Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов

Как применить ставку 0% при выплате дивидендов

Джаарбеков С. М., управляющий партнер ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры»

Известно, что НК РФ устанавливает льготную ставку налога 0% при выплате дивидендов внутри групп российских компаний. Такая ставка установлена пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ в случае получения дивидендов российскими организациями при выполнении условия — на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации (или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов).

Если российская организация получает дивиденды от иностранной организации, то льготная ставка 0% применяется, только если государство постоянного местонахождения этой организации не включено в список оффшорных зон. Такой список утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н.

Отмена условия о стоимости приобретения в 500 млн. рублей.

До 1 января 2011 года было еще одно условие — стоимость приобретения вклада (доли) в уставном (складочном) капитале выплачивающей дивиденды организации должна была превышать 500 миллионов рублей. Снятие этого условия существенно расширило круг налогоплательщиков, которые могут применить льготную ставку.

Следует обратить внимание, что отмена условия о 500 миллионной стоимости вклада применяется только в отношении дивидендов, выплачиваемых за 2010 год и более поздние периоды. Дело в том, что это изменение было внесено федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ, который статьей 5 указывает, что положения пункта 3 статьи 284 НК РФ применяются с 1 января 2011 года и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.

Пример

Организация владеет с 10 января 2007 года 55% долей ООО. Стоимость приобретения доли составила 1 млн. рублей.

Организация будет вправе применить при получении дивидендов от ООО ставку 0% только по дивидендам, выплачиваемым за 2010 год. Если в 2011 году выплачиваются дивиденды за 2009 год, то к такой выплате применяется налоговая ставка 9%.

Некоторые авторы высказывают мнение, что формулировка указанного выше закона предполагает применение ставки 0% и в случае если по итогам 2010 года выплачиваются дивиденды как по прибыли 2010 года, так и по прибыли более ранних периодов. По моему мнению, это очень рискованный подход. Дело в том, что если бы законодатель желал предоставить льготу по всем дивидендам, выплачиваемым после 1 января 2011 года, то он так бы и сформулировал – ставка применяется в отношении дивидендов, решение о выплате которых принято с 1 января 2011 года. В рассматриваемом же законе специально оговорен период, за который применяется льготная ставка – 2010 год и более поздние периоды.

В бухгалтерской отчетности — в Отчете о прибылях и убытках (форма 2) определяется прибыль за год. Соответственно, налоговый орган может, при налоговой проверке определить сумму прибыли 2010 года и если окажется, что распределяется сумма прибыли больше, чем за 2010 год, признать сумму превышения как дивиденды, выплачиваемые за более ранний, чем 2010 год период (и исчислить налог по ставке 9%).

Пример

По итогам 2010 года нераспределенная прибыль общества составила 100 млн. рублей. Чистая прибыль по итогам 2010 года по отчету о прибылях и убытках составила 15 млн. рублей. Общество, в 2011 году выплачивает дивиденды материнской компании, которое владеет ее уставным капиталом более чем на 50% и более 365 дней (стоимость покупки доли – 1 млн. рублей). Принято решение распределить 25 млн. рублей чистой прибыли. В решении акционеров нет указания на то, за какой период производится распределение прибыли.

В этом случае, сумма распределяемой прибыли за 2010 год не могла составить более 15 млн. рублей. Соответственно, только к сумме дивидендов в размере 15 млн. рублей может быть применена ставка 0%. В отношении оставшихся 10 млн. рублей дивидендов применяется ставка 9%.

Условия применения ставки 0%

Как было указано выше, п. 3 ст. 284 НК РФ устанавливает условия для применения ставки 0%.

Прежде всего, отметим, что льготная ставка применяется, только если дивиденды получены российской (а не иностранной) организацией.

На день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней должна непрерывно владеть на праве собственности не менее чем 50% доли в уставном капитале.

Следует обратить внимание, что указанные выше условия определяются именно на день принятия решения о выплате дивидендов (а не на день выплаты или иную дату). Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров (ст. 42 федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») или общим собранием участников общества (ст. 28 федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Условие — не менее чем 50% доли в уставном капитале, означает, что доля в 50% уже дает право на применение ставки 0%. При расчете доли нужно учитывать весь уставной капитал (включая, к примеру, и долю, приходящуюся на привилегированные акции).

Документальное подтверждение ставки 0%

НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения льготной ставки (в том же п. 3 ст. 284 НК РФ). Так, указывается, что для подтверждения права на применение налоговой ставки 0%, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.

Указывается, что такими документами могут быть договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Следует обратить внимание, что НК РФ устанавливает требование о предоставлении указанных выше документов налогоплательщиками (то есть получателями дивидендов). Применяет же ставку 0% и будет нести ответственность за неправильное ее применение налоговый агент. Поэтому в интересах налогового агента, чтобы у него был комплект документов, подтверждающих наличие указанных выше условий. Так, Минфин России, высказал мнение, что такие документы также нужно предъявить налоговому агенту вместе с подтверждением, что они были представлены в налоговый орган (Письма от 24.02.2009 N 03-03-06/1/78, от 09.06.2008 N 03-03-06/2/68).

Читать еще:  Налоговикам предписали брать ерсв с ошибками… и другие интересные новости за неделю (17.02.2018–22.02.2018)

Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов

Нулевая ставка по налогу на прибыль по дивидендам существует для их получателей – российских юрлиц. Рассмотрим, при каких условиях можно воспользоваться этой ставкой.

Когда можно применить ставку 0% для дивидендов

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ ставка 0% действует, если российская организация – получатель дивидендов на день принятия решения о выплате дивидендов владеет на праве собственности:

  • 50% и более вклада (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, выплачивающей дивиденды;
  • депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, сумма которых соответствует не менее 50% общей суммы выплачиваемых дивидендов.

При этом период владения должен составлять не менее 365 календарных дней и быть непрерывным в течение этого срока.

О том, как выплата дивидендов отражается в учете у каждой из сторон, читайте в материале «Бухгалтерские проводки при выплате дивидендов».

Исчисление срока владения вкладом при реорганизации организаций

1. Реорганизация в виде изменения организационно-правовой формы

Если получатель дивидендов изменяет организационно-правовую форму, период владения вкладом (долей) в уставном капитале выдающего дивиденды общества не прерывается. В этом случае в 365-дневный срок, необходимый для применения ставки 0%, включается период владения вкладом, как преобразованной организацией, так и ее правопреемником (письмо Минфина России от 12.09.2011 № 03-03-06/1/547).

2. Реорганизация в форме выделения

Если реорганизация осуществляется в форме выделения, то правопреемники-выделившиеся организации, должны исчислять срок владения вкладом заново. Право на применение ставки 0 % возникнет у таких организаций только по истечении 365 дней с момента реорганизации (письмо Минфина России от 30.01.2012 № 03-03-06/1/42).

3. Реорганизация в форме присоединения

В отношении ситуаций, когда в результате реорганизации присоединяется организация, владеющая вкладом (долей), чиновники к единому мнению не пришли.

Так, в письмах от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15514, от 26.02.2014 № 03-03-06/1/8003, от 28.08.2013 № 03-03-06/2/35300 Минфин России позволяет считать срок владения в совокупности, путем сложения сроков владения вкладом (долей) как до реорганизации, так и после нее.

Однако в другом письме чиновники разъясняют, что применение льготной ставки возможно, если хотя бы одна из реорганизуемых организаций к моменту присоединения соответствовала требованиям подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Если же это условие не выполняется, 365-дневный срок следует рассчитывать с момента завершения реорганизации (письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-03-10/379).

Так как официальные разъяснения Минфина России противоречивы, позицию по этому вопросу следует уточнять в своей налоговой инспекции.

Если в результате реорганизации к организации, которая выплачивает дивиденды, была присоединена другая компания, срок владения вкладом получателями дивидендов для целей применения ставки 0% не прерывается (письмо ФНС России от 16.07.2013 № ЕД-4-3/12679@).

4. Изменение организационно-правовой формы дочерней организацией

Когда организационно-правовую форму изменяет дочерняя организация, выплачивающая дивиденды, их получатель может применить ставку 0% только по истечении 365 календарных дней после завершения реорганизации. Ведь с момента реорганизации в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ возникает новое юридическое лицо. Следовательно, право собственности материнской компании на долю в преобразованной организации прекращается с момента завершения реорганизации последней. А право на долю в уставном капитале вновь созданной организации возникает с момента ее государственной регистрации в качестве нового юридического лица (письма Минфина России от 08.04.2014 № 03-03-РЗ/15941, от 15.03.2012 № 03-03-06/3/4, от 11.01.2012 № 03-03-06/1/3).

Применение льготной ставки при увеличении вклада

Встречаются ситуации, когда организация владеет в течение 365 календарных дней долей в уставном капитале, превышающей 50%, и дополнительно приобретает долю в этой же организации. В таком случае, по мнению Минфина России, дивиденды, приходящиеся на приобретенную долю, облагаются также по нулевой ставке независимо от срока владения дополнительной долей (письма от 08.09.2011 № 03-03-06/1/542, от 08.09.2011 № 03-03-06/1/541, от 26.08.2011 № 03-03-06/1/527).

О том, каким образом может осуществиться смена владельца доли в ООО, читайте в статье «Отчуждение или уступка доли в уставном капитале ООО».

Подтверждение права на льготную ставку

Для подтверждения права на использование льготной ставки получатель дивидендов должен представить в налоговую инспекцию документы в соответствии с перечнем, приведенным в подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ. К таким документам относятся:

  • договоры купли-продажи (мены);
  • решения о размещении ценных бумаг;
  • проспекты эмиссии;
  • решения о реорганизации;
  • выписки из лицевых счетов реестра акционеров;
  • выписки по счету депо;
  • другие документы.

В этих документах должны быть подтверждены дата приобретения вклада (доли) в уставном (складочном) капитале либо права на депозитарные расписки (подп. 1, абз. 7–8 п. 3 ст. 284 НК РФ).

По мнению Минфина России, такие документы нужно предъявить также налоговому агенту вместе с подтверждением, что они были представлены в налоговый орган (письма Минфина России от 24.02.2009 № 03-03-06/1/78, от 09.06.2008 № 03-03-06/2/68). Однако НК РФ подобных требований не содержит, поэтому данная позиция чиновников является спорной. Более того, налоговый агент располагает необходимой информацией для правильного применения налоговой ставки без предоставления ему указанных документов.

Применение льготной ставки с 2014 года

С 01.01.2014 НК РФ ограничено право на использование ставки 0% при получении дивидендов по акциям российских организаций, учитываемым на счетах депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) депозитарных программ. Согласно п. 9 ст. 310.1 НК РФ при исчислении налога на прибыль в отношении таких дивидендов налоговый агент-депозитарий, в котором открыты указанные счета, не вправе применить пониженную ставку. Он должен исчислить налог по ставке, установленной НК РФ в качестве основной (13 %).

В дальнейшем реализовать свое право на применение в отношении своих доходов пониженной налоговой ставки 0% получатель дивидендов сможет только путем подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 21, абз. 4 п. 9 ст. 310.1 НК РФ).

Ставка 0% по дивидендам может быть применена, когда организация – их получатель является владельцем более чем 50%-ной доли в уставном капитале плательщика дивидендов или располагает депозитарными расписками, дающими право на получение более половины всех выплачиваемых дивидендов. Период владения должен составлять не меньше 365 дней и быть непрерывным. Его исчисление в определенных ситуациях (при реорганизации, приобретении дополнительной доли в уставном капитале плательщика дивидендов) характеризуется рядом особенностей. Право на льготу получатель дивидендов должен подтвердить путем представления в ИФНС подтверждающих документов.

Финансисты разъяснили, когда можно применять нулевую ставку к выплаченным дивидендам

По общему правилу дивиденды, выплаченные российским организациям, облагаются налогом на прибыль по ставке 13% (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако в некоторых случаях может применяться ставка 0% (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Специалисты главного финансового ведомства напомнили об условиях, которые должны быть соблюдены для применения нулевой ставки по таким доходам (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 апреля 2016 г. № 03-03-06/1/19746 «О применении налоговой ставки 0 процентов к доходам, полученным организацией в виде дивидендов, в том числе к дивидендам от дополнительно приобретенных долей, которые увеличивают долю владения общества в уставном капитале сверх установленного минимального значения»).

Читать еще:  Инкассовое поручение - это...

Так, в НК РФ указано, что это возможно, когда на день принятия решения о выплате дивидендов организация, получающая дивиденды, владеет в течение не менее 365 календарных дней непрерывно вкладом (долей) в размере не менее 50% в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

По мнению чиновников, в случае если на день принятия решения о выплате дивидендов соблюдаются данное требование, то налоговая ставка в размере 0% применяется ко всем доходам, полученным организацией в виде дивидендов. Это относится и к дивидендам от дополнительно приобретенных долей, которые увеличивают долю владения общества в уставном капитале сверх установленного минимального значения.

Ставка налога на прибыль организации при получении дивидендов от иностранной компании, учредителем которой она является

Вопрос-ответ по теме

Российская организация является учредителем иностранной компании в Казахстане (владеет компанией больше 4 лет и имеет 100 % вклад в уставном капитале), в 2018 получила дивиденды. По какой ставке уплачивает налог на прибыль получатель дивидендов российская организация, и в каком листе декларации по налогу на прибыль отражает дивиденды?

Организация имеет право применить ставку 0 процентов. Для этого надо представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие момент приобретения доли.

Ставку 0 процентов применяют в том случае, когда организация – получатель дивидендов удовлетворяет определенным критериям о размере и стоимости вклада (доли) в уставном капитале:

на дату принятия решения о выплате дивидендов она владеет на праве собственности:

либо не менее 365 календарных дней подряд не менее чем 50-процентным вкладом или долей в уставном, складочном капитале или фонде организации – источника выплаты дивидендов;

либо депозитарными расписками, подтверждающими право на получение не менее чем 50 процентов общей суммы дивидендов к выплате;

она представила в налоговую инспекцию документы, подтверждающие момент приобретения доли (вклада, депозитарных расписок).

Если условия применения нулевой ставки не выполнены, применяйте ставку 13 процентов. Это общая ставка для всех остальных организаций (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК).

При получении дивидендов нужно заполнить листы 4 и 9 декларации по налогу на прибыль.

Налог на прибыль: о применении нулевой ставки к дивидендам

Резолютивная часть решения объявлена 26.11. 2012
Решение в полном объеме изготовлено 29.11. 2012

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А., при ведении протокола помощником судьи Масловым А.С., при участии в судебном заседании представителей:

  • от заявителя — открытого акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» — Королев А.В. (доверенность от 14.05.2012 № 1310), Сабирова М.Ю. (доверенность от 07.08.2012 № 1459);
  • от Министерства финансов Российской Федерации — Каширских Н.В. (доверенность от 19.10.2010 № 01-06-08/223), Голованов Г.Р. (доверенность от 04.07.2012 № 01-10-08/44),

рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2012 № 03-03-10/34,

открытое акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (далее — общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим в полном объеме письма Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2012 № 03-03-10/34 (далее — оспариваемое письмо, письмо), являющегося, по мнению общества, нормативно-правовым актом, устанавливающим общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц.

По мнению заявителя, разъяснение, содержащееся в оспариваемом письме, незаконно возлагает на налогоплательщиков дополнительное налоговое бремя, устанавливая запрет на применение ставки налога на прибыль организаций 0 процентов к дивидендам, выплачиваемым из нераспределенной прибыли прошлых лет. Также в письме устанавливается, что к таким дивидендам подлежит применению налоговая ставка 20 процентов, тем самым вводится иное правило, не содержащееся в статье 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).

В подтверждение нормативного характера данного письма общество указало, что оно направлено Минфином России для применения в работе налоговыми органами, а также опубликовано совместно с письмом Федеральной налоговой службы от 26.06.2012 № ЕД-4-3/10420@ в системе «Консультант» и в журнале «Документы и комментарии» (выпуск № 17, сентябрь 2012).

Минфин России возражает против заявленного требования, представил письменный отзыв, в котором указывает, что оспариваемое письмо не является нормативным правовым актом, содержит разъяснение по конкретному вопросу. Оно подготовлено в ответ на запрос налогоплательщика, по своему содержанию носит рекомендательный характер, учитывающий специфику конкретной ситуации. Кроме того, данный акт необязателен для применения налоговыми органами.

По мнению представителя Минфина России, в письме содержится разъяснение по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, данное им Федеральной налоговой службе в порядке, предусмотренном статьей 34.2 Налогового кодекса, которое не влечет признания его нормативным правовым актом.

С учетом данной позиции Минфин России ходатайствовал о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 и частью 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу пункта 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от конкретного содержания этого акта, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, оспариваемое Минфина России было направлено в адрес Федеральной налоговой службы в связи с необходимостью подготовки ответа на запрос по поводу налогообложения дивидендов, поступивший в налоговый орган от налогоплательщика – закрытого акционерного общества «Мега-Траст».

Из текста упомянутого письма следует, что содержащееся в нем разъяснение устанавливает с учетом подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса обязательные правила поведения для налоговых органов и налогоплательщиков, заключающиеся в указании на невозможность применения налоговой ставки 0 процентов к дивидендам, выплачиваемым за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

Оспариваемое письмо было направлено Федеральной налоговой службе для руководства в ее практической деятельности, что не исключает возможности многократного применения содержащихся в нем разъяснений, порождает правовые последствия для неопределенного круга лиц и должно быть использовано в работе налоговых органов при проведении ими мероприятий налогового контроля.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое письмо является актом, принятым (изданным) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, и содержит разъяснения, рассчитанные на многократное применение.

Читать еще:  Ст. 11 тк рф: вопросы и ответы

С учетом изложенного заявленное обществом требование подлежит рассмотрению по существу, в удовлетворении ходатайства Министерства финансов Российской Федерации о прекращении производства по делу следует отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса налоговая ставка при исчислении налога на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 5.1 данной статьи.

В частности, пунктом 3 статьи 284 Кодекса установлена возможность применения к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, ставки 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»).

Федеральным законом от 27.12.2009 № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 368-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 284 Кодекса, в соответствии с которыми исключено требование, ранее содержащееся в указанном пункте названной статьи, о стоимости вклада (доли) — не менее 500 миллионов рублей.

Указанные правила применяются с 1 января 2011 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 368-ФЗ) и распространяются на правоотношения по обложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.

Между тем Минфин России, комментируя названные положения Закона, сделал вывод, изложенный в оспариваемом письме, что у организации, которая при отсутствии чистой прибыли за 2010 год выплачивает акционеру в 2011 году дивиденды за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, не имеется оснований для применения налоговой ставки 0 процентов к таким доходам.

Данный вывод суд считает необоснованным в силу следующего.

Внесенные Федеральным законом № 368-ФЗ изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков, поскольку по сравнению с ранее действовавшей редакцией пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса в рамках нового правового регулирования налогоплательщикам, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении полученных ими доходов в виде дивидендов, необходимо соблюдать не три, а два условия: о размере доли и сроке владения ею.

Свою позицию, изложенную в оспариваемом письме, Минфин России основывает на толковании положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 368-ФЗ.

Однако содержащееся в приведенной норме условие направлено на разрешение вопроса о действии во времени внесенных этим Законом изменений и не содержит дополнительного ограничения, отсутствующего в пункте 3 статьи 284 Налогового кодекса, в виде запрета на применение налоговой ставки 0 процентов в случае выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов, источником выплаты которых является прибыль такого общества после налогообложения (чистая прибыль общества).

Чистая прибыль акционерного общества определяется по данным бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году формируется и обобщается по счету 99 «Прибыли и убытки».

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается, сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается с данного счета в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по счету 84 в корреспонденции со счетами 75 «Расчеты с учредителями» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Следовательно, по своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль тождественны, что исключает различный режим налогообложения в зависимости от отчетного периода, за который обществом принимается решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов.

Таким образом, толкование, допущенное Министерством финансов Российской Федерации в оспариваемом письме, в соответствии с которым устанавливается подобный запрет на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль, приводит к формированию новых правил налогообложения в отношении дивидендов и изменяет порядок исчисления налога в отношении распределения прибыли, полученной до 2010 года, что противоречит положениям пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса и пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 368-ФЗ.

Поскольку оспариваемое письмо, изданное Минфином России, не соответствует названным положениям действующего законодательства, оно подлежит признанию недействующим в полном объеме.

Требование общества подлежит удовлетворению.

Уплаченная заявителем по платежному поручению от 09.08.2012 № 21574 государственная пошлина в сумме 2 000 рублей согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации в составе судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167 — 170, 176, 195 и 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2012 № 03-03-10/34 не соответствующим подпункту 1 пункту 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2009 № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» судебные расходы в размере 2 000 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector