У обычных фирм будет меньше бухгалтерской отчетности

Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за 2016 год в полном объеме, со всеми приложениями. Бухгалтерский учет ведется по обычному плану счетов, без упрощений. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию на 31.12.2015. Соответственно, бухгалтерская финансовая отчетность за 2016 год подлежит обязательному аудиту. Организация не провела аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет ПБУ 18/02 и т.д.). ООО не обязано публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Какая ответственность установлена в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены. Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ.
Не установлено прямой ответственности и за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено. Тем не менее, указанные нарушения могут повлечь негативные последствия вследствие непредставления аудиторского заключения, непредставления отдельных форм отчетности в налоговый орган и (или) в орган государственной статистики, представления такой отчетности в неполном или искаженном виде, а также если упрощенные способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов.
Указанные нарушения могут являться основанием для привлечения организации и (или) ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование вывода:
1. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон N 307-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) аудиторская проверка ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.
По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
Обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью предусмотрена только для обществ, публикующих свою отчетность (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее — Закон N 357-ФЗ) с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
В рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности ООО за 2016 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2017 года.
В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 по делу N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).
Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.
При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней — это два отдельных нарушения, и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трёх месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения), то есть в рассматриваемой ситуации — до 31 марта 2018 года.
Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.
2. Относительно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета сообщаем следующее.
Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено отдельным экономическим субъектам ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). В частности, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета разрешено применять организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства. Для таких организаций также утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 6, п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н), п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее — Информация Минфина)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 Информации Минфина, пункт 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008)).
В частности, такие организации могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» и др.), а также применять упрощенный порядок учета, предусмотренный для таких организаций иными ПБУ (например п. 6.1, п. 15.1 ПБУ 1/2008, п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).
Однако п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ уточняет, что организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Законодательство также прямо не устанавливает ответственность за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
— занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ).
Вместе с тем полагаем, что в случае, когда ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов приводит не к искажению статей (строк) бухгалтерской отчетности, а лишь к меньшей степени их детализации, основания для применения ст. 15.11 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается:
— отсутствие первичных документов;
— или отсутствие счетов-фактур;
— или регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
— систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Имеющаяся судебная практика свидетельствует о наличии рисков возникновения претензий со стороны налоговых органов в случае нарушения экономическим субъектом бухгалтерского законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40)). Поэтому нельзя исключать претензии налоговых органов в связи с применением организацией упрощенных способов бухгалтерского учета, если такие способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов в целях применения ст. 120 НК РФ.
В соответствии с п. 1.12 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» налоговый орган на основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, привлекает:
— налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101.4 НК РФ;
— должностных лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.
Напомним, что в общих случаях годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ):
— бухгалтерского баланса;
— отчета о финансовых результатах;
— приложений к ним.
В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах п. 2, п. 4 Приказа N 66н предусмотрено представление:
— отчета об изменениях капитала;
— отчета о движении денежных средств;
— отчета о целевом использовании средств;
— иных приложений (пояснений).
Если бы ООО формировало бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе в соответствии с п. 6.1 Приказа N 66н, оно (и его должностные лица) могло бы быть привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Однако в рассматриваемом случае ООО сформировало и представило бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме форм и показателей, предусмотренных п.п. 1-4 Приказа N 66н, поэтому указанные выше санкции к ООО применены быть не могут.

Читать еще:  Фнс рассказала, как считать срок «налоговой» давности агентам по ндфл

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
— Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

А для начала отметим, что не все субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность Исключения указаны в пункте 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Так, например, данной льготой не смогут воспользоваться микрофинансовые организации и компании, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (допустим, акционерные общества) (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Также напомним, какие фирмы вообще относятся к малым. Это компании, которые удовлетворяют критериям, перечисленным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Их три:

  • размер выручки компании — поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не могут превышать 400 млн. руб.;
  • численность работников составляет не более 100 человек;
  • состав учредителей — доля участия юридических лиц в уставном капитале ограничена. Так, если среди ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные вы однозначно малое предприятие. А вот в ситуации, когда среди учредивших вашу фирму есть юрлица либо государственные образования — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования надо смотреть долю их участия. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в вашем уставном капитале не превышала 25%. В отношении учредителей — обычных российских юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц не должна превышать 25%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Если же учредители-юрлица — сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия свыше 25%.

Состав бухгалтерской отчетности малых предприятий

По общему правилу в состав бухгалтерской отчетности коммерческих фирм входят:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств отчет о целевом использовании средств, пояснения.

Так вот малые компании могут обойтись только двумя первыми формами. То есть заполнить лишь бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Приложения к отчетности составляются по усмотрению бухгалтера, если, по его мнению, есть существенные показатели, требующие раскрытия (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Формы бухгалтерской отчетности малых предприятий

Как мы уже сказали выше, малые компании могут обойтись только двумя основными формами бухгалтерской отчетности. Кроме того, такие компании могут заполнять не общие бланки отчетности, а сокращенные. Приведены они в приложении № 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

В упрощенном балансе всего пять строк для отражения статей актива и шесть — для статей пассива. А во второй форме — семь строк. В упрощенном отчете о финансовых результатах отсутствуют многие показатели, которые выделены в общей форме. Например, такие, как валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, доходы от участия в других организациях. В строку «Расходы по обычной деятельности» объединены целых три показателя: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. Не приводится в отчете и справочная информация типа результатов от переоценки внеоборотных активов, базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию. Такую информацию показывать даже в свернутом виде не надо. Также в упрощенных формах не предусмотрена графа, где нужно указывать номер соответствующего комментария, приведенного в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Представляя бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и налоговую инспекцию после графы «Наименование показателя» нужно самостоятельно добавить графу «Код» и привести в ней коды показателей согласно приложению № 4 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н. При этом субъекты малого предпринимательства, включающие в форму укрупненные показатели (без их детализации), код строки указывают по тому показателю, который имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя (п. 5 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Бухгалтерскую отчетность все фирмы в обязательном порядке составляют за истекший год. То есть период с 1 января по 31 декабря. Исключение сделано для организаций зарегистрированных после 30 сентября. Для них первым отчетным периодом является время с даты регистрации до 31 декабря следующего года (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ). Правда, по своему желанию и такие фирмы могут составлять отчетность сразу за первый календарный год работы, то есть в общем порядке.

Годовую бухгалтерскую отчетность нужно представить в налоговую инспекцию в течение трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Аналогичный срок установлен для сдачи отчетности в органы статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ).

В течение года фирмы могут формировать месячную и квартальную отчетность. Она называется промежуточной и составляется соответственно ежемесячно и ежеквартально нарастающим итогом с начала года.

Промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять в какие-либо контролирующие органы не требуется.

Пример бухгалтерской отчетности малых предприятий

ООО «Класс», зарегистрированное в 2015 году, является субъектом малого предпринимательства. И составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.

Посмотрим, как бухгалтер заполнит бухгалтерский баланс за 2015 год, руководствуясь данными, приведенными в табл. 1.

Читать еще:  Приказ о поощрении работника - заполненный образец

Чем бухучет и отчетность «упрощенщиков» будут отличаться от учета и отчетности «обычных» организаций

Организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность. О поблажках, которые для них предусмотрены, подробно рассказал Минфин России в информационном сообщении от 01.11.12 № ПЗ-3/2012. Все привилегии в полной мере распространяются и на коммерческие организации, применяющие УСН, которые с будущего года обязаны вести бухучет.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Определение субъектов малого предпринимательства приведено в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются два условия.

Первое условие — средняя численность работников за предшествующий календарный год не превысила ста человек. Этот показатель определяется с учетом всех работников, включая тех, кто трудится по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также в филиалах, представительствах и обособленных подразделениях.

Второе условие — выручка от реализации (без НДС) за предшествующий календарный год, определенная в соответствии с Налоговым кодексом, не превысила 400 млн. рублей*. В теории существует еще одно ограничение — по остаточной стоимости активов (основных средств и НМА). Но на практике оно не применяется, потому что предельное значение в настоящий момент не установлено.

Обратите внимание: чтобы компания или ИП получила, либо утратила статус малого предприятия, оба условия должны выполняться, либо не выполняться, в течение двух календарных лет подряд.

Приведем пример. Допустим, критерий по выручке и численности персонала соблюдался в 2010 и 2011 году, но перестал соблюдаться в 2012 году. Тогда в 2013 году организация будет по-прежнему считаться малым предприятием. И только в случае, если статус не будет соблюден еще и по итогам 2013 года, то с 2014 года организация утратит соответствующий статус.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП считаются субъектами малого предпринимательства, если с момента их регистрации показатели средней численности и выручки не превысили приведенных выше значений.

Помимо этого для организаций предусмотрен еще один дополнительный критерий. Так, к субъектам малого предпринимательства, в общем случае, относятся компании, в уставном капитале которых суммарная доля участия РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов. А доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов**.

Чтобы облегчить восприятие материала, все субъекты малого предпринимательства — и компании и ИП — мы будем называть малыми предприятиями.

Малые предприятия и плательщики единого налога по УСН

Коммерческие компании и ИП, перешедшие на уплату единого «упрощенного» налога, априори являются малыми предприятиями. Дело в том, что условия, необходимые для применения УСН, являются более жесткими, нежели критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства.

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по УСН

Приведем пример. Критерий по выручке для «упрощенки» составляет 45 млн. рублей за девять месяцев, а для малых предприятий — 400 млн. рублей. Перейти на УСН в общем случае могут компании, чей уставный капитал состоит из вкладов других юридических лиц на четверть или менее. Тогда как статус малого предприятия возможен и при превышении данного показателя при условии, что эти юридические лица относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, коммерческие организации-«упрощенщики», которые с 2013 года обязаны вести бухгалтерский учет, смогут делать это в более простом варианте.

План счетов при упрощенной системе бухучета

В своей учетной политике малое предприятие вправе предусмотреть сокращенный план счетов. Это значит, что информацию, которую «обычная» организация отражает на нескольких синтетических счетах, малое предприятие может обобщить на одном счете.

Каким образом организовать обобщение, показано в таблице.

Обобщение информации на счетах малого предприятия

Сдали упрощенную бухгалтерскую отчетность, не являясь СМП

Чем грозит и что делать

Тему статьи предложила главный бухгалтер Светлана Баукина.

Как известно, субъектам малого предпринимательства (СМП) предоставлено право формировать упрощенную бухгалтерскую отчетност ь ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ); пп. 6, 6.1 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н . В ее состав входят баланс и отчет о финансовых результатах с отражением показателей по группам стате й ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ ; приложение № 5 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н; п. 17 Информации Минфина № ПЗ-3/2012 . Но как сдавать отчетность в ИФНС и территориальный орган статистики, если организация в конце отчетного года перестала соответствовать критериям СМП по «составу» уставного капитала (УК)?

Утрата и обретение статуса СМП

Критерии отнесения организации или ИП к СМП следующие. Предположим, речь идет об отчетности за 2014 г. Тогда за 2013 г.:

  • средняя численность работников должна быть не более 100 челове к подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ) ;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС должна быть не более 400 млн руб. п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ; п. 1 Постановления Правительства от 09.02.2013 № 101

Для организаций есть еще критерий по доле участия других лиц в уставном капитале. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не может превышать 25%. Кроме того, доля участия организации или нескольких организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не может быть больше 25% п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ .

Сдавать бухотчетность за 2014 г. в упрощенном виде могли организации-СМП, которые не являются микрофинансовыми и отчетность которых не подлежит обязательному аудит у пп. 1, 4 ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ .

Организация является субъектом малого предпринимательства при соблюдении всех перечисленных требований. Выход за установленные рамки по численности работников или объему выручки приведет к переходу организации в другую группу предпринимателей, только если соответствующее отклонение от предельного значения (100 человек, 400 млн руб.) будет наблюдаться в течение 2 календарных лет подря д ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ; Письмо Минэкономразвития от 18.12.2008 № Д05-5809 . А вот превышение доли участия в 25% лишает вас статуса малого предприятия в один момент — на дату, когда доля размером более 25% одного из упомянутых выше участников будет зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Соответственно и наоборот: так же быстро можно стать СМП, если будет зарегистрирована доля менее 25%, при условии что были соблюдены необходимые требования по численности и выручке.

И вполне может получиться так, что почти весь год организация относилась к категории СМП, но в декабре 2014 г. доля участника — иностранной организации, например, увеличилась до 30% и компания перестала быть малым предприятием. И так как в организации весь год велся упрощенный бухучет, было принято решение сдать в налоговую упрощенную бухгалтерскую отчетность. Последствия этой ситуации разберем подробнее.

Возможные штрафы от ИФНС

В НК предусмотрена ответственность за непредставление в налоговую обязательных к сдаче документов в установленный срок в размере 200 руб. за докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ . А в состав бухгалтерской отчетности входят баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ ; Письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285 . То есть вполне возможно, что контролеры выставят вам штраф на сумму 800 руб., поскольку:

  • баланс и отчет о финансовых результатах вы, конечно, сдали по действующим формам, но не по тем. А значит, налоговики могут попытаться приравнять это к непредставлению отчетов;
  • отчет об изменении капитала и отчет о движении денежных средств вы не сдавали совсем. А они представляют собой часть отчетности.

Микропредприятий стало больше, а вот число малых — только перестало сокращаться

Кроме того, на должностных лиц организации за непредставление каждой формы может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ Штраф этот взыскивается через суд.

И независимо от штрафов формально вам нужно будет еще раз сдать бухгалтерскую отчетность — теперь уже в полном объем е п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ . Если вы сдавали упрощенную отчетность по ТКС, то и в этот раз будет лучше сдать ее в электронном виде, причем с пометкой «корректирующая» (если есть техническая возможность).

Если же отчетность сдавали на бумаге, то и теперь сдавайте на бумаге. Проще отправить по почте, поскольку некоторые налоговики на местах с большой неохотой принимают от организаций такие уточненки по бухотчетности.

Читать еще:  Госдума не освободила проценты со взносов на капремонт от налога на прибыль

Отчетность в Росстат

Экземпляр годовой бухотчетности должен быть представлен не только в ИФНС, но и в отделение Росстата вашего регион а ч. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Росстата от 31.03.2014 № 220 . За его непредставление или представление в неполном объеме (а это как раз наша ситуация) предусмотрен штраф для организации от 3000 до 5000 руб., а для должностных лиц — предупреждение или штраф от 300 до 500 руб. ст. 19.7 КоАП РФ Этот штраф тоже взимается через суд п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ст. 28.2 КоАП РФ .

Помимо прочего, утрата статуса СМП сразу увеличивает для организации количество отчетов, которые необходимо сдавать в орган статистики. Так, в списке наиболее «распространенных» форм, с подачей которых вы уже могли опоздать:

  • П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации» (для организаций со средней численностью работников до 15 человек включительно);
  • 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов»;
  • П-4 или 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» (для организаций со средней численностью работников более 15 человек);
  • 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств»;
  • П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах»;
  • П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы» и П-2 (краткая) «Сведения об инвестициях в основной капитал» (последняя сдается, если средняя численность работников составляет более 15 человек).

Не говоря уже о формах, которые должны сдавать не являющиеся СМП организации, ведущие определенные виды деятельности.

А за непредставление статистической отчетности или отражение в ней недостоверных сведений руководителю также грозит штраф 3000— 5000 руб. ст. 13.19 КоАП РФ Хотя на практике вряд ли Росстат узнает, что организация перестала быть СМП.

На одной из конференций европейских статистиков представители статведомства сами признавали, что в России нет отдельного органа, который контролировал бы наличие статуса малого предприятия у организаций. И поэтому они не владеют полной информацией в этой област и п. 10 записки от Российской федеральной службы государственной статистики (Внимание! PDF-формат) . ФНС в части сведений из ЕГРЮЛ передает Росстату данные только о количестве зарегистрированных, реорганизованных и ликвидированных предприяти й п. 6.2 приложения № 1, утв. Приказом Росстата № 5, ФНС № ММ-3-11/14@ от 18.01.2008 . Но не об изменении долей участников в УК.

Поэтому вы можете начать представлять сведения в полном объеме о деятельности своей организации (не как СМП) с момента, когда выявили, что не являетесь малым предприятием.

Что делать, если есть расхождения в бухгалтерской и налоговой отчетности по УСН

После отчетного периода, когда все декларации сданы, расслабляться бухгалтеру нельзя, поскольку возможна камеральная проверка. Но расхождения в налоговой и бухгалтерской отчетности не являются грубым нарушением .

Вопрос. Организация отчитывается по УСН, но в декларации сумма по строке 210 не совпадает с данными по отчету о прибылях и убытках, поскольку налоговый учет ведется кассовым методом, а бухгалтерский – методом начисления.

Все финансовые результаты по строке «Выручка» должны отражать суммарный годовой оборот по кредиту 90 счета, субсчета «Выручка». Если из налоговой инспекции пришел запрос об уточнении разницы между прибылью и убытком, то необходимо пояснить, что она получена из-за использования разных правил признания расходов и доходов. Ведь в декларации доходы необходимо признать на момент поступления денег в кассу или счет компании, а в бухгалтерском учете доход можно признавать по методу начисления.

Важно: на полученное из налоговой инспекции письмо следует ответить в течение 5 рабочих дней.

Таким образом, по строке 2110 отражается оборот по кредиту 90 счета за минусом оборота по дебету счета 90 счета субсчета «НДС» и «акцизы».

Кроме того, выявленная разница между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью, которая образовалась вследствие использования разных правил признания расходов и доходов, состоит из постоянных и временных разниц.

Данные о разнице формируются на основе первичной документации, либо выявляется самостоятельно. Постоянные и временные разницы могут обособленно учитываться в бухгалтерском учете. Для аналитического учета временные разницы учитываются по видам обязательств или активов, при оценке которых появилась временная разница.

Отчет формируется на основании данных 90 счета. При этом следует подчеркнуть, что все данные отчеты заполняются «по отгрузке», поэтому учитываются все операции, отраженные в учете, факт получения оплаты в данном случае не имеет значения. В итоге выручка, указанная в отчете, не совпадет с суммой дохода, которая будет учтена в книге в конце года, поскольку книга формируется только «по оплате».

При формировании отчета на УСН применяются те же коды, но есть нюансы. При составлении отчета по упрощенке в одну строку можно вносить несколько показателей. Например, отчет по УСН не содержит отдельных строк «себестоимость продаж» или «коммерческие расходы», эти показатели следует суммировать и показать в строке «расходы по обычным видам деятельности».

Есть всего один момент, когда выручка будет учитываться в бухгалтерском учете не по отгрузке, а по оплате – это, когда был заключен договор о продаже или покупке имущества с индивидуальным порядком перехода прав собственности. С учетом этого документа, имущества считается проданным только после факта передачи денег. Но это условие должно быть обязательно прописано в договоре. В этом случае, выручка, зафиксированная в бухгалтерском учете, будет считаться оплаченной. Но это единственное исключение, в других случаях выручка будет учитываться только после перехода права собственности, при этом не имеет значения, в какой именно момент были переданы деньги.

Бухгалтерскую отчетность за год необходимо сдать в налоговую инспекцию не позже трех месяцев после окончания года . То есть последний днем сдачи декларации будет 31 марта 2016 года.

В итоге, для заполнения строки «выручка» необходимо взять оборот по кредиту 90 счета, именно на нем учитывалась выручка компании за год. В последний день года необходимо обнулить субсчет.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, теперь кроме деклараций подают бухгалтерскую отчетность. Если налоговыми инспекторами будут выявлены расхождения, потребуются пояснения. Итак, что проверят при УСН:

    Доходы и выручка – в декларации строка 210, в отчете о финансовых результатах строка 2110. Инспекторы считают, что суммы по указанным строкам должны обязательно совпадать. Но если возникла разница?

Объяснение: в декларации доходы признаются в момент поступления денег на расчетный счет или кассу организации. Но в бухгалтерском учете можно признать доходы по методу начисления. В таком случае, может возникнуть разница. Доходы могут также отличаться по строкам, если бухгалтерский учет ведется по кассовому методу. В бухгалтерском учете, в составе доходов необходимо учитывать неиспользованный резерв по сомнительным долгам, но в УСН такие резервы не создаются.

Расходы – проверяется соответствие строк 2120 в отчете и 220 в декларации. Инспекторы уверены, что расходы по указанным строкам должны совпадать. Наибольшее количество вопросов возникает, если расходы выше в декларации, а не в бухгалтерском учете.

Объяснение: расходы могут быть различными в декларации и в отчете из-за разных методов учета. В декларации расходы могут быть выше, так как компания могла заплатить за материалы, но не использовать их пока для производства. В УСН такие расходы можно списать, но в бухгалтерском учете такой привилегии нет. Может возникнуть и другая ситуация, в случае, если расходы окажутся выше в бухгалтерском отчете. Причиной может стать тот факт, что в бухучете можно списать все затраты, а по УСН перечень таких расходов ограничен.

Сумма налога – инспекторы будут проверять строку 2410 в бухгалтерской отчетности и строку 260 в декларации. Если в отчетности сумма будет больше, то может возникнуть вопрос о неправомерном занижении компанией налоговой базы.

Объяснение: эти два показателя могут быть различными, если компания применяет совмещенный режим налогообложения. В этом случае строка «доходы» будет содержать два вида налога. Если компания потерпела убытки за отчетный год, то будет платить минимальный налог, что и отразит в результате. Декларация в этом случае будет содержать нулевой налог.

Следует иметь в виду, что пояснения необходимо предоставлять, если этого требуют инспекторы после проведения проверок. Если в компанию поступил официальный запрос на разъяснение причин различия в отчетах, то предоставить пояснения можно в свободной форме. Необходимо указать, что в бухгалтерском учете списана задолженность, в то время как на УСН сделать такую операцию невозможно. Пояснения необходимо предоставить в течение пяти дней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector