Реально ли снизить штраф, подав уточненку до вынесения решения по выездной проверке?

Когда уточненная декларация поможет избежать штрафа

Если после подачи декларации налогоплательщик выяснит, что облагаемая база занижена, он обязан подать «уточненку». При соблюдении ряда условий уточненная декларация может избавить от штрафа за неуплату налога. В настоящей статье мы подробно расскажем, что это за условия, и в какой момент они считаются выполненными.

Вводная информация

Если налогоплательщик обнаружил, что указанная в декларации сумма налога к уплате оказалась заниженной, он должен подать «уточненку». Данная обязанность закреплена пунктом 1 статьи 81 НК РФ. Уточненная декларация освобождает от штрафа за неуплату налога, но только если соблюдены определенные условия, перечисленные в Кодексе.

Например, если «уточненка» подана до истечения срока уплаты налога, то санкция отменяется при выполнении следующего условия. Уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Либо до момента, когда налогоплательщик узнал о предстоящей выездной проверке (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Помимо этого, избежать штрафа удастся в случае, если «уточненка» за тот или иной период подана после окончания срока уплаты налога и после выездной проверки за тот же период. Необходимым условием здесь является положительный для компании или предпринимателя исход проверки. Иными словами, санкции не будет, если инспекторы в ходе выездной проверки не обнаружили занижение налога, которое впоследствии было исправлено путем подачи «уточненки» (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ). Заметим, что на практике подобные ситуации встречаются довольно редко и, как правило, не приводят к разногласиям с налоговиками.

Но закон предусматривает и другие случаи, когда уточнения могут освободить от штрафа. Это представление «уточненки» после истечения срока уплаты налога, но до выездной проверки, а также представление «уточненки» до окончания камеральной проверки первичной декларации. В этих ситуациях конфликты с инспекторами возникают довольно часто. Рассмотрим подробно оба случая.

«Уточненка» представлена после окончания срока уплаты налога, но до выездной проверки

В подпункте 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ сказано, что уточненная декларация, поданная после окончания срока уплаты налога, не влечет санкции, если соблюдены два условия. Во-первых, уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы, или о том, что они назначили выездную проверку. Во-вторых, еще до подачи «уточненки» налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

К сожалению, не вполне ясно, как следует трактовать приведенное выше правило. Означает ли оно, что при несоблюдении названных условий налоговики автоматически получают право оштрафовать налогоплательщика по статье 122 НК РФ?

Специалисты финансового ведомства дают отрицательный ответ. Так, в письме Минфина России от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578 говорится, что даже если налог и пени не перечислены до подачи «уточненки», инспекторы не могут сразу оштрафовать организацию или предпринимателя. Сначала налоговики должны разобраться, действительно ли совершено нарушение, и в чем оно заключается (см. «Неуплата налога и пени до подачи «уточненки» не является безусловным основанием для привлечения к ответственности»). Подобный вывод подтверждается арбитражной практикой. Судьи подчеркивают: несоблюдение условий при подаче «уточненки» не снимает с сотрудников ИФНС обязанности доказывать состав нарушения (см., например, постановление АС Уральского округа от 04.03.15 № Ф09-190/15).

Кроме того, возникает вопрос о том, можно ли избежать санкции, если соблюдены не оба названных условия, а только одно из них? Ответ зависит от того, какое именно условие не выполнено. Если налогоплательщик не заплатил недостающую сумму налога и пени, то штраф неизбежен, и суды всегда поддерживают налоговиков (см. определение ВС РФ от 10.08.15 № 302-КГ15-8611 и постановление АС Московского округа от 30.01.15 № А40-81421/2014). И даже в случае, когда есть недоимка только по пеням, а налог перечислен, решение, скорее всего, будет в пользу инспекции (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.14 № А56-15646/2014).

Иначе обстоит дело, если налог и пени уплачены, а невыполненным оказалось другое условие. То есть «уточненка» представлена после того, как налогоплательщик узнал, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Среди судей единства нет. Иногда они встают на сторону налоговиков и подтверждают, что при данных обстоятельствах освобождение от штрафа невозможно (см. определение ВАС РФ от 11.04.14 № ВАС-3399/14). Но встречаются и другие примеры. В частности, столичный Арбитражный суд пришел к выводу, что даже если уточнения представлены после обнаружения инспекторами нарушений, основания для штрафа могут отсутствовать. Главное, чтобы на момент подачи «уточненки» налог и пени были уплачены. Данное решение оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 30.06.15 № А40-128481/14.

На наш взгляд, у налогоплательщиков, которые окажутся в похожей ситуации, есть шанс оспорить санкцию в суде. Но, учитывая противоречивый характер арбитражной практики, начинать тяжбу целесообразно, только если величина штрафа весьма существенна.

«Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ содержит следующее правило. Если «уточненка» представлена до окончания камеральной проверки ранее поданной декларации, то такая проверка прекращается. Вместо нее налоговики обязаны начать новую проверку в отношении уточненной декларации.

Налогоплательщики иногда пользуются этой нормой, чтобы избежать привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ. Как только бухгалтер, ознакомившись с актом, узнает, что в ходе проверки первичной декларации обнаружено занижение облагаемой базы, он подает «уточненку», где данное нарушение исправлено. Рассчитывает он на то, что инспекторы, не успев назначить штраф, завершат проверку первичной декларации. Далее начнется проверка уточненной декларации, и эта проверка уже не выявит никаких недочетов.

Но на практике зачастую не все проходит гладко. Дело в том, что в Налоговом кодексе четко не обозначено, какая дата является днем окончания камеральной проверки. Соответственно, нет полной ясности, в каком случае «уточненка» считается поданной до окончания камеральной проверки первичной декларации.

Чиновники полагают, что проверка окончена после того, как подписан акт по ее итогам. Такая позиция изложена в письме ФНС России от 23.07.12 № СА-4-7/12100 (подробнее об этом см. в статье «Какое решение примут инспекторы, если налогоплательщик заявил НДС к вычету, а затем подал «уточненку»»). Это означает, что уточненная декларация, представленная после подписания акта, не может служить поводом для прекращения всех действий по первичной проверке. Другими словами, ничего не мешает инспекторам вынести решение о штрафе в связи с искажениями, обнаруженными в первичной декларации.

Арбитражная практика по данной теме противоречива. Иногда судьи утверждают, что дата окончания «камералки» — это день подписания решения, а не акта проверки. И если уточнения представлены после подписания акта, но до вынесения решения, то первичную проверку следует прекратить. Как следствие, штраф по первичной декларации невозможен (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.14 № А57-15314/2013, ФАС ЗСО от 02.07.14 № А03-1691/2013). Но есть и противоположные решения. Например, АС Дальневосточного округа признал, что уточнения, поданные после подписания акта, не обязывают сотрудников ИФНС прекращать первичную проверку и отменять штраф (постановление от 07.11.14 № Ф03-4545/2014).

Трудно предсказать, какой вердикт вынесет суд в аналогичном споре. И все же, по нашему мнению, при существенной величине штрафа налогоплательщику имеет смысл подать «уточненку» с исправлениями.

К каким еще последствиям приведет подача «уточненки»

Уточненная декларация может избавить не только от налоговой санкции, но и от административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15.11 КоАП РФ таким нарушением является искажение данных бухучета, повлекшее занижение налогов не менее чем на 10 процентов, либо искажение любой строки формы бухотчетности не менее чем на 10 процентов. За подобные деяния предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Наказания удастся избежать, если представить уточненную декларацию с соблюдением всех условий, предусмотренных для случая, когда «уточненка» подана после срока уплаты налога. Плюс к этому нужно исправить бухгалтерскую отчетность и представить ее до того, как она будет утверждена (см. «Закон, освобождающий от штрафов за исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности, вступит в силу с 1 ноября 2013 года»).

Вместе с тем представление уточненной декларации влечет за собой и другое последствие, менее приятное для налогоплательщика. Подавая «уточненку» за тот или иной период, бухгалтер должен быть готов к выездной проверке за этот период. Даже если прошло более трех лет, налоговики, вопреки общему правилу, смогут назначить такую проверку. Об этом говорится в письме ФНС России от 29.05.12 № АС-4-2/8792 (см. «В случае представления «уточненки», налоговики могут проверить период, превышающий три года, если раннее этот период не был охвачен выездной проверкой»).

Две сложные ситуации во время выездной проверки

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

Читать еще:  Расходы на листовки и буклеты участвуют в расчете 5%-ного барьера для раздельного учета по ндс

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.

Назовем три главных правила такой ревизии:

  • проводится на территории налогоплательщика;
  • затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
  • продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).

Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает плательщику. Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.

Проверка приостановлена

Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае:

  • истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
  • направления запросов в иностранные юрисдикции;
  • назначения и проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально. То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным. Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.

Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).

Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии. То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). При этом ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.

Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).

Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.

«Уточненка» во время проверки

Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.

«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде». Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году. Обзор практики и рекомендации налогового юриста».

В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?

  • Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
  • Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.

Представить «уточненку» можно и после выездной проверки, но при условии, что в рамках ревизии проверяющие не обнаружили ошибок или неточностей, которые компания собралась исправить (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Но есть решения в пользу компаний.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

Имейте ввиду, что корректировать налоговые обязательства с помощью «уточненок» следует с осторожностью. Такие действия могут привести к дополнительным мероприятиям налогового контроля или к повторной выездной проверке (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041).

То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:

  • провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
  • назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
  • провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.

Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.

ФНС разъяснила, как при выездной проверке учитываются уточненки и прошлые камералки

ФНС выпустила эпохальное письмо от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@ об установлении налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных проверок.

Письмо касается выявления адекватных сумм к уплате в таких случаях:

  • если в ходе выездной проверки пересмотрены выводы, сделанные по результатам камеральных проверок;
  • необходимость пересчета налога на прибыль при доначислении в рамках выездной проверки иных налогов;
  • при подаче налогоплательщиками уточненных деклараций после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней.

НК не предполагает дублирования контрольных мероприятий в рамках выездных и камеральных проверок. В связи с этим не исключается выявление при проведении выездной проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при камеральной проверке. Данные выводы содержатся в определении КС от 10.03.2016 № 571-О.

Также ФНС указала со ссылкой на КС, что акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства, в связи с чем наличие решения по результатам камеральной проверки не исключает штраф за нарушение, установленное в ходе выездной проверки.

По второму пункту ФНС привела постановление ВС № 305-КГ16-10138 от 30.11.2016 о том, что налоговики должны включать в расходы доначисленные налоги в рамках одной проверки. ФНС уточняет: это делается при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки. Аналогичные выводы ВС изложил также в определении 305-КГ16-13478 от 26.01.2016.

Также ФНС привела в пример определение ВС № 305-КГ16-14941 от 21.02.2017, согласно которому НДС можно возместить по итогам выездной проверки, даже если в ходе камералки отказано. НК не предусмотрены последствия за нарушение срока на отказ от освобождения операций от обложения НДС, указал ВС. ФНС из этого документа привела такой вывод: при отсутствии права на вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входящего» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.

В отношении третьего пункта ФНС напомнила об определении ВС от 12.12.2017 № 301-КГ17-14742: налоговая вправе не учитывать уточненки, дублирующие решение по выездной проверке. ФНС привела обобщенные выводы судов: уточненная декларация, представленная после завершения выездной проверки и до вынесения решения, а также возражения и дополнительно полученные, как от налогоплательщика, так и в ходе допмероприятий налогового контроля, документы могут являться информацией о действительных обязательствах налогоплательщика.

В определении ВС № 310-КГ16-5041 от 13.09.2016 указано, что уточненка, поданная после окончания проверки, может быть проанализирована в ходе допмероприятий, которые налоговики начали именно после получения уточненки. Как вариант, ИФНС вправе назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Вместе с тем, налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам проверки показатели уточненных деклараций, представленных налогоплательщиками после составления акта выездной проверки. В пример ФНС привела решение ВС от 20.04.2018 № 307-КГ18-3827 (мы рассказывали об этом споре в связи с учетом роялти зависимому «упрощенцу» за промышленные образцы вагонов). ФНС сообщила, что после проведения выездной проверки, но до принятия по ней решения, истец представил уточненки, в которые была включена сумма внереализационных расходов, ранее не отражавшихся в бухгалтерском и налоговом учете. Камералка к моменту вынесения решения по выездной проверке завершена не была, поэтому указанные расходы не могут учитываться в качестве переплаты, влияющей на сумму налога, начисленного по результатам выездной проверки, до окончания камералки, указали суды.

Читать еще:  Страховые взносы на стоимость обучения можно не начислять

ФНС резюмировала: в случае подачи налогоплательщиками уточненки после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право как на проведение допомероприятий налогового контроля и учет показателей уточненки при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную проверку. Налоговый орган также вправе проверить уточненки исключительно в рамках камеральных проверок. Выбирая вариант действий, налоговым органам необходимо учитывать объем и характер уточняемых сведений, который должен позволять установить фактические налоговые обязательства и принять законное и обоснованное решение.

Уточненка без штрафа за ошибку

Рассчитать сумму пени вам поможет калькулятор:

Общие правила

Рассмотрим такую ситуацию. Организация допустила ошибку, занизив в декларации налоговую базу. Соответственно, и налог был уплачен в меньшем размере, чем нужно. Установленные в НК сроки подачи декларации и уплаты налога истекли.

Предположим, что на этапе камеральной проверки инспекция ошибку не обнаружила. Однако расслабляться рано. Ведь если это случится в ходе выездной проверки, то организации грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налог а п. 1 ст. 122 НК РФ .

Этого штрафа можно избежать, если четко следовать порядку исправления ошибо к ст. 81 НК РФ; Письмо Минфина от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498 .

Шаг 1. Пересчитываем налоговую базу, исправив ошибку в периоде, в котором она была допущена. Составляем уточненную декларацию по той же форме, по которой была составлена первоначальная деклараци я п. 5 ст. 81 НК РФ .

При этом в поле «Номер корректировки» титульного листа уточненной декларации надо указать цифру, соответствующую порядковому номеру уточненной декларации за конкретный отчетный период (начиная с 1). В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально верн ы Письмо ФНС от 25.06.2015 № ГД-4-3/11057@ .

Исключения есть в Правилах заполнения уточненной НДС-декла ­рации. Так, если ошибка не связана с книгой покупок и книгой продаж, раздел 8 «Сведения из книги покупок. » и/или раздел 9 «Сведения из книги продаж. » можно подать почти пустыми, поставив в них только признак актуальности сведений «1» пп. 45.2, 46.2, 47.2, 48.2 Порядка, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ . Тогда остальные строки этих разделов заполнять не потребуется.

С 1 октября 2017 г. пени за просрочку уплаты налога за период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки будут считаться по повышенной ставке, а именно по 1/150 ставки ЦБ РФ. Правда, только если недоимка образовалась 01.10.2017 или поздне е п. 4 ст. 75 НК РФ; п. 9 ст. 13 Закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ .

Если ошибка связана с книгой покупок (продаж), но исправлялась она путем составления дополнительного листа к такой книге, надо в уточненной декларации заполнить приложение 1 к разделу 8 (9). А сам раздел 8 (9) можно заполнить так:

• или поставить признак «0» и продублировать сведения раздела (они будут идентичны данным первоначальной декларации);

• или поставить признак «1», при этом ранее поданные сведения не нужно дублировать. Программа налоговиков автоматически подхватит их.

Если данные из книги покупок (продаж) были отражены в первичной декларации неправильно, то раздел 8 (9) в уточненке придется приводить полностью с признаком актуальности «0». В том числе и данные о счетах-фактурах, изначально перенесенные в декларацию верно. Если отразить только счета-фактуры, данные о которых исправлялись, это приведет к потере данных из всех иных счетов-фактур (которые не правились).

Шаг 2. Рассчитываем две суммы:

• сумму необходимой доплаты налога;

• сумму пеней за просрочку в уплате этой части налога. Рассчитывается за каждый день просрочки исходя из 1/300 ставки ЦБ. Количество дней просрочки определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (то есть за сам день уплаты недоимки не нужно начислять пени) пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ; п. 2 разд. VII приложения к Приказу ФНС от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ ; Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318 .

Шаг 3. Перечисляем в бюджет недоимку и пени ст. 75 НК РФ .

Шаг 4. Подаем уточненную декларацию в инспекцию. Кстати, если это уточненка по НДС, то ее надо сдавать исключительно в электронном виде п. 5 ст. 174 НК РФ; п. 7 ст. 5 Закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ .

В Налоговом кодексе нет срока для представления уточненной декларации. Но чем дольше вы тянете с подачей уточненки и уплатой недоимки, тем больше сумма пеней.

Исправлять ошибки имеет смысл только за предыдущие 3 года. Ведь более ранние периоды уже не могут быть охвачены выездной налоговой проверкой, если, конечно, вы не подадите уточненную декларацию за эти периоды. А значит, самостоятельно инспекция не сможет выявить ошибку, взыскать недоимку, начислить пени и оштрафовать организаци ю п. 4 ст. 89 НК РФ .

Шаг влево, шаг вправо — штраф?

Что будет, если налоговая ошибка исправлена неправильно? К примеру, уточненная декларация представлена, но пени и недоимка не уплачены вовремя (до подачи самой уточненки)?

В таких ситуациях часто инспекторы автоматически выписывают штраф. Ведь предварительная уплата суммы налога и пеней — необходимое условие для освобождения налогоплательщика от ответственности за допущенную ранее ошибк у п. 4 ст. 81 НК РФ . Не выполнили условие — платите штраф. И считают его налоговики очень просто: берут разницу между суммой налога, указанной в уточненке, и суммой налога, указанной в первоначальной декларации. Полученное, не мудрствуя лукаво, умножают на 20%. А в качестве основания для штрафа приводят всего две статьи НК: ст. 81 и ст. 122.

При расчете налога сложные математические вычисления, как правило, не нужны. Однако это не гарантирует отсутствие ошибок в декларации

Казалось бы, все логично: налоговики расценивают факт подачи уточненки как факт признания правонарушения по ст. 122 НК РФ. Однако и судьи, и Минфин считают, что этого мало Письмо Минфина от 12.08.2013 № 03-02-07/1/32578 . Само по себе бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет суммы налога, указанной в декларации, не повод штрафовать по ст. 122 НК РФ п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (далее — Постановление № 57) . При получении от налогоплательщика уточненки налоговики должны понять, в чем конкретно заключалась ошибка. Ведь возможно, что налогоплательщик ошибся, подав уточненку, а в первоначальной декларации все было правильно.

В ходе камеральной проверки такой декларации инспекторы должны установить факт совершения правонарушения (повлекшего ошибку в первичной декларации) и отразить его в своем решени и подп. 2 п. 5 ст. 101, п. 3 ст. 108 НК РФ . Так, в нем инспекция должна указат ь п. 8 ст. 101 НК РФ :

• установленные проверкой и подтвержденные документами обстоятельства совершенного правонарушения;

• какие именно нормы Кодекса нарушены. К примеру, неправомерное заявление вычета НДС нарушает ст. 172 НК РФ. А ошибки в расчете отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств — п. 2 ст. 324 НК РФ. В решении должны быть указаны подобные конкретные нарушения со ссылками на статьи НК;

• по каким статьям НК РФ организация привлечена к ответственности, к примеру по ст. 122 НК РФ.

Если в решении, вынесенном по итогам проверки вашей уточненки, нет описания конкретных нарушений, повлекших занижение суммы налога к уплате, у вас есть шанс оспорить его в суде.

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем вдво е п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ; п. 16 Постановления № 57 .

Когда инспекция составила правильное решение, а не формальное, то придется смириться со штрафо м Письма Минфина от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498 , от 05.12.2016 № 03-02-08/71886 . Если, конечно, налоговая база действительно была занижена. Однако помните, что такой штраф можно уменьшить, сославшись на смягчающие обстоятельства:

• сама по себе подача уточненки может быть признана таким обстоятельством, снижающим сумму штраф а подп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 26.04.2011 № 11185/10 . Иначе у налогоплательщиков не будет стимула самостоятельно исправлять ошибк и п. 17 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71 . Но в любом случае пени вам придется уплатить полностью;

• уплата недоимки и пеней после представления декларации (в том числе уточненной), но до вынесения решения инспекцией также может уменьшить сумму штрафа, хотя полностью от него не освобождае т Постановления Президиума ВАС от 26.04.2011 № 11185/10 ; АС ЗСО от 16.06.2016 № Ф04-2227/2016 ;

Читать еще:  Фсс рассказал, куда платить декабрьские взносы: ему или сразу в фнс

• уплата одной лишь недоимки до подачи уточненки (без уплаты пеней) также поможет снизить штраф за допущенную ошибк у Постановления АС СЗО от 18.12.2014 № А56-15646/2014 ; ФАС ДВО от 05.05.2014 № Ф03-1417/2014 .

Уточненка при переплате

Переплата по налогу, которую можно принимать во внимание, должна быть не старше 3 лет статьи 78, 79 НК РФ . Если у вас есть переплата по уточняемому налогу, признанная инспекцией, важно установить, на какую дату она у вас возникла. Разобраться в этом поможет наша таблица.

Разобравшись с имеющейся переплатой и сроками ее возникновения, перейдем к рассмотрению различных ситуаций, возникающих при уточнении декларации.

Ситуация 1. На дату окончания срока уплаты налога по первичной декларации имелась переплата по этому налогу, превышающая сумму недоимки, выявленной при составлении уточненной декларации, или равная ей. Такая же переплата сохранялась вплоть до момента подачи уточненки. В этом случае до подачи уточненной декларации не требуется уплачивать пени и перечислять недоимку в бюджет. Ведь сама недоимка даже не возникает, а вслед за ней не возникают и пени.

Претензий к организации со стороны налоговиков быть не должно. Как не должно быть и штрафа. Ведь нет неуплаты налог а ст. 122 НК РФ; п. 20 Постановления № 57; Письмо Минфина от 23.05.2017 № 03-02-07/1/31591 .

Грозит штраф по итогам проверки? Заявляйте смягчающие обстоятельства. От штрафа они не спасут, но уменьшат его размер

Ситуация 2. На дату подачи уточненки есть переплата по налогу, однако:

• она возникла позже срока, отведенного НК для уплаты налога по первичной декларации;

• такая переплата была неизменной с момента возникновения и сохранялась вплоть до даты подачи уточненной декларации.

Получается, что в определенный период бюджет пострадал от допущенной налогоплательщиком ошибки. Этот период начинается с даты, следующей за днем окончания срока для уплаты налога по первоначальной декларации, и заканчивается датой образования переплаты по налогу. Следовательно, за этот период должны быть уплачены пени статьи 75, 81 НК РФ . Иначе будет штраф, ведь условия для освобождения от штрафа не выполняютс я п. 20 Постановления № 57; Постановление АС ВВО от 21.05.2015 № Ф01-1642/2015 .

Поэтому безопаснее до подачи уточненки уплатить пени и пояснить инспекции, что недоимка не перечисляется из-за наличия переплаты по уточняемому налогу.

Ситуация 3. Сумма переплаты, имеющаяся на дату подачи уточненки, меньше суммы недоимки. Перед подачей уточненной декларации ее можно учитывать при расчете как суммы недоимки, подлежащей уплате, так и суммы пеней.

Если итоговую недоимку и пени не уплатить в бюджет, налоговики могут оштрафовать организацию. При расчете штрафа доначисленная сумма налога по уточненке должна быть уменьшена на сумму переплаты, имевшейся на дату подачи уточненной деклараци и Письмо ФНС от 22.09.2015 № СА-4-7/16633 .

Условие. К примеру, уточняется декларация по налогу на прибыль за 2015 г. Сумма налога к уплате в уточненной декларации по сравнению с первичной выросла на 10 000 руб.:

• в федеральный бюджет — на 1000 руб. (2% из 20%);

• в региональный бюджет — на 9000 руб. (18% из 20%).

На дату подачи уточненной декларации имеется переплата по налогу на прибыль:

• в федеральный бюджет — 1500 руб., возникшая 28.07.2016;

• в региональный бюджет — 4000 руб., возникшая 28.03.2016.

Уточненная декларация подается 16.06.2017, а 15.06.2017 уплачивается сумма недоимки и пеней.

Решение. Последний день срока для уплаты налога на прибыль за 2015 г. — 28.03.2016.

Покажем на схеме период начисления пеней в федеральный бюджет по недоимке, образовавшейся после исправления ошибки, но погашенной еще до подачи уточненки.

Период начисления пеней по недоимке в региональный бюджет в нашем примере считается иначе.

Чтобы получить освобождение от штрафа за ошибку, допущенную в декларации за 2015 г., 15.06.2017 организации нужно перечислить в бюджет следующие суммы.

Уточненная декларация защитит от штрафа

Уточненную декларацию обычно подают уже после того, как истек срок сдачи отчетности и уплаты налога. В таком случае, чтобы избежать штрафа, необходимо выполнить два условия, иначе «уточненка» не поможет.

AUTH: Николай Морозов, эксперт «УНП»

Знал или не знал

Условие первое: налогоплательщик подал «уточненку» до того, как узнал об обнаружении налоговиками ошибок в первоначальной декларации или назначении выездной проверки. Поэтому, если вы ошиблись в декларации, имеет смысл поспешить с исправлениями — пока не пришло неприятное известие из налоговой.

В случае с выездной проверкой таким известием является решение о ее проведении. Налоговики должны непременно предъявить его налогоплательщику (п. 1 ст. 91 НК РФ). Поэтому, если вам не направляли решение о проверке, можете смело ссылаться на поданную уточненную декларацию как причину не платить штраф.

Специального решения для проведения камеральной проверки налоговики не выносят и извещать компанию о ее проведении не обязаны. Документальным же подтверждением обнаружения ошибок в ходе камеральной проверки является решение, принятое по ее итогам. Пока вы не увидели этого решения, нет никаких оснований говорить, что вы узнали об обнаружении ошибки.

Обычно такому решению предшествует требование представить дополнительные документы и пояснения. Этот факт свидетельствует, что, возможно, налоговики обнаружили в отчетности ошибку. Если, получив требование и перепроверив декларацию, вы обнаружите, что действительно ошиблись, то вместо затребованных документов представьте уточненную декларацию. А документы подайте через отведенные на это пять дней (п. 1 ст. 93 НК РФ). Оснований штрафовать вас у налоговиков не будет.

Сначала недоимка и пени — потом освобождение от штрафа

Второе условие, которое надо выполнить, чтобы спастись от штрафа: необходимо до подачи уточненной декларации погасить недоимку и заплатить пени.

Особое внимание надо уделить пеням. Дело в том, что, если компания не полностью погасит недоимку, штраф начислят исходя из остатка долга перед бюджетом (20 процентов по статье 122 НК РФ). Если же не доплатить пени, санкции будут рассчитываться со всей суммы к доплате по уточненной декларации.

Причина кроется в следующем. Сумма налога, которую компания доплатит до подачи уточненной декларации, будет считаться переплатой (письмо Минфина России от 29.09.05 № 03-02-07/1-251). Суды полагают, что при наличии переплаты и недоимки в одном и том же периоде штраф надо начислять на их сальдо — сумму долга, не покрытую переплатой (постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 02.08.04 № А11-1495/2004-К2-Е-1592 и Поволжского округа от 27.09.05 № А57-12366/03-26).

А вот к недоплате пеней судьи подходят формально. Если компания не погасит эту часть долга, ее могут лишить права на освобождение по статье 81 НК РФ. Судьи указывают, что, если компания не доплатила пени, она не выполнила все условия для того, чтобы считаться «чистой» перед бюджетом. И поэтому ее можно штрафовать исходя из всей суммы, подлежащей доплате по «уточненке» (постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 13.03.06 № А29-4527/2005а, Западно-Сибирского округа от 18.08.05 № Ф04-5295/2005 (13965-А27-27) и Восточно-Сибирского округа от 06.09.05 № А19-3063/05-40-Ф02-4384/ 05-С1).

Однако иногда суды все же высказываются в пользу компаний. Например, судьи федеральных арбитражных судов Московского и Центрального округов считают, что статьей 122 НК РФ не предусмотрена ответственность за неуплату пеней. Поэтому штрафовать фирму за это нельзя (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 13.10.04 № КА-А41/9182-04 и Центрального округа от 10.03.05 № А08-3636/04-07).

Как видите, судебная практика по данному вопросу неоднозначна. И чтобы наверняка избежать штрафа, лучше уплатить пени в полном объеме до подачи «уточненки».

Уточненная декларация поможет выиграть время

Общеизвестно, что уточненная декларация может выручить в ситуации, когда компания по каким-то причинам не успевает вовремя подготовить налоговую отчетность. В таком случае в установленный срок подают заведомо неполный или вовсе «нулевой» отчет. А через пару дней, которых не хватило, чтобы подготовить отчетность, представляют безупречную «уточненку». Расчет делается на то, что за это время инспекторы не успеют известить компанию об обнаруженной ошибке или назначении выездной проверки. Оштрафовать за несдачу декларации налоговики также не смогут, так как компания представила ее своевременно (пусть и «черновой» вариант). А за просрочку сдачи уточненного отчета штрафовать нельзя (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.05.06 № КА-А41/3357-06).

Но учтите одну деталь. Если инспекторы до подачи уточненной декларации все же успеют известить компанию о том, что назначили выездную проверку или обнаружили ошибку, освобождения от штрафа не видать. И штраф будет вовсе не за просрочку сдачи отчетности по статье 119 НК РФ (при просрочке менее 180 дней — 5 процентов от суммы к доплате за каждый месяц просрочки, но не менее 100 рублей). Компанию оштрафуют за неуплату налога по статье 122 НК РФ сразу на 20 процентов, а если докажут умысел — на 40 процентов от суммы, которую она своевременно не показала в декларации. Впрочем, таких неприятностей не будет, если, несмотря на неурядицы с отчетностью, компания своевременно перечислит в бюджет сумму налога.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector