ налоговики уточнили, что в области регулирования перевозок автомобильным транспортом действующее законодательство предъявляет специальные требования к формам первичных учётных документов.

На основании п. 6 уже упомянутых Правил перевозок грузов автомобильным транспортом составление транспортной накладной грузоотправителем, (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза. (См., например, письма Минфина России от 06.11.14 № 03-03-06/1/55918 и от 30.04.13 № 03-03-06/1/15213).

Можно вспомнить судебную практику по товарно-транспортной накладной по форме 1-Т. (В настоящее время применение этой формы не обязательно). В постановлениях АС Центрального округа от 22.01.15 № Ф10-4695/2014, АС Восточно-Сибирского округа от 14.04.16 № Ф02-1543/2016, АС Северо-Кавказского округа от 07.04.16 № Ф08-1621/2016 судьи сделали вывод, что без наличия ТТН доказать факт реальности грузовых перевозок нельзя.

Транспортные расходы можно подтверждать разными документами

А не только товарно-транспортной накладной

Какие документы необходимо представить налогоплательщику, чтобы подтвердить транспортные расходы? С этим вопросом столкнулся предприниматель, когда налоговики доначислили ему НДФЛ и ЕСН, указав на неправомерное уменьшение указанных налогов на суммы транспортных расходов по перевозке товаров, которые, по мнению налоговиков, могли подтверждаться только товарно-транспортными накладными.

Суд согласился с налогоплательщиком и в качестве документов, подтверждающих транспортные расходы, принял договоры на оказание транспортных услуг; акты выполненных работ; копии путевых листов; реестры автотранспортных перевозок; маршрутные листы; товарные накладные; квитанции к расходным кассовым ордерам.

Комментарии

Новости по теме:

  • 05.09.2017 Компания вправе принять в состав расходов компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля
  • 17.02.2014 Наличие ТТН является необходимым условием для принятия расходов, связанных с перевозкой грузов
  • 30.09.2013 Путевые листы, как подтверждение расходов на ГСМ, обязательны не для всех организаций

  • 10.05.2012 Первичный документ на иностранном языке: как отразить расходы
  • 14.09.2010 Можно ли разрабатывать многодневные путевые листы?
  • 03.09.2009 Товарно-материальные ценности списываются без ТТН

Cтатьи по теме:

  • 28.04.2016 Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
  • 14.02.2014 Учет транспортных расходов по доставке некачественного товара: мнение специалистов
  • 03.12.2013 Компенсации за использование личного авто сотрудника

  • 20.07.2009 Унифицированные формы «первички»
  • 02.07.2009 Путевой лист автомобиля
  • 15.12.2008 Ошибки в «первичке»

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Обновлён порядок ведения госреестров

Судебные дела:

Составление путевого листа носит обязательный характер только для автотранспортных предприятий, к которым не относится ЗАО «Автолайт», поэтому ЗАО «Автолайт» вправе подтвердить правомерность списания горюче-смазочных материалов иными документами.

По мнению суда, при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Какими документами можно подтвердить расходы на транспортировку груза? Данный вопрос рассматривался в ФАС Дальневосточного округа. Кассационная инстанция признала, что расходы документально и экономически были подтверждены. Требования общества удовлетворены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно согласились с доводом налогового органа об отсутствии фактического раздельного учета операций, подлежащих обложению ЕНВД и по общей системе налогообложения, правомерно признав обжалуемое решение инспекции законным и обоснованным.

  • 29.06.2009 В НК РФ не установлен перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предусмотрено каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению)
  • 10.03.2009 ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» подтвердило расходы соответствующими актами. Форма таких актов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, в них имеются. Поэтому предъявление инспекцией дополнительных требований к их содержанию неправомерно
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector